Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалы скульптуры. Виды материалов




Содержание скульптуры неразрывно связано с материалом. С одной стороны, материал задает направление в формообразовании, приводя к раскрытию пластического образа, с другой — обусловли­вая характер формы, диктует выбор материала. В триаде «содержание, форма, материал» форма выступает связующим элементом, посред­ником между замыслом и возможностью его воплотить. Скульптур­ный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаимодействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу, а художественную ценность при­обретет с помощью замысла. Каждый из компонентов триады вносит определенную лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изначаль­но нацеливает скульптора на развитие идеи, его специфические осо­бенности могут быть весомыми и при завершении всей работы. Примером служит работа О. Родена «Ева», которую он выполнил в двух материалах: в бронзе и мраморе. Восприятие этих произведений различно. Это доказывает, что выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее ин­тересно раскрыть замысел.

Камень —один из самых древних материалов, который приме­нялся в скульптуре. Сначала он ассоциировался с неким божеством, застывшим в твердой форме. Постепенно он стал одним из излюб­ленных материалов для создания различных фигурок. Размеры скуль­птуры зависят от размера камня. Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, поэтому скульптор, при­ступая к созданию произведения, исходит из его строения, неповто­римых очертаний. Каждая порода предполагает специфические спо­собы обработки, обусловленные пластическими свойствами: факту­рой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью).Камень был одним из первых материалов, используемых скульпторами. В практическом смысле многие виды камня очень прочны и не подвержены значительным изменениям под воздействием природных факторов. Камень – это распространенный материал, причем всегда можно найти глыбу нужного размера. Камень служит основным материалом при возведении архитектурных сооружений, с которыми исторически была тесно связана скульптура.

Для изготовления скульптур часто используются такие породы камня, как магматические (гранит, диорит, базальт, обсидиан), осадочные породы (песчаник, известняк, алебастр) и метаморфические породы (например, мрамор- это кристаллизованный известняк). Натуральный цвет камня – одна из его характеристик, искусно используемая скульпторами (Рисунок 121).

Рисунок 121 Скульптура из камня

Например, Каррарский (или тосканский) мрамор практически чистого белого цвета и словно имеет внутреннее свечение, за что высоко ценится желающими купить скульптуру.

Гранит может быть практически любых цветов и оттенков: белым, черным, серым, розовым и даже красным.

Песчаник имеет всегда теплую цветовую гамму, а частицы ископаемых в известняке могут создавать интересный рисунок на поверхности скульптуры (Рисунок 122).

Полудрагоценные камни также могут быть материалом для небольших статуэток: горный хрусталь, кварц, аметист, агат, яшма. Особенно известны статуэтки из нефрита, популярные в Древнем Китае, у народа Майя и других племен в Мексике.

Рисунок  122 Скульптура из песчаника

Техника обработки: рубка (высекание), вырезание, шли­фование, удаление ненужных частей материала и постепенное вы­свобождение объемной формы.

Скульптура из искусственного камня и бетона.

Искусственный камень используется не только в облицовочном камне (производится из бетона), в кухонных столешницах, но и при изготовлении скульптур, для чего помимо бетона может использоваться синтетический материал на основе смолы и наполнителя из крошки природного камня.

Фибробетон — это особо прочный вид бетона, армированного по всей своей площади металлическими и неметаллическими волокнами – фиброволокном, равномерно армирующим бетон во всех плоскостях, повышающим марку бетона, прочность, водонепроницаемость, ударостойкость и снижающим образование усадочных трещин (Рисунок 123).

Рисунок 123 Образцы фибробетона

Добавление в состав различных цветных наполнителей либо окрашивание готовой фигуры позволяет получить объект требуемого цвета (Рисунок 124).

В настоящее время данный вид материала —помимо строительства— используется для производства имеющих широкое распространение садовых фигур, фасадного декора.

Объемные садово-парковые скульптуры изготавливают из качественного арт-бетона. Не стоит сравнивать с индивидуальными садовыми скульптурами, изготовленными мастерами из бетона или искусственного камня на заказ, те низкокачественные бетонные садовые фигуры, продаваемые на строительных рынках: качество и состав материала, детальность проработки принципиально разные; при производстве широко тиражируемых объектов скульптор не участвует вообще.

 Рисунок 124 Скульптура из фибробетона

Металл твердый материал, но скульптурное изображение по­лучается только после предварительного доведения его до жидкого состояния путем накаливания и плавления, а затем отливания с по­следующим отвердением.

