Имея больше сходства, чем различий архитектура и дизайн в современном мире представляют собой достаточно успешный тандем, направленный на создание максимальных возможностей для бытия человека. Дизайн в архитектуре конца ХХ века и начала ХХI века выводит архитектурно-художественную сторону проектирования предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека и общества на совершенно новый уровень. Современная городская среда предоставляет комплекс условий для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, искусстве, культуре и т.д. И еще один спектр задач, который успешно может быть решен средствами архитектурного дизайна - это создание определенного эмоционального климата или реконструируемого городского пространства. Здесь работают приемы колористической организации пространств, цветового дизайна, ландшафтного дизайна, светового дизайна. В образном решении современного архитектурного дизайна, отмечается стремление превратить элементы предметного наполнения в необычные произведения пластического искусства, которые способны одновременно «зафиксировать» место и «придать» этому месту запоминающее своеобразие. Современный мир архитектурного проектирования как отдельных объектов, так и комплексов, и целых районов делает основной упор на полифункциональность, взаимопроникновение функций и многоуровневость пространства. Такой подход позволяет полнее учесть социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические. При таком подходе задача создания комфортной городской среды, имеющей свой индивидуальный, запоминающийся художественный образ выходит на первый план.
Основные группы средств архитектурного дизайна в зависимости от вида архитектурно-дизайнерского проектирования в городской среде:
-Средства свето-дизайна: элементы подстветки, свето-оборудование и др.;
- Средства цвето-дизайна: цветовое решение фасадов, ограждений,
суперграфика, росписи;
-Средства ландшафтного дизайна: озеленение, зеленая скульптура, парковая скульптура, геопластика, искусственный ландшафт, террасирование, оборудование и др.;
- Средства информационного дизайна: информационные вывески, бигборды, рекламные щиты и др.;
-Средства монументально-декоративного искусства, включая арт-дизайн;
-Средства интерактивного дизайна;
-Средства «праздничного» дизайна.
Номенклатура средств архитектурного дизайна:
- Плоскостные сооружения, благоустройство;
-Малые ландшафтно-архитектурные формы, архитектурно-дизайнерские формы;
-Элементы ландшафта;
- Монументально-декоративные элементы оформления среды (скульптура, росписи, суперграфика и т.д.);
-Информационные устройства, визуальные коммуникации;
-Уличное оборудование;
-Временные праздничные оформления;
-Временные сооружения и оборудование;
-Система искусственного света.
Архитектурно-планировочные средства формирования городской среды:
-Архитектурные объемы;
-Плоские сооружения;
-Детали архитектурных объемов;
-Произведения монументального декоративного искусства, арт-дизайна;
-Средства информации;
-Средства архитектурно-художественного (декоративного) освещения;
-Городское оборудование;
-Элементы ландшафта;
-Вторые планы, панорамы;
-Суммарная картина.
Выделяют следующие современные тенденции развития архитектурного дизайна:
1. Соединение, синтез в едином дизайнерском элементе разных функций.
2. Стремление средствами урбодизайна соединить разнородные городские пространства в целостное образование.
3. Стремление превратить элементы предметного наполнения в необычные произведения пластического искусства.
4. Активное использование свето-дизайна. С помощью света создается специфический зрительный образ городской среды в вечернее время.
5. Активное использование цвета в декоративном мощении пешеходных зон.
6. Активное использование цветового дизайна как самодостаточного вида архитектурного дизайна для создания художественного образа среды.
7. Использование средств интерактивного дизайна в проектировании праздничной среды города.
8. Возникновение и последующее слияние видов дизайна (свето и интерактивный дизайн, рекламный дизайн и свето-дизайн)
9. Активное взаимодействие (ландшафта и архитектуры), экологически направленный дизайн.
10. Возрождение ландшафтно-паркового искусства: активное включение в городскую среду ландшафтного дизайна, как неотъемлемого компонента, методом геодезии.
11. Тенденция синтеза искусств в городской среде.
12. Экологическая ориентация проектирования городского дизайна-использованиеэкодизайна.
Целевые установки развития архитектурного дизайна в многоуровневой городской среде:
Архитектура (Архитектурное наполнение городского пространства)-концепция зонирования городского пространства на основе ассоциативно образной концепции или в зависимости от категорий пространств.
Дизайн малых форм –концепция преобразования предметного наполнения городских пространств.
Информационный дизайн- система визуальных коммуникаций (информация, реклама, навигация) –концепция визуального программирования городского пространства. Основополагающая задача-донести до понимания наибольший объем информации за наименьшее время.
Светодизайн- концепция подсветки городских пространств. Свет несет декоративную роль, формирует новое пространство города-появляется новый город-«ночной».
Цветовой дизайн- концепция цветового решения городских пространств. При выборе цвета для объекта необходимо учитывать окружающую среду.
Интерактивный дизайн- концепция интеграции интерактивных зон в городском пространстве. Интерактивные поверхности в городских пространствах, как дополнение «декораций» или как самостоятельный вид.
Ландшафтный дизайн- концепция преобразования дизайна. Использование средств ландшафтного дизайна как планировочного и пространственного разделения различных по фукции зон друг от друга.
Задание 2. Выполнить конспект основных понятий в тетрадь.
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы.