Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ярослав Мудрый. Расцвет Киевского государства




Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаме­нованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.

После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в ру­ках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были на­тянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с перемен­ным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.

Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с млад­шим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отда­ленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный сопер­ник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами, раз­ными способами укрепить единство государства. Большое значе­ние имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основ­ных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения хри­стианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по ар­хитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Кон­стантинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.

Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золоты­ми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.

Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахмато­ва, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших кня­жеских законодательных постановлений. Обычное право, древней­шие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть вы­ступала как высший судебный арбитр, гарант законности и право­порядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.

Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просве­щения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они боль­ше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привиле­гии в торговле, отпустила пленных.

При Ярославе Киевская Русь установила со многими европей­скими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его доче­ри вышли замуж за французского, норвежского и венгерского ко­ролей, а внучка — за германского императора.

Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. сви­детельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достиг­ло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдаю­щийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.

До середины XI в. развитие Древней Руси проходило по восхо­дящей линии: от объединения разрозненных славянских племен вокруг Киева до христианизации Руси и образования на востоке Европы могущественного государства. После смерти Ярослава Мудрого начинаются ослабление и распад Киевского государства. Господствовавшая до сих пор центростремительная тенденция развития сменяется тенденцией центробежной, усиливается обособление отдельных земель от Киева, происходит ослабление центральной власти, появляются новые политические образования, которые соперничают с Киевом.

В чем причины этого поворота истории Древней Руси? Дейст­вовали, несомненно, объективные факторы. Развивались земледе­лие, ремесло и торговля, росло экономическое значение отдельных регионов Киевского государства. Киев перестал быть центром, откуда направлялись торговые караваны в Византию. Путь из «варяг в греки» терял свое значение. С ростом значения земледелия дружинники-воины превращались в бояр-землевладельцев, зани­мавшихся своим хозяйством. Местные вотчинные интересы преобладали над общегосударственными интересами. Экономическое усиление окраин делало их независимыми от Киева.

Разрушительное действие на Киевскую Русь оказали набеги кочевников. В 60-е годы XI в. появился новый опасный противник — половцы. Не менее тяжелыми для населения являлись кня­жеские усобицы, постоянные внутренние военные столкновения, разорявшие население. Большинство крестьян и городских жите­лей покидали обжитые места и уходили подальше, в более безопас­ные места. Один путь был на юг, к Днестру, Западному и Южному Бугу, к предгорьям Карпат, другой — на восток, за реку Оку, к вер­ховьям и среднему течению Волги, в так называемое Залесье. Этот край был редко населен финскими племенами. За лесами было безопасно. Обширные пространства и сравнительно плодородная почва благоприятствовали развитию земледелия.

Распаду Киевской Руси в значительной мере способствовал порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым. Главная идея заключалась в том, что Киевская земля — вотчина всего рода, общее владение всех его сыновей и внуков. Но главен­ствует старший по возрасту, который сидит в Киеве и которому остальные князья должны подчиняться как старшему, слушаться «как отца своего». По завещанию Ярослава каждый из его сыновей получил удел. Старший сын Изяслав стал великим князем киев­ским и получил Новгород. Остальные сыновья получили города в зависимости от старшинства. По замыслу Ярослава в случае смер­ти киевского князя место занимает следующий по старшинству брат. Происходит соответствующее передвижение уделов: черниговский князь переходит в Киев, переяславский — в Чернигов и т.д.

Но такой порядок таил в себе разрушительные силы, которые проявились вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Младшие сы­новья не могли надеяться получить Киевский стол обычным путем. А среди внуков Ярослава уже трудно было определить стар­шинство. Появились князья-изгои, лишенные владений. Разрос­шееся Ярославово племя признавало только принцип силы. Сила, военное противоборство стали главным способом добычи удела и великого княжения. Междоусобная борьба приняла всеобщий ха­рактер. За 170 лет до татарского нашествия летописи отмечают более 90 усобиц. Иногда борьба длилась по несколько лет. Побе­дившие князья не щадили своего противника, расправлялись с его семьей и дружиной, разоряли его селения, грабили крестьян и го­рожан. Для борьбы друг с другом нанимали половецкие отряды, которые были особенно жестоки по отношению к местному населению.

