Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Культура как социальное явление

1. Сущность, место и роль культуры в общественной жизни

2. Основные элементы культуры, ее формы и социальные функции

3. Характерные особенности современной западной культуры

I

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», чтоозначает «культивировать(возделывать) почву». В Средние века это словостало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, чтопривело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). ВXVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и поотношению к людям: если человек отличался изяществом манер иначитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялсяглавным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного»простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение«высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово«культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекраснойлитературой, хорошим воспитанием. Таким образом, культура – сложныйфеномен, отдельные элементы которого нуждаются в самых разных и дажепротивоположных определениях.

Культура настолько тесно переплетена с другими социальнымифеноменами, что порой их трудно различить даже в абстракции. К тому жесостав культуры и её роль в общественной жизни меняются в зависимостиот времени и места. В культуру включается литература, музыка, живопись,мода, архитектура, танцы, кино, оформление помещений и т.д. Любойболее или менее образованный человек может отличить деятелей ипродукты культуры от того, что в культуру не включается. И этогодостаточно для привычного словоупотребления.

Современное научное (в частности, в социологии) определениекультуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Подкультурой понимается система убеждений, ценностей и выразительныхсредств, применяемых в искусстве и литературе, которые являютсяобщими для какой-то группы и которые служат основой упорядоченияопыта и регулирования поведения членов этой группы.

Существует около 500 определений культуры, и все они страдаютнеполнотой, так как это очень емкое понятие. Остановимся на некоторыхиз определений. Начнем с философского: культура –это «вторая природа»,надстроенная над первой. Под первой природой понимается весьестественный мир, который существует вокруг человека, а под «второйприродой» – мир, созданный человеком, даже если вклад человекаминимальный. Например, лес, посаженный людьми, уже относится не кдикой природе, а может быть отнесен при определенных оговорках и ксфере культуры. Разумеется, этот общефилософский подход к культуреносит весьма абстрактный и в социологии редко применяется.

Следующее определение культуры звучит так: культура – это систематабу, т.е. запретов и ограничительных рамок. Исходя из такого пониманиякультурных норм, З. Фрейд считал, что культура выполняет по отношениюк индивиду чисто репрессивные функции, т.е. подавляет его животные,данные от природы, инстинкты.

Еще одно определение: культура – это чувство меры во всем. Возникаетестественный вопрос: культура, ограничивая людей, мешает, а не помогаетим. Но это не так. Рассмотрим это на таком примере: земляной червяк, неимея скелета, может сгибаться в любую сторону, а человек, имеющийскелет, в любую сторону сгибаться не может. Получается, что червякуживется легче, так как свободы у него больше. Но скелет позволяетчеловеку подняться над землей и поэтому горизонт человека в тысячи разшире, чем у червяка. Поэтому, ограничения, накладываемые культурой, немешают людям, а напротив, помогают им подняться выше.

Остановимся боле подробно на последнем определении (культура –эточувство меры во всем). Легко заметить, что культурный человеквоспитывает в себе (или ему привили его родители и наставники) этосамое чувство меры. И окружающие его люди быстро замечают в нем этучерту. Например, чувство меры в одежде означает, что одежда должнасоответствовать занятию и ситуации. Студентка, которая пришла вуниверситет, разодетая, как на бал, вызывает недоумение. То же самоекасается макияжа. Чувство меры очень важно по отношению к еде ипитью, прежде всего, к алкоголю и т.д. Чувство меры, как черта, присущаякультурному человеку, очень помогает ему во всем. И наоборот, тот, ктоне знает меры в чем-то, в конечном итоге вредит себе, хотя, может быть, ине догадывается об этом. Здесь возникает проблема: как узнать свою мерув чем-то, так как у всех она разная?