Практически одновременно с открытием человечеством технологий плавки металла активно развивалась и искусство изготовления скульптур из металла.

Небольшое количество древних скульптур из металла объясняется не отсутствием популярности таковых, а тем, то большая часть таких скульптурных произведений, как правило, переправлялась на военные или хозяйственные нужды (Рисунок 125).

Рисунок 125 Скульптура из металла

Бронза (справ меди и олова), золото, серебро, алюминий, сталь, медь, латунь, свинец и железо – вот только небольшой перечень излюбленных материалов скульпторов по металлу. Большинство металлов чрезвычайно прочны и дают практически неограниченную свободу творчества. Цвет, блеск и светоотражение – одни из уникальных свойств металла, которые особенно ценятся скульпторами. Литье, прессование, ковка, гибка, резка, сварка и чеканка – это только небольшой перечень из известных на сегодня техник работы по металлу. Художники часто используют материал, подходящий не только нержавеющую сталь для скульптуры в современном, абстрактном стиле—для малой интерьерной скульптуры, но и для садово-парковой, городской скульптуры.

Сталь позволяет реализовывать достаточно масштабные лаконичные проекты, для которых иные материалы применить либо невозможно, либо экономически нецелесообразно (Рисунок 126).

Рисунок 126 Скульптура из стали

Бронза относится к группе твердых материалов. Имеет много до­стоинств, и в их числе прочность, долговечность, выразительность. Восприятие образа, выполненного из бронзовой скульптуры, усили­вается благодаря тому, что темный оттенок бронзы, получаемый при ее отливке, полируют, и поверхность приобретает еще больший объ­ем из-за игры света и тени.

Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде — литью.

Бронза — материал смешанный, он представляет собой смесь олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в смеси процент меди (до 90%), тем краснее оттенок бронзы; чем больше примеси олова (до 25%), тем серее или чернее тон бронзы. Бронза — очень старинный материал пластики; она изобретена, по-видимому, на Востоке уже в III тысячелетии до н. э. и требует от художника задач и приемов, которые сильно отличаются от скульптуры в камне (Рисунок 127).

Литая бронза — пустая внутри, легче и обладает к тому же свойством сцепления частей, поэтому композиция в бронзе может быть свободней, без замкнутости, свойственной мрамору, с широкими просветами и сложными, далекими от основного стержня ответвлениями.

Бронза иначе реагирует на воздействия света. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими, яркими бликами. Главное воздействие бронзовой статуи основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте, бронзовые статуи больше пригодны для помещения на вольном воздухе.

 

Рисунок 127 Скульптура Фотограф. Бронза

Техника обработки: литье, зачистка, полирование. Для обработки жидкого металла, в том числе и бронзы, применяют ино­гда гальванопластику, твердого металла — ковку, чеканку.

В эту группу входят также чугун, свинец, алюминий, железо, олово, медь, сталь.

Синтетические твердые материалы (железобетон, цветной цемент, оргстекло, эпоксидные смолы, пластмасса)—сплавы, имею­щие особую пластическую выразительность, обусловленную способ­ностью создавать различные фактуры и цвета.

Дерево относится также к числу древнейших материалов, которые обладают богатыми выразительными возможностями из-за своей природной структуры (годовые кольца; волокнистая основа, окру­жающая ствол дерева; цвет коры и внутренней части ствола; узор поверхности, ее фактурность).

В скульптуре применяются следующие породы деревьев: самшит, граб, кизил, клен, тисс, груша, кавказский орех, вяз, бук, береза, дуб, ель, сосна, тополь, осина, липа, ясень, кедр, лиственница, яблоня. Из-за своей редкости и сложности в обработке не всегда использу­ются кебраччо и альгоробо, произрастающие в Аргентине.

Техника обработки: вырезание.

Главным материалом для изготовления скульптур как племен Африки, Океании и Северной Америки, так и многих более развитых цивилизаций всегда служило дерево. Структура дерева дает скульптору более широкие возможности и свободу, чем камень. Дерево чаще используется для создания произведений, размещаемых в закрытых помещениях, где они защищены от воздействия влажности, температуры, насекомых и грибка.

Благодаря структуре волокон дерева и разнообразию его цветов и оттенков скульптуры из дерева отличаются яркой индивидуальностью. Дерево продолжали использовать в своей работе и именитые скульпторы 20 века– Эрнст Барлах, Осип Цадкин, and Генри Мур (Рисунок 128).