Владимир Мономах

В этом хаосе взаимной борьбы и безликости возвышается фигура Владимира Мономаха, выдающегося государственного деятеля начала XII в. Он был внуком Ярослава Мудрого и византийского императора Константина. Мономах правил в Киеве с 1113 по 1125 г. Но задолго до этого он прославился своим мужеством, честностью, борьбой против врагов Руси, и прежде всего против половцев. Он совершил 13 походов против степняков и всякий раз заключал с ними мир.

После смерти своего отца Всеволода, третьего сына Ярослава, Владимир Мономах отказался принять Киевский стол, уступив его Святославу Изяславовичу, которому по установленному Ярославом Мудрым праву принадлежало старшинство. Владимир Всеволодо­вич постоянно стремился к прекращению усобиц и изыскивал вся­ческие средства для этого. Так, для водворения мира он собрал в 1097 г. съезд князей в Любече. «Зачем губим русскую землю, под­нимая сами на себя вражду? — говорили князья. — А половцы на землю нашу несут рознь и рады, что между нами идут усобицы». Рассуждая здраво, князья решили жить мирно, чтобы каждый вла­дел своей вотчиной. На этом целовали крест. Но не успели разъе­хаться с Любечского съезда, как произошла очередная кровавая драма. По дороге домой Давид Игоревич заманил теребовльского князя Василька в Киев и ослепил его. На следующем съезде князья пытались наказать отступника, лишить его удела. Но остановить усобицы так и не удалось. Сам Владимир Мономах принимал уча­стие в междоусобной борьбе: к примеру, организовал поход на Минск и жестоко расправился с местным населением.

Киевским князем Владимир Мономах стал после восстания 1113г. Жители Киева пригласили его для восстановления порядка. Гнев населения был направлен против ростовщиков и торговцев. Владимир Мономах установил более умеренный ростовщический процент, внес ряд изменений и дополнений в «Русскую Правду». Сохраненные летописцем «Поучение» Владимира Мономаха сво­им детям можно рассматривать как кодекс морали того времени.

Обладая твердой волей, энергией и мужеством, недюжинными способностями государственного деятеля и полководца, Владимир Мономах восстановил единство Древнерусского государства в гра­ницах, сложившихся в начале XI в. Твердой рукой и дипломатиче­скими средствами он временно прекратил усобицы. Были установ­лены законность и порядок во всей внутренней жизни. Во время княжения Владимира Мономаха были построены новые дороги из Киева в Северо-восточную Русь. Начались интенсивное заселение и хозяйственное освоение этого громадного края, на территории которого образовалось Владимиро-Суздательское княжество, а впоследствии — Московское государство. В ряде сражений Влади­мир Мономах разгромил половецких ханов и приостановил втор­жение половцев в пределы своих владений. С возросшей мощью Киевского государства вынуждены были считаться ближайшие со­седи. Были установлены равноправные отношения с Польшей, Венгрией, Чехией, Византией.

Но Владимир Мономах только временно восстановил могуще­ство и приостановил распад Древнерусского государства. Полно­стью преодолеть сепаратизм местных князей и центробежные тен­денции он был не в состоянии.

После смерти Владимира Мономаха усобицы разгорелись с но­вой силой. Ожесточенная борьба проходила между потомками Вла­димира (Мономаховичами) и потомками черниговского князя Оле­га Святославича (Ольговичами), а также внутри этих кланов: между старшими и младшими Мономаховичами, старшими и младшими Ольговичами.    '

Распад Киевского государства, княжеские усобицы ослабляли сопротивление русских земель внешним силам и в конце концов стали главной причиной поражения в борьбе с татаро-монголами. Наряду с этим необходимо отметить и другую, параллельную тен­денцию — развитие культуры, самосознания народа, экономичес­кий и политический рост новых центров — Новгородской земли, Северо-восточной и Юго-Западной Руси.