Кроме индивидуально-психологических аспектов, место и ролькультуры в жизни человека необходимо описывать также в терминахсоциальной психологии и социологии. Возьмем, к примеру, злободневнуюпроблему межнациональных отношений. Одним из важнейших здесьявляется понятие этноцентризма. Этноцентризм – это когда свою нацию,народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и априори считает,что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей инаилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций,народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, нопоявляется оттенок пренебрежения и даже презрения к чужой культуреили даже страха (ксенофобия ). К сожалению, нужно констатировать, чтона позициях этноцентризма стоит много людей, дажевысокообразованных. Легко догадаться, что этноцентризм порождаетпроблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях междупредставителями разных культур. Надо отметить, что форм этноцентризмаочень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозныйфанатизм и т.д.).

Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурныйрелятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагаеттерпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловленопониманием того факта, что каждая культура формировалась в своихособых географических и исторических условиях. Широко известновытекающее из культурного релятивизма понятие толерантность. Люди,стоящие на позициях культурного релятивизма более развиты посравнению с теми, кто стоит на позициях этноцентризма. Например,совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов редкомыться. Чтобы не обижать наших чукчей, сошлемся на американскихэскимосов, которые моются один раз в год в самое теплое время года – всередине лета. Главная задача во время этого ежегодного мытьязаключается в том, чтобы соскоблить с тела нижнее белье. Легкообъяснить целесообразность такой практики в личной гигиене: суровыйклимат, низкие температуры, очень длинная зима приучили эскимосов немыться чаще необходимого (для данных климатических и бытовыхусловий), так как это чревато немедленной пневмонией и смертью.

Каждый может вспомнить множество других подобных примеров, когдаобычаи, традиции, привычки представителей чужой культуры вызывают унас удивление, недоумение, насмешки и даже презрение. Чтобы уйти спозиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма,достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельностипредставителя другой культуры, и тогда многое становится понятным,естественным, логичным. Например, известно, что представители желтойрасы очень мало потребляют крепких спиртных напитков и людинедалекие могут на этом основании считать их слабаками. И наоборот,русские люди из всех народов на земле могут потреблять без вреда дляздоровья самое большее количество крепкого алкоголя. За это, кстати,некоторые люди их тоже презирают. А все объясняется очень просто: урусских в организме вырабатывается наибольшее количество фермента,который способствует разложению и усвоению алкоголя, а упредставителей желтой расы количество этого фермента наименьшее.

В связи с вышесказанным, необходимо специально остановиться напроблеме культурных конфликтов. В социологии выделяют три основныхвида таких конфликтов (аномия, культурное запаздывание и чуждоевлияние).

Аномия означает нарушение единства какой-либо культуры,вытекающее из отсутствия четко сформулированных социальных норм.Например, когда в XIX веке в Европе и Северной Америке резко ускорилсяпроцесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая многостолетий, стала быстро разрушаться, т.е. она стала утрачивать для людейэтих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности,росте числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвациитрадиционных религиозных и семейных ценностей.

Второй вид – культурное запаздывание. Оно наблюдается тогда, когдаперемены в материальной жизни общества опережают соответствующиеизменения в нематериальной культуре (обычаи, убеждения, философскиесистемы, законы и формы правления). Это приводит к постоянномунесоответствию между материальной и нематериальной культурой, и врезультате возникает множество социальных проблем. Хороший пример изнашей недавней истории: период индустриализации, начавшийся в 20-30-хгодах XX столетия в СССР. В то время множество вчерашних крестьянпереезжали в города и становились рабочими и служащими (деревенскиежители превратились в горожан). Но бывшие сельчане привезли с собою вгорода культуру сельской жизни, в определенной степени распространилиее среди горожан. И даже сегодня, когда мы уже живем в XXI веке,проявление сельской культуры легко заметить в жизни российскихгородов. Например, ни в одной европейской стране женщины незанимаются в такой степени заготовкой варений и солений на зиму, какдомохозяйки в России. Другой пример: почти все население нашихгородов обожает работать на своих садово-огородных участках. И,наконец, последний пример: свадебный обряд, распространенный сегодняв Российских городах, совершенно очевидно перенесен из сельскойкультуры с налетом купеческой (у тех, кто побогаче).