Из МДФ также изготавливают скульптуры, для чего используется только натуральная древесная смола и прессованный древесноволокнистый материал- на 100 % экологичное решение.

Рисунок 128 Скульптура из дерева

Кость относится к твердым материалам, производным от останков животных. Иногда, для того чтобы добыть этот материал, истребля­ли многих животных (слонов, моржей), так как их кости (бивни) считаются наиболее ценными.

Техника обработки: вырезание, а с XX в. высверливание.

Глина — также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. Не все ее сорта пригодны для работы из-за высокого содержания песка и вязкости. Наиболее употребляемые сорта глины: серо-белая (серебристая), серо-желтая (ее определяют как сухую), серо-зеленая (жирная).

Техника обработки: лепка, обжиг, глазурирование.Глина – самый распространенный и легко обрабатываемый материал. Человечество начало лепить фигурки людей и животных из глины намного раньше, чем научилось изготавливать и обжигать глиняные горшки.

Мокрая глина – самый пластичный материал из всех, в полусухом состоянии на глину можно наносить рисунки, жидкую глину можно отливать в любых формах, а при обжигании при температуре свыше 700 градусов глина застывает и становится прочной.

В зависимости от типа использованной глины и степени обжига различают фаянс, керамику и фарфор. Иногда глиняные скульптуры называют также терракотовыми (терракота – «запеченная земля» получила свое название от красной глины) (Рисунок 129).

Виды керамической скульптуры: терракота, майо­лика, фарфор, фаянс.

Рисунок 129 Скульптура из глины

Пластилин похож по своим качествам на глину. В отличие от нее он не полностью природный материал. Его правильнее отнести к материалам искусственным, полученным в результате механическо­го смешения нескольких компонентов. Очень эластичен и мягок, что, с одной стороны, позволяет работать в мелкой пластике и выполнять утонченные детали в скульптурном изображении, с другой — под­вержен температурному воздействию, при больших температурах начинает терять форму. Поэтому его чаще всего используют для вы­полнения эскизов в процессе скульптурных поисков, в работах, ко­торые не рассчитаны на долговечность. В качестве основного мате­риала для создания больших как по размеру, так и по значимости объемных пластических образов не применяется. Однако пластилин довольно часто можно встретить в работах живописного плана. Бла­годаря его податливости и пластичности пластилином рисуют, соз­давая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фане­ре). Но эти произведения относятся к живописи.

Техника обработки и инструменты те же, что и при рабо­те с глиной.

Воск в скульптуре — одновременно и частое, и редкое явление, поскольку его могут применять в формовке для подготовительной работы и для создания самостоятельных скульптурных произведений. В процессе нагревания легко приобретает любую форму, которую задумывает скульптор.

Техника обработки: нагревание, после чего из него можно лепить любой пластический образ, или доведение до расплавленно­го состояния с последующим выливанием в заранее подготовленную форму.

В последнее время процесс литья из воска применяется для изготовления свечей, имеющих различные конфигурации и выпол­няемых в виде скульптур малой формы.

Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом, используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным.

Его используют при отливке, так как он, представляя собой по­рошок, разводимый в воде, быстро застывает. Из сырой гипсовой массы можно создать пластический образ путем лепки, но процесс этот должен быть кратковременным, поскольку гипс быстро теряет свою эластичность. Гипсовую скульптуру иногда расписывают или тонируют под металл.

Стук схож по своим свойствам с гипсом (известь, травертин с добавлением толченого мрамора или черепицы).

Стекло относится к тем материалам, ценность которых заключа­ется в их хрупкости. Именно утонченность позволяет создать ориги­нальные, необычные по форме скульптурные стеклянные изображе­ния.

Этот синтетический материал, обладает широкой цветовой гаммой, которая придает скульптурам особую выразительность, рас­крывающую определенную идею.

В последнее время стеклянная скульптура развивается благодаря современным технологиям и при­обретает все новые трактовки и функции — от утилитарной (про­стого стакана) до художественно-эстетической (статуэтки малой формы, выполненные в мелкой пластике).

Из муранского стекла и ранее и в наши дни стеклодувы изготавливают потрясающие арт- объекты: нежнейшие прозрачные иллюзии создаются руками мастеров.

Работая над реализацией идеи, художник использует пластические свойства расплавленного стекла, которые дают ему возможность создавать объекты довольно сложные по форме и декоративному эффекту.