ЛЕКЦИЯ II

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Политический строй. Социальный строй. Жизнь и быт людей. Русские княжества в XII—XIII вв. Новгородская земля

Политический строй

В процессе образования государственности сформировалась и упрочилась власть князя, верховного правителя племенных образований, а затем и всего Древнерусского государства. Князь был высшим судьей и руководителем местной власти. Позже при князе Ярославе Мудром началось создание «Русской Правды», которую впоследствии дополнили сыновья Ярослава и Владимир Мономах. Князь должен был «правду деяти», «в правду суд судити», «судити суд истинен и нелицемерен», «избавлять обидного от руки обидящего». Владимир Мономах наставлял своих детей: «Судите вдовиц сами, не давайте сильным погубить слабых». Судебные штрафы шли в княжескую казну.

Князь являлся высшим военачальником. Он организовал оборону страны, сражался во главе своей дружины с кочевниками и Византией, заключал мирные договоры. Осуществляя внешнюю политику государства, он являлся главным организатором внешней торговли, которая стала важнейшей отраслью экономики Древней Руси: князь заключал торговые договоры с Византией и заботился об их выполнении, применяя, если нужно, вооруженную силу (походы на Византию). Княжеская дружина охраняла товары на торговых путях.

Неотъемлемой частью княжеской власти была его дружина, с которой он был неразлучен. Это его ближайшие сподвижники в ратных подвигах, товарищи и советники. Дружина была, как пра­вило, сравнительно невелика и состояла из 700—800 храбрых, обу­ченных и преданных князю воинов, которых он сам подбирал. Из летописи известна история с Яном Усмошвецом (Усмарем), сыном кожевника. Во время одной из битв с печенегами он победил пече­нежского богатыря и был принят в княжескую дружину. В дальнейшем Ян Усмарь командовал отрядом князя Владимира и неод­нократно сражался с печенегами.

Князь был обязан постоянно советоваться со своей дружиной, прислушиваться к ее мнению. Святослав, например, отказался принять христианство только потому, что дружина была против. Игорь погиб из-за того, что, послушавшись совета своей дружины, пошел вторично собирать дань. Владимир Святославович победил своего брата Ярополка благодаря поддержке его Блудом, дружин­ником Ярополка.

Князь заботился о своей дружине, раздавая ей серебро и злато, лучшую пищу и питье. Дружина делила с князем лавры победы и горечь поражения. После битвы победивший князь расправлялся с дружинниками своего побежденного противника.

Княжеская дружина не была однородна. Уже в Х в. она делилась на старшую дружину — бояре, или боляре (от слова «большие»), и младшую — молодь, отроки, гридь. Ярослав, кроме того, упомина­ет нарочитых, или добрых, людей, не входящих в дружину. Иногда князь собирал ополчение из горожан и свободного сельского насе­ления, которое участвовало в битвах. Так, новгородское ополчение помогло Ярославу Мудрому в борьбе с его братом Святополком за Киевский стол. Постепенно бояре-дружинники перестают жить с князем «на един хлебе», а оседают на земле, владеют селами, пре­вращаются в землевладельцев-феодалов.

Издревле среди славянских племен существовало вече (от слова «вещать») — народное собрание. С образованием государства и усилением власти князя роль веча уменьшалась. В более полном виде оно сохранилось в Новгороде и Пскове. Но и в других княже­ствах власть князя не была беспредельной: он должен был считать­ся с волеизъявлением народа. Судя по летописи, существовало какое-то крестоцеловальное взаимное обязательство при вступле­нии князя на престол. Население Киева и других крупных городов, например, вольно было принять или не принять князя. Когда брат Ярослава Мудрого Мстислав подошел к Киеву (Ярослав в это вре­мя был в Новгороде), киевляне его не приняли: «И не прияше его кияне, он же щед седе на столе (в) Чернигове». В 1068 г. киевляне заставили своего князя Изяслава бежать из Киева и посадили на Киевский стол князя Всеслава, которого предшественник бросил в тюрьму (поруб). В 1113 г. население Киева пригласило на княже­ние Владимира Мономаха: «Пойди, княже, на стол отен и деден (отцовский и дедовский. — Вече решало вопросы вой­ны и мира, и прежде всего тогда, когда дружине князя нужно было выставить в помощь ополчение. Население Новгорода поддержало Ярослава Мудрого в борьбе за Киевский стол, собрало ему большое войско. Иногда народ сам выступал инициатором войны, а в других случаях требовал от князя заключения мира. В 1093 г. Владимир Мономах и другие князья решили заключить мир с полов­цами, но киевляне воспротивились и заставили их продолжать войну. В междоусобных войнах вече чаще всего выступало как инициатор примирения, но не всегда. В 1177 г. жители Ростова потребовали от своего князя продолжения войны со Всеволодом Владимирским. Известны случаи, когда жители Киева требовали от князя убрать неугодного им тиуна (управляющего делами кня­зя), который притеснял их поборами и самоуправством. Князь вынужден был выполнить это требование и даже обещал впредь советоваться с ними при назначении тиуна.