Третий вид – чуждое влияние. Имеется в виду процесс, когда другаякультура оказывает мощное влияние на нашу родную культуру. Исегодняшняя действительность – яркий тому пример (влияние западной и,прежде всего, американской культуры на нашу российскую культуру).Причем, почти всегда это влияние носит негативный характер. Примеровможно привести множество. Особенно подвержена этому влияниюмолодежь, которая, не усвоив как следует ценности родной культуры,начинает преклоняться перед западной. Вот один из примеров. Сейчасочень много молодых людей – студентов – хорошо знают английский язык(и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знаютрусский язык, неграмотно пишут и косноязычны в родной устной речи.Если подобное чуждое культурное влияние вовремя не остановить, то врезультате через несколько поколений мы рискуем потерять собственнуюкультуру.

По отношению к этой проблеме существует две точки зрения. Первая –только что изложена: из истории известно, как слабые культурырастворялись в более сильных и от них ничего не осталось, кромемузейных экспонатов (древнеегипетская, культура американских индейцеви многих других). Вторая точка зрения гласит, что ничего страшного непроисходит, что русская культура в прошлом уже не раз испытывалавлияние чужих культур и спокойно пережила это (даже обогатилась приэтом и поднялась на новый уровень (засилье немцев при Петре I, влияниефранцузской культуры в XIX веке, а в древней Руси – влияние Византии).Согласно этой точке зрения, ничего страшного нет во влиянии другойкультуры (культуры всегда друг на друга влияли, если не затронуто ядронашей культуры).

Очень важное значение имеет уяснение вопроса взаимодействиякультуры и экономики. В понимании этого взаимодействия существует двепротивоположные позиции. Первую ярко представляет марксизм, которыйутверждает, что в основе всего лежит экономика, а все остальное, в томчисле и культура, надстраивается над экономикой, т.е. зависит от нее. Хотямарксизм не исключает и обратное влияние культуры на экономику, нопри этом первенство отдает все же экономике. И аргумент здесь оченьпростой: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией,литературой, искусством, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться,иметь жилище, т.е. они должны производить материальные блага.

Противоположную позицию сформулировали Э. Дюркгейм и М. Вебер.Они считали, что именно культура играет определяющую роль в жизниобщества, ибо она единственно обеспечивает его целостность и развитие,оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и,прежде всего, на экономику (культура первична, экономика вторична).Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер.И прежде всего следует назвать его знаменитую книгу «Протестантскаяэтика и дух капитализма». В этой книге немецкий социолог попыталсядоказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения– протестантизма (как культурного явления) – привело в результате квозникновению и бурному развитию капитализма. Приведем один примериз этой книги. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожаянанимает 10 работников, 5 из которых – католики и 5 – протестанты. Ониему помогают собирать урожай. Чтобы их сильней стимулировать, этотбогатый крестьянин, который оплачивает труд батраков сдельно,объявляет им, что с завтрашнего дня он будет платить вдвое больше.Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Последниеначинают работать вдвое больше, так как их заработок увеличиваетсявчетверо, а первые (католики) начинают работать вдвое меньше и ихзаработок остается на прежнем уровне.

Теперь о функциях культуры. Первая – образовательно-воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т.е. образование,воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, т.е.освоение ею знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традицийсвоего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровенькультуры личности определяется степенью приобщенности даннойличности к культурному наследию, а также степенью развитияиндивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широкоизвестной формуле: знания плюс умения.

Вторая называется интегративная-дезинтегративная (объединительно-разъединительная) функция культуры. Это означает, чтов результате освоения культуры у индивидов одного сообществапоявляется чувство общности, принадлежности к одной нации, народу,религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей,интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачиваяодних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другимсообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людейразных культур их разные культуры разъединяют. Это разъединениеможет служить причиной культурных конфликтов.

Третья функция называется регулирующей. О ней уже шла речь выше,когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, вкоторых живет и работает человек. Именно эти правила заставляютиндивида соблюдать систему предписаний и запретов. В случае нарушенияэтих предписаний и запретов личность подвергают определеннымсанкциям – наказанию или наградам.

II

Можно выделить следующие основные элементы культуры.

Первый элемент – это понятия, которые содержатся, главным образом,в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей.Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по-разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом,для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецкомязыке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» –прием пищи животными (по-русски первый глагол звучит как «есть», авторой – как «жрать»). А по-английски и то, и другое обозначается однимсловом «eat». Так же широко известно, что в английском языке нетразличия между вежливым «Вы» и простым «ты». А галантные полякипридумали еще нечто более возвышенное, что отсутствует в другихязыках: при обращении к дамам они применяют такой оборот «не желаетли пани». Давно замечено, что наибольшее количество философов далидва народа: древние греки и немцы. Очевидно, это связано как раз сособенностями древнегреческого и немецкого языков. Таким образом,можно сделать вывод, что восприятие окружающего мира через понятия,зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разныхкультурах.

Второй элемент культуры – отношения. Имеется в виду отношениямежду понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессыокружающего мира, а также отношения между людьми. Например, естьсильное различие в методах воспитания детей. Очень интересная системавоспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей –категорический запрет наказания и осуждения детей (их нельзя бить инельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить, даже за самые малыехорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалыпрекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самоесильное наказание.

Третий элемент культуры – ценности, т.е. то, к чему люди должныстремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, умусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим,что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшейценностью считался патриотизм, любовь к Родине, культивировалосьпервенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоитиндивидуализм, а самой высшей ценностью открыто провозглашеныденьги, богатство, собственность, капитал.

Четвертый элемент называется правила. Люди придумали множестворазных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую илименьшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру,законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы).Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введет мораторий. ВКитае же она применяется, существует несколько десятков преступлений,за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России зате же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколькотаких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию и – самоеудивительное – за угон автомобиля.

Названные выше четыре основных элемента культуры тесновзаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в итогенеповторимую уникальную картину каждой конкретной культуры (то, чтоназывают самобытностью).

С ценностями культуры тесно связаны нормы, т.е. определенныестандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как былосказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют.За нарушение норм – наказывают, вплоть до уголовного преследования.Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героическиеподвиги на войне по защите Родины или в трудовом процессе. Поэтомусуществуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкциипозитивные (награды, слава, льготы, привилегии и т.д.). И те, и другиесанкции оказывают мощное воспитательное воздействие на всех людей.

Теперь о формах и видах культуры. Широко известно разделениекультуры на материальную и духовную. Но не бывает чего-то такого, чтобыло бы на 100 % материальной или, наоборот, на 100 % духовнойкультурой. Обычный легковой автомобиль – это, конечно, предметматериальной культуры, но кто-то его конструировал, придумывал,применяя свои знания, воображение и т.д., а это уже частичка духовнойкультуры. И обратный пример. Картина, написанная художником, – это,конечно, концентрированное выражение духовной культуры. Но самакультура есть материальный объект: она состоит из холста, красок, рамы.

Меньше известно другое деление культуры: на предметную иповеденческую. Предметная – это все предметы, которые созданылюдьми. Предметная культура очевидна, а вот противостоящая ейповеденческая культура не так бросается в глаза. Очевидно, чтоповеденческая культура гораздо важнее для отдельного индивида и длявсего общества, чем предметная. Приведем очень простой пример. Умолодой девушки имеется сумма 30-50 тысяч рублей, и она думает, как ихпотратить. У нее возникают два варианта: первый – купить хорошую,красивую шубу, второй – заплатить за курсы английского языка и после ихокончания в совершенстве знать язык. Кто поклоняется предметнойкультуре, тот, конечно, купит шубу. А тот, кто понимает важностьповеденческой культуры – выучит язык, и потом сможет купить назаработанные от этого умения деньги не одну шубу, и не только шубу.Таким образом, не развивая свою поведенческую культуру (знания иумения) люди не смогли бы не только развивать, но и даже воспроизводитьпредметную культуру, поэтому и было сказано выше о превосходстве,первенстве именно поведенческой культуры.

Необходимо сказать об особом значении в каждой культуре языка. Совершенно очевидно, что язык – это средство, инструмент для познанияокружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, темлегче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, растив личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хужеиндивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никакихвообще) он достигнет. Тех, кто имеет большой словарный запас, вобществе ценят, уважают. А.С. Пушкин и В. Шекспир владели словарнымзапасом примерно в 24 тысячи слов. Средний, имеющий высшееобразование человек, имеет словарный запас около 5 тысяч слов. Надругом полюсе мы имеем бессмертный образ Эллочки-людоедки,созданный И. Ильфом и Е. Петровым, которая употребляла всего 30 слов исчитала при этом себя девушкой образованной, умной, модной иинтеллигентной. На самом деле она была убогой, примитивной личностью.Для сравнения можно привести пример того, что некоторые виды птицприменяют для общения между собой 150 условных сигналов.

Теперь о формах культуры. Существует огромное разнообразиекультурных форм. Начнем с высокой культуры. Она почти всегда связанас классической музыкой, литературой, живописью, архитектурой и т.д.Людей, которые приобщились к высокой культуре, во все времена быломало, так как приобщение к высокой культуре требует много времени,усилий и денег. Но культурная элита всегда задавала тон, устанавливалакритерии для всех других форм культуры. Если высокая культурадеградирует, исчезает, то это неизбежно отрицательно сказывается на всейкультуре народа. К сожалению, именно это мы наблюдаем в современнойкультурной жизни России. Например, число ценителей классическоймузыки, по данным социологов, сегодня составляет сотые доли процента.

Другая важная форма культуры – народная культура. Эта культуравключает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Онаиграет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своейродной культуры. Через ценности народной культуры человекприобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками, и далее– к мировой высокой культуре. Без народной культуры индивид не можетлюбить свою Родину, язык, народ. Подобный человек живет по принципу«где хорошо, там и родина».

С появлением средств массовой информации появилась массоваякультура. Феномены массовой культуры могут нести положительный иотрицательный духовные заряды.

Следующая форма – субкультура. Субкультура – это часть какой-тобольшой культуры. Например, культура молодежи – это культура, врамках которой существует культура студенческой молодежи, т.е. одна изее субкультур. Внутри уже этой субкультуры можно выделить еще однусубкультуру, например, субкультура студенческой молодежи в крупныхгородах, в мегаполисах. Еще один пример. Есть большая культура, котораяназывается русская культура, внутри которой можно выделить такиесубкультуры, как южнорусская культура или культура русского Севера,которые отличаются друг от друга.

Теперь рассмотрим три важных понятия: культура, антикультура ибескультурье. На наш взгляд, очень важно их различать, так как некоторыелюди, особенно молодые, смешивают их. Например, в той же массовойкультуре очень часто, особенно по телевидению, зрителям показывают подвидом культуры антикультуру. Есть четкий критерий между культурой иантикультурой. Культура – это все то, что способствует развитию исовершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества вцелом. Ключевые слова здесь – развитие и совершенствование.Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной илибыстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушениемличности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и«разрушение».

С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный вчем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развиваетих. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а какживотное, т.е. не обременяет себя условностями культуры.

