Начало XIX века ознаменовано возникновением научно-технической революции. Несмотря на высокий рост экономики и промышленного производства, эта эпоха породила ряд глобальных проблем во многих сферах человеческой деятельности, в том числе, и в архитектурной среде. А именно, в середине XIX века с увеличением плотности населения в крупных европейских городах возник дефицит свободного пространства, а так же статичные канонизированные античные формы уже не способны были обеспечить сбалансированное взаимодействие внутренней и внешней среды. Возникла необходимость в более гибких объемно-планировочных решениях.
Одним из первых примеров нового подхода к формированию единства внутреннего и внешнего пространства в архитектурной среде является здание «Radhouse» (Рисунок 110), спроектированное английским архитектором Филиппом Уэббом в 1859 году. Границы данного здания имеют Г-образную форму, силуэт продиктован особенностями ландшафта, дом огибает фруктовый сад, тем самым формируя внутренний двор. Планировочное решение, характер входных групп, уклон крыши и внутреннее пространство формируются исходя из особенностей внешней среды. Взаимопроникновение пространств осуществляется еще и через интеграцию отдельных элементов одного пространства в другое. Объект иллюстрирует комплексный подход к организации пространства, в основе которого заложено единение с окружающей средой.
В XIX веке велось активное строительство остекленных оранжерей и зимних садов, способствующее включению природных элементов во внутреннее пространство здания. Опыт сооружения теплиц и технологические новшества индустриальной эпохи использовал Джозеф Пэкстон при проектировании Хрустального дворца (Рисунок 111)– выставочного павильона, построенного в 1861 году, в британском Гайд-парке. Дворец громадных размеров из стекла и железного каркаса был возведен, не нарушая существующий парковый ландшафт, объединив внутреннее помещение и внешнее пространство. Прозрачность оболочки данного сооружения сыграла немаловажную роль во взаимодействии сред. Границы сооружения имели возможность
трансформироваться, и Хрустальный дворец переезжал с места на место, пока не разрушился вследствие пожара в 1936 году.
В начале XX века многие архитекторы не замечали губительных последствий промышленного прогресса, и в доказательство технической мощи формировали высокоплотные и высокорентабельные городские пространства, поддерживая стилистические образы индустриальной эпохи. Техноцентристский подход к проектированию заменил прежнюю гармонию с окружающей средой на искусственно созданный мир.
Рисунок 110RadhouseРисунок 111 Хрустальный дворец |
Вопреки глобальной индустриализации XX века, сформировался органический подход к проектированию среды, подчиненный условиям природного ландшафта, то есть, климатическим условиям среды и совокупности ее эстетических качеств. В данном подходе роль внешнего пространства заключается в организации встречного движения природных форм, согласованных с определенным характером внутреннего пространства.
На основании органического принципа осуществлял свои проекты выдающийся архитектор XX века – Фрэнк Ллойд Райт. Он придавал своим сооружениям органичность подобно развитию живого организма. «Дом над водопадом» (Рисунок 112), построенный Фрэнком Ллойдом РайтомвМиллРан, штат Пенсильвания, заповедник Бэар Ран, где небольшая река обрывается водопадом с тридцати футовой высоты. Архитектор старался создать гармонию между человеком и природой, присущую японской архитектуре, и её интеграцию в дом. Природа проникает во внутреннее пространство дома через звуковое присутствие грохота падающей воды и открывающихся видов из окон и террас. Композиция дома формируется относительно центра – очага, и поэтому дизайн внутреннего пространства завязан на камине. Для поддержания его значимости в экстерьере, каминная труба является самой высокой точкой дома снаружи. В настоящее время «Дом над водопадом» – исторический памятник, символизирующий физическую и духовную взаимосвязь человека, архитектуры и природы.
Рисунок 112 Дом над водопадом Рисунок 113 Музей Гуггенхайма
Большое значение в процессе взаимопроникновения пространств имеет работа Френка Ллойда Райта с естественным освещением в интерьере. Как правило, он располагал внутренние пространства таким образом, чтобы свет проникал в них с нескольких сторон. Различные углы падения солнечных лучей и отражение на оконном стекле разных участков неба, создавали неповторимую игру света и тени. Данный прием воплощен во многих сооружениях архитектора, к ним можно отнести и здание «Музея Гуггенхайма» (Рисунок 113) в Нью-Йорке, имеющее бионическую структуру. Пространственные объемы данного сооружения визуально взаимопроникают и сливаются друг с другом.
В начале XX века вновь зарождающееся движение архитектурного модернизма повлекло за собой пренебрежительное отношение архитекторов к физическим факторам окружающей среды с целью достижения новых пространственных решений. Подобный подход к проектированию иллюстрирует творчество Мисван дер Роэ. Его сооружение под названием «Farnsworth-house», или «Дом Фарнсуорт», представляет образ индустриального дома, продукта
формообразования нового времени. «Дом Фарнсуорт» (Рисунок 114)– белый остеклённый каркас, возведенный на приподнятой стойками плите над
уровнем разлива воды. Стены из стекла отделены от несущего каркаса, создавая тем самым ощущение эфемерности конструкции. К тому же, внутреннее пространство дома не имеет перегородок, оно состоит из одной комнаты, полностью открытой по отношению к окружающей среде. Единственный замкнутый объём в сооружении – это блок, содержащий санузел и техническое помещение. Дом производит двоякое впечатление, одновременно контрастируя и сливаясь в единое целое с природным окружением.
Очередной модернистский подход к проектированию архитектурной среды сформировал французский архитектор, дизайнер и художник Ле Корбюзье. Данный подход обусловлен пятью принципами единства архитектуры и конструкции, сформулированными в начале 1920 годов, которые оформились под названием пуризма. Свои принципы, Ле Корбюзье воплотил в
проектировании виллы «Саввой» в Пуасси, ставшей классикой современной архитектуры ХХ века (Рисунок 115). Вилла состоит из кубического объема, установленного на опорах, которые визуально сливаются с окружающими стволами деревьев. Первый этаж окрашен в зеленый цвет, что еще больше подчеркивает объединение дома и внешнего пространства. С юго-западной и юго- восточной сторон объем сооружения прорезан лентой окон, поэтому на рассвете, солнечные лучи проникают во все уголки внутреннего пространства.
Практически, вилла не имеет главного фасада, поскольку ее конструкция открыта во внешнее пространство со всех сторон. Стена дома, выходящая на террасу, снизу доверху остеклена на две трети своей длины. Эта стеклянная перегородка отодвигается назад при помощи рычага – тем самым внутреннее помещение мгновенно изменяется, возникает прямая связь между интерьером и окружающей средой. На поперечном разрезе здания видно, что внешнее и внутреннее пространства образуют сложное взаимодействие, проникая друг в друга. В целом, вилла была настолько революционна для своего времени, что олицетворяла собой не только переход на новый уровень развития архитектуры, но и всего мирового искусства, увековечив имя гениального архитектора Ле Корбюзье.
Все рассмотренные примеры иллюстрируют повышенное внимание всемирно известных архитекторов к решению важной задачи средового подхода в архитектуре и гармонии внешнего и внутреннего архитектурного пространства.
Рисунок 114 Дом ФарнсуортРисунок 115 Вилла Саввой