Как видим, полномочия веча были довольно широки, никакой закон не ограничивал и не определял их. Собрания начинались стихийно, чаще всего при возникновении какой-либо острой ситу­ации. Иногда ополчение собирало вече во время похода. Нельзя также преувеличивать роль веча. Когда власть князя была крепка, он действовал самостоятельно, и совет веча был для него необяза­телен. Но во многих случаях он должен был считаться с волей народа.

Социальный строй

Главным источником, раскрывающим социальную структуру древнерусского общества, является «Русская Правда» — первый в истории Руси писаный свод гражданских законов. «Русская Прав­да» ограничила древний обычай кровной мести за убийство. Мстить могли только ближайшие родственники убитого. Закон устанавли­вал систему штрафов (виру) за убийство и другие преступления. Размеры штрафа были дифференцированы в зависимости от соци­ального статуса потерпевшего. Убийство дружинника или пред­ставителя княжеской администрации каралось самым большим штрафом — 80 гривен, убийство свободного человека более низко­го ранга — 40 гривен, женщины — 20 гривен. Убийство смерда (сво­бодного крестьянина-общинника) каралось самым низким штра­фом — 5 гривен.

Наверху социальной лестницы стояли бояре, местная аристо­кратия из потомков племенных князей и родовых старшин, бли­жайшее окружение князя («княжи мужи») и дружинники, со временем все более тяготеющие к земле. В конце XI в. и в начале XII в. они превратились в крупных землевладельцев, владевших боярскими селами, в которых работало в основном несвободное и полусвободное население. Средний класс — это городские ремесленники и торговцы, младшая дружина князя. Низший класс свободного населения — основная масса свободных крес­тьян \\ рабочий городской люд, носившие общее название «смер­ды». Смерды обладали личной свободой и объединялись в терри­ториальные общины — вервь. В рассказе летописи о походе Ярослава Мудрого на Киев говорится, что ополчение состояло из новгородцев и смердов. После победы князь выплатил новгород­цам по 10 гривен, смердам — по 1 гривне. Смерды часто упомина­ются рядом с холопом (рабом). Слово «смерд» являлось бранным словом: «племя смердье», «смердье отродье», «лучше смердом быть, чем Курское княжение», — говорил обиженный князь, которому достался в удел захудалый Курск. Владимир Мономах поучает сво­их детей не давать в обиду худого смерда и убогой вдовицы: ведь смерд беден и беззащитен, как и убогая вдовица.

Смерд платил дань князю. Князь распоряжался его землей и личностью. Если смерд умирал, не оставив наследников, имущест­во его переходило князю. Если смерд «умучил смерда» без ведома князя, то, по определению «Русской Правды», штраф за обиду со­ставлял 3 гривны.

Жизнь смерда была связана с общиной, с круговой порукой. Если вор или убийца не были обнаружены или его укрывали, то виру платила вся община. Вервь могла помочь члену общины уп­латить штраф, если он сам участвует в таких общих платежах.

Постепенно положение смердов ухудшалось и они оказывались в зависимости от частных землевладельцев или монастырей, кото­рые становились крупными землевладельцами.

В «Русской Правде» упоминается и такая социальная категория, как изгои (от слова «изгонять»). Это люди, выбитые жизненными условиями из своей социальной группы: сын попа, не знающий грамоты, промотавшийся купец, отпущенный на волю холоп. Из­гои живут в княжеских или церковных селах, полностью зависят от князя и церкви.