Очень интересный вопрос: что принадлежит к искусству, а что – ктаковому не относится? Почему это важно знать? Это важно знать потому,что настоящее искусство, конечно же, несет более концентрированныйзаряд культуры, чем предметы, окружающие нас в нашей жизни, но кискусству отношения не имеющие. И хотя даже изделия фабричного,ремесленного производства также относятся к человеческой культуре, нодуховной культуры в них гораздо меньше. Например, те же самыемногочисленные боевики – это, как правило, плохое или хорошее ремесло(для тех, кто их смотрит). Есть редкие исключения (если говорить обоевиках), когда они принадлежат к высокому искусству. Очевидно, самыйяркий пример – это фильм «Белое солнце пустыни». Еще пример: простойтабурет или стул фабричной или ручной работы не является предметомискусства, а сделанный из ценной породы дерева, с резьбой, расписанныйузорами, инкрустированный драгоценными камнями и металлами – этоуже произведение искусства. У Л.Н. Толстого есть три критерия, которые

помогают отделить искусство от ремесла, подделок под искусство (чтоназывают китчем) и антиискусства (антикультуры). Критерии эти таковы:первый – произведение искусства должно быть эстетично, т.е. красиво,совершенно, им любуются, наслаждаются, получают удовольствие от егоформ; второй – художник, создающий произведение искусства,руководствуется искренним, творческим порывом, а не денежным иликаким-то другим материальным расчетом; третий – истинное произведениеискусства несет огромный заряд нравственности, т.е. учит добру,отвращает от зла. Произведение искусства должно отвечать всем тремкритериям. Если отсутствует хотя бы один из них, то это должно вызватьсомнение у зрителя, читателя, слушателя искусство это или нечто другое.

III

Началом западноевропейской культуры является эпоха Возрождения.Она сложилась как культура высочайшего интеллектуального, моральногои профессионального уровня, причём с утонченным и чрезвычайнострогим эстетическим вкусом. Создатели её были выдающиеся таланты игении. Их было сравнительно немного. Эта культура сыгралабеспрецедентную роль в просвещении и нравственном совершенствованиичеловечества. Эта была культура аристократическая и элитарная в томсмысле, что её творили исключительные личности и ейпокровительствовали тоже личности в своём роде исключительные. Этакультура создавалась не как кастово-аристократическая и не как кастово-элитарная. Она создавалась по законам культуры как особого социальногофеномена (по законам литературы, живописи, музыки и т. д. как таковых)и во всю мощь талантов её творцов, а не по внешним (культуре кактаковой) законам социальной организации общества. Она аристократичнаи элитарна в том смысле, что не опускалась добровольно или попринуждению до плебейского уровня масс, а, наоборот, возвышала массыдо высочайшего интеллектуального, морального и эстетического уровнясвоего времени, т.е. до уровня исключительной части граждан общества.Она была критичной по отношению к самим устоям своего общества и кего идеологии. Она была самой свободной культурой в историичеловечества в смысле её независимости от политики, идеологии и мнений«черни».

Сегодня культура стала на Западе самым динамичным элементомцивилизации, превзойдя динамизм идеологии. Характерной чертойкультуры стало неудержимое стремление к поискам новых иоригинальных будущих форм. Ею овладела идея (можно даже сказатьмания) изменений и новизны. Причём это изменение не встречает никакихпрепятствий внутри культуры, а общество с энтузиазмом приняло его.Культура заполонила своей продукцией рынок, и эта продукция жаднопотребляется. Искусство стало раскованным, стало ломать все жанры истили, стало использовать все способы производить сенсации. Дажесумасшествие стало рассматриваться как высшая форма творчества.Новизна приобрела ценность сама по себе. Новое, не встречаясопротивления, стало быстро распространяться, овладевая большимимассами людей. С установкой на новизну пришла идеология, согласнокоторой искусство должно служить авангардом социального прогресса.Поскольку исчерпали себя или дискредитировали себя старыерадикальные политические идеи, продолжение радикализма сталовозможным не в политике, а в культуре. И культурный авангард взял насебя эту роль.

В отличие от социальной структуры, управляемой экономическимипринципами рациональности, культура беспорядочна, в ней доминируютиррациональные настроения. Отвергнуты все «буржуазные» ценности.Никакой самодисциплины, никакого самоконтроля. Современная культуране рассматривает себя как отражение социальной реальности, онаоткрывает путь чему-то радикально новому, стремится к утверждениюсвоего приоритета в сфере нравов и морали. Искусство становится всёболее автономным, деятели искусства сами творят вкусы.