Стеклодувную скульптуру может выполнять только художник, в совершенстве владеющий всеми тонкостями техники, при этом совершенно исключена возможность появления двух одинаковых скульптур, каждый объект получается по-новому, уникальный. Техника обработки: выдувание (Рисунок 130).   

Рисунок 130 Скульптура из стекла

Лед, снег — материалы, с помощью которых можно создать про­изведения скульптуры «на один день». Родственные компоненты одной цепи явлений, они обладают удивительными качествами, а именно способны изменять свои свойства, переходить из одного со­стояния в другое, что не позволяет создавать долговечные скульпту­ры, если только не содержать их при специально подобранном тем­пературном режиме.

Техника обработки:высекание, вырезание, выпиливание, отливка с последующим замораживанием. Ледовые скульптуры вы­полняются либо изцелого куска льда путем высекания, вырезания, выпиливания, либо с помощью заливания жидкости в определенную форму с последующей заморозкой.

Бумага — самый неожиданный в скульптуре материал. Способы работы с ней разнообразны. Появление скульптуры из бумаги способствовало выделению та­кого направления в искусстве, как бумагопластика, суть которой заключается в использовании различных приемов сложения и вы­резания бумаги с целью создания определенного пластического об­раза. В Японии бумагопластика, именуемая искусством оригами, существует уже много веков. Теперь оно развивается повсеместно. После специальной обработки (замачивания, смешения с клей­стером, процеживания) бумага может стать прочным пластическим материалом, обладающим такими же свойствами, что и глина, но более прочными. Однако бумажная масса из-за своей вязкости не всегда позволяет работать в мелкой пластике. Скульптура, выпол­ненная из этого материала, имеет обобщенные формы без конкре­тизации отдельных деталей. Разновидность бумагопластики—техника папье-маше, благода­ря которой можно создать либо копию скульптуры, либо новый об­раз. Объемную основу, предварительно смазав вазелином или специ­альным жиром, обклеивают кусочками бумаги в несколько слоев. После высыхания основу, на которую наклеивалась бумага, вынима­ют. В результате остается ее бумажная копия. Полученный «бумажный слепок» зачищают, покрывают грунтом и расписывают. Технику папье-маше применяют при изготовлении различных масок, имею­щих рельефную основу, для создания объемной скульптуры.

Скульптура из композитных материалов и смолы- в настоящее время при производстве современных скульптур все большее распространение получают композитные материалы, в частности, стеклопластик—материал из стекловолокнистого наполнителя (армирующего материала) и связующего вещества (полимера) (Рисунок 131).

Рисунок  131Скульптура из композитных материалов

Стеклопластик красится, декорируется, гальванизируется, покрывается пленками ПВХ и натурального шпона, прекрасно поддается всем видам механической обработки. При этом по своим физическим характеристикам он значительно более устойчивый к воздействиям погодных условий, чем иные материалы, поэтому всё чаще помимо малой скульптуры из стеклопластикаизготавливают садово-парковую скульптуру и различные уличные арт-объекты.Композитный материал представляет скульпторам широчайший простор для реализации своих творческих идей, поскольку позволяет изготавливать объекты любой формы и с различным финишным покрытием, в том числе имитирующим металл, фарфор, камень, дерево.

Неизменно привлекают всеобщее внимание и вызывают восхищение современные скульптуры, изготовленные из смолы. Данный материал подходит только для использования в интерьере, используется также как альтернатива работы из стекла (Рисунок 132).

Рисунок 132  Скульптура из смолы

Благодаря богатой, естественной бархатистой фактуре охристого цвета кортеновская сталь получает всё большее распространение в России как в архитектуре, так и при создании различных малых архитектурных форм и скульптур в частности. Кортен поддерживает и задает современную стилистику сада, а контрастный по отношению к зеленым насаждениям цвет современной скульптуры великолепно подойдет для любого сада (Рисунок 133).

Рисунок 133 Скульптура из кортеновской стали

Задание 2. Рассмотреть скульптуры по заданию преподавателя (г. Уссурийск, памятники А.С. Пушкину, Н.В. Некрасову, памятник воинам интернационалистам, памятник борцам за власть советов, памятник героям ВОВ, скульптура у кинотеатра Россия) Описать из каких материалов изготовлена скульптура. В отчете необходимо приложить фотографию скульптуры и подробно описать материалы, из которых она изготовлена.

Задание 3. Ответить на контрольные вопросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1577 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2226 - | 1964 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.