Низшая ступень социальной пирамиды — холопы, несвобод­ное население. Холоп — это челядин, раб (множественное число — челядь, женщина — роба). Численность холопов росла за счет во­еннопленных, но главным образом за счет свободных людей. «Рус­ская Правда» перечисляет возможные жизненные ситуации, кото­рые вели к потере личной свободы, превращали человека в обельного (полного) холопа. Это: 1) покупка холопа при свидете­лях; 2) женитьба на робе без ряда, без договора; 3) неуплата долга;

4) наем в услужение другому без условий (ряда); 5) несвобода детей холопов и холопок.

Господин имел неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом холопа, вплоть до его убийства. Штраф налагался только за убийство чужого холопа. По оценке жизни холоп равнял­ся смерду — 5 гривен с той лишь разницей, что за убийство смерда платили князю, а за холопа — его хозяину. Это был уже не штраф за преступление, а возмещение убытка, как за любой другой мате­риальный ущерб. Если холоп избил свободного человека, а госпо­дин его укрыл, штраф в 12 гривен выплачивал его хозяин. Постра­давший имел право, если встретит обидчика-холопа, избить и даже убить его. Холоп не мог быть послухом (свидетелем) в суде. Если он был единственным свидетелем кражи или другого преступле­ния, суд прибегал к испытанию огнем или водой — принятому в то время способу установления истины.

«Русская Правда» и другие источники проявляли особую озабо­ченность о поисках беглых холопов, поскольку побеги были до­вольно частым явлением. Укрыватель беглого холопа должен был платить штраф.

Близко к холопству было положение закупов. Закуп — это че­ловек, получивший купу (заем) деньгами, землею, инвентарем, се­менами и т.д. До выплаты долга и положенных процентов он нахо­дился в распоряжении заимодавца на положении холопа. Несостоятельный, а также провинившийся (порча хозяйского ин­вентаря, рабочего скота, недосмотр за хозяйским добром) должник превращался в полного (обельного) холопа. Известна категория «закупа ролеиного», который вспахивал хозяйскую пашню, смотрел за скотом, выполнял другие сельскохозяйственные работы, поль­зуясь инвентарем и скотом хозяина. Закуп мог работать, пользуясь хозяйским инвентарем и скотом на своем поле.

Закуп находился под защитой публичного права. Он мог искать судебной защиты, жаловаться на господина, не мог быть продан в холопы. Если не было других свидетелей, он мог быть свидетелем в суде. Штраф за побои для закупа назначался такой же, как для свободного. Но господин имел право его побить «за дело». Всякая отлучка считалась бегством и сурово наказывалась. Бежавший за­куп превращался в холопа. Холопы и закупы составляли главную рабочую силу в обширных хозяйствах господствующего класса.

В «Русской Правде» уделялось много внимания охране частной собственности. Особенно строго охранялось имущество князя. «Русская Правда» перечисляет различные виды имущественных преступлений. Но особенно сурово каралась кража коня: вор, ук­равший коня на дворе князя, может быть убит на месте. Убийство вора при совершении преступления не каралось, но когда вора связывали и держали до утра, он должен был быть доставлен на двор князя для суда над ним. Серьезными нарушениями собственности являлись кража бобра, меда из бортного дерева, уничтоже­ние межевого дуба и т.д.

Правовые документы Древней Руси регулировали проблему на­следства. Семейным имуществом распоряжался мужчина, глава семьи. Право наследования имели сыновья. Жена в случае смерти мужа получала свое приданое. Отец и братья обязаны были выдать своих дочерей и сестер замуж, обеспечив их приданым.

Жизнь и быт людей

В отличие от стран Западной Европы, где в строительстве пре­обладал камень, Русь была деревянной. Первые каменные строе­ния появились в Киеве и Новгороде при Ярославе Мудром. Час­тым явлением были пожары. Города и села превращались в пепел, но быстро отстраивались вновь. Города окружали обширные леса, богатые материалом. Общее название жилища — хоромы. Состояло оно из теплого жилья — избы (истопка) и летних клетей. У вхо­да в хоромы строились сени и крыльцо на столбах. В домах более состоятельных слоев населения были одрины (спальни, от слова «одр» — кровать). Сиденьями служили лавки {беседы). Одежда шилась из самодельных шерстяных и льняных тканей, из Византии ввозили паволоки. Основным видом обуви были лапти, более со­стоятельные люди носили сапоги. Сапожник и кожевник были широко распространенными профессиями. В пищу употребляли хлеб, мясо диких и домашних животных, в том числе и конское, рыбу, овощи, сыры. Весьма популярны были кисели из пшеницы, отрубей, овса. Мясо варили и пекли на углях. Пили квас, а также вино и мед. Однако разгульного пьянства документы не отмечают. Княжеские пиры отличались умеренностью. Главным занятием жителей было земледелие. Животноводство носило подсобный ха­рактер. Известно, что у печенегов покупали крупный рогатый скот, лошадей и овец. Очевидно, что этих животных было недостаточно. Ценными видами мяса считались свинина и баранина. Также было развито огородничество. Из домашней птицы известны голуби, куры, утки, гуси, журавли, лебеди.