Назовём основные черты новой культуры. Прежде всего изменилисьмасштабы культуры, её положение в обществе и её роль в жизни людей.Западная культура проникла во все сферы жизни людей до такой степени,что грани между этими сферами и культурой стали неопределёнными, аотчасти исчезли совсем. Мир буквально наводнился продуктами культуры.Трудно назвать виды деятельности людей и предметы их потребления, вкоторых бы не сказывалось и не замечалось проявление культуры. Дома,парки, средства транспорта, технические сооружения, посуда, мебель,оформление книг и журналов, реклама, афиши спорт, сервис, детскиеигрушки, еда, предметы домашнего обихода… Такого вторжения культурыв повседневную жизнь людей в истории человечества никогда и нигде ещёне было.

Культура стала общедоступной. Практически подавляющеебольшинство людей не только постоянно обитает в окружении культуры ипотребляет её непроизвольно, но и может пользоваться достижениямикультуры в традиционных формах, – имеется в виду общедоступностьмузеев, библиотек, телевидения, кино, театров. Огромное число рядовыхграждан получило возможность самим заниматься культурнойдеятельностью – музыкой, изобразительным искусством, танцами,сочинительством. Культура как бы растеклась по обществу, сталанеобходимым и привычным элементом жизни всех слоёв, всех категорий,всех возрастов населения. Так что теперь следует говорить о культурнойсреде жизни людей, а не об особой культурной сфере, независимой отбольшинства и доступной немногим.

Социальная среда жизни людей стала намного эстетичнее, чем когда-либо в истории человечества. Прекрасное заполнило мир до такой степени,что люди уже воспринимают его как нечто само собой разумеющееся иливообще не замечают его. Тут, пожалуй, произошло нарушение меры,наступило перепроизводство культуры, и она утратила ту ценность вглазах людей, какую она имела в эпоху её дефицита.

Основными потребителями культуры стали широкие слои населения,занятые повседневной деятельностью и не имеющие возможностиполучать социальное образование и усовершенствовать свои эстетическиевкусы, не имеющие времени на такое отношение к культуре, какое имеломесто в прошлом в узком кругу праздных людей с утонченными вкусами инеторопливым образом жизни. Это, естественно, сказалось на самомхарактере культуры. Культура, рассчитанная на сотни миллионов рядовыхграждан, вовлечённых в динамичную и напряжённую жизнь современногообщества, стала адекватной своему потребителю.

Следующий важнейший признак современной культуры Запада – еёмасштабы как сферы производства культуры, т.е. с точки зрения числалюдей, учреждений, организаций и материальных средств, занятых в ней.В истории человечества эта сфера никогда не достигала таких размеров ниотносительного, ни тем более абсолютного. По доле занятых в ней людейона превзошла сельское хозяйство и стала сопоставимой спромышленностью.

Хотя число тех, кто непосредственно занят творческой деятельностью(писателей, художников, композиторов и т.д.) колоссально возрослосравнительно с прошлым, их процент в общем числе тех, кто так или иначезанят в сфере культуры, резко сократился. Произошло разжижениетворческого ядра культуры, как в смысле распределения творческихфункций между большим числом творцов культуры, так и в смыслеразрастания нетворческой её части. Творческий потенциал современнойзападной культуры в этом смысле сократился по сравнению страдиционной классической культурой Запада.

Необычайно расширились и усовершенствовались технические средствапроизводства культуры. Развитие новых технических средств (фотография,звукозапись, радио, кино, телевидение) привело к тому, что они самипревратились в новые формы культуры, заняв в ней главенствующееположение. И им суждено было стать могильщиками социальных,моральных и эстетических ценностей, какие вносила в мир культураклассическая.

Культура стала сферой капиталистического бизнеса. Сложилось всёрасширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Сферакультуры превратилась в рынок. Высшими критериями ценностипродуктов культуры стали отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытеснила эстетическую оценку. Масштабы творческойличности стали определяться не тем, что она внесла в свою сферусравнительно с предшественниками, а тем, каков её рыночный успех.Судьями качеств произведений культуры стали эксперты масс-медиа,руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали,просвещения, гуманизма. Всё это общеизвестно. Когда дело взяли в своируки бизнесмены и масс-медиа, на смену талантливым творцампришли многие тысячи посредственностей. Основную массу творцовновой культуры составили люди средних интеллектуальных и творческихспособностей. Новаторство её иллюзорно, поверхностно, мелочно. Оно восновном есть результат недостатка таланта и мастерства, а не избытка их.Эта культура в основном посредственностей и для посредственностей.Гений и талант в ней допускаются лишь в ничтожных размерах и лишь втаких формах, какие не угрожают всеобъемлющей властипосредственности. Большинство деятелей культуры, общественнопризнаваемых в качестве талантов и гениев, на самом деле есть лишьимитация таковых.

Главными фигурами в культуре стали бизнесмены и шоу-организаторы,т.е. лица, вторичные по отношению к творчеству как таковому, –исполнители, имитаторы, интерпретаторы, компиляторы, эксплуататорыкультуры прошлого, плагиаторы и т.п. Характерным примером на этотсчёт может служить процесс создания кинофильмов и использования их, атакже деятельности множества людей, так или иначе связанных с этим.Попробуйте среди десятков тысяч людей, занятых в этом деле, найтиличности, сопоставимые с такими величинами классической западнойкультуры, как Шекспир, Бальзак, Гюго, Достоевский.

Есть пределы в самой культуре как таковой для подлинного новаторствав рамках эстетических критериев. Надо любыми путями выделиться,произвести впечатление, привлечь к себе внимание, урвать известность иденьги – к этому вынуждают законы рынка культуры. Поэтому успехдостигается не за счёт подлинных творческих достижений, а за счётразрушения всяких сдерживающих рамок, включая рамки морали иэстетики. Безудержное псевдоноваторство оттеснило на задний планноваторство в смысле классической культуры.

Многие авторы отмечали отсутствие в современной западной культуребольших имён, сопоставимых с гениями прошлого. Это не значит, чтогении перестали рождаться. Они рождаются. И может быть, в большемчисле, чем раньше. Но в условиях современного западного общества онипросто не имеют возможности проявиться в качестве таковых и бытьзамеченными. Их заслоняет огромное число посредственностей,имитирующих гениев и более удобных в культурной жизни общества. То,что раньше делал один гений, теперь растаскивается и молниеноснореализуется десятками и сотнями ловкачей, имеющих достаточно высокийуровень профессиональной подготовки. Масс-медиа способствуетсозданию извращенной системы оценок творческих достижений, раздуваясверх всякой меры сенсационные посредственности и замалчиваянастоящее творчество.

Многие авторы отмечали также бессодержательность современногозападного искусства. Думается, мало констатировать этот факт. Дело тут втом, что изменилось само понятие содержания искусства. То, что вклассической западноевропейской культуре считалось формальнымисредствами изображения какого-то содержания, в искусстве современногоЗапада само стало содержанием. Изобразительные эффекты, нетребующие интеллекта (мордобой, стрельба, взрывы), стали сутьюискусства. Искусство с высокоинтеллектуального уровня опустилось науровень примитивно-эмоциональный.

Характерным для современного западного искусства стал уход отреальности, сознательный антиреализм. Создаётся вымышленный мир, необязательно положительный, но и отрицательный, главное – чтобы он былярким, полным соблазнов и приключений, с сильными страстями любогосорта, с захватывающими ужасами, с сверхчеловеческими существами иситуациями. Один немецкий социолог заметил, что жизнь становится всёсерее и скучнее, а фильмы и книги – всё ярче. Литература, кино ителевидение создают ложное впечатление