В Древней Руси господствовала парная семья, состоящая из мужа, жены, детей. Большие семьи были исключением. В дохрис­тианское время известен обычай «умыкания» невест во время язы­ческих праздников, но, как отмечает летописец, «и с нею съвещахуся», т.е. при согласии невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Начиналось оно со сватанья. Невеста наряжалась при появлении сватов в лучшее платье. После этого был сго­вор в доме невесты. Обрядными кушаньями были круглый пирог (караваи) и сыр. Если жених после сговора отказывался от заклю­чения брака, он «платил за сыр» (за обман невесты). Свадьба дли­лась несколько дней и сопровождалась песнями, играми.

С принятием христианства было введено церковное венчание. Но большинство населения еще долго ограничивалось укоренив­шимся обычаем свадьбы-веселья.

Постепенно, однако, церковь становилась главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения брачных союзов. По возрасту — не моложе 13—14 лет;

по степени родства — не разрешались браки ближе шестого колена родства (троюродные братья и сестры). Не допускался брак при резком различии социального статуса жениха и невесты. Количе­ство браков ограничивалось: допускалось не более двух. Третий брак одобрялся только в исключительных случаях.

Развод (роспуст) допускался в немногочисленных случаях: из­мена жены, прелюбодеяние (если было доказано) участие жены в покушении на жизнь мужа и хищении его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод одобрялся, если муж пьянствовал, рас­трачивал семейное имущество.

Многочадие, деторождение считалось важнейшим признаком благополучной семьи. Родители обязаны были заботиться о детях. Воспитание детей наряду с ведением домашнего хозяйства явля­лось главной заботой женщины. Признаками хорошего воспита­ния считались целомудрие, уважение к старшим. Детям, плохо относившимся к родителям, предназначалась суровая кара — от проклятия до отлучения от церкви. Родители же, наказывая детей, не должны были озлоблять их.

В Древней Руси существовала свобода выбора супруга, принуж­дение родителей и других лиц осуждалось. Женщина была сравни­тельно равноправна. На княжеских пирах присутствовали дружин­ники и бояре со своими женами. Женщины принимали участие в застольных беседах.

Многоженство (полигамия) сохранилось в Киевской Руси как исключение, в основном среди высших слоев населения. Чаще всего господин имел вторую семью с рабыней. В дополнениях к «Русской Правде» XII в. предусматривалось, что дети от рабыни не получают после смерти своего отца наследства, но становятся сво­бодными вместе с матерью. «Церковный устав» Всеволода (XII в.) требовал защиты прав третьей и четвертой параллельных семей.

Проблеме наследования посвящены несколько статей «Русской Правды». Наследство передавалось по мужской линии. Незамужняя женщина не могла быть прямой наследницей. Имение умер­шего отца делилось между сыновьями, но они должны были вы­дать замуж своих сестер и обеспечить их приданым. Имущество смерда при отсутствии сыновей переходило к князю, но он должен был выделить приданое для дочерей. Жена, если оставалась жить с детьми, получала право на часть наследства. Если она выходила замуж, ее второй муж мог стать опекуном малолетних детей, но после достижения ими совершеннолетия возвращал им имущество отца.

Частная жизнь и быт людей менялись в ходе исторического развития. Быт и нравы Московской Руси отличались от древнего периода, но многие укоренившиеся нормы, одобренные православ­ной церковью, сохранялись длительное время.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 233 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2479 - | 2175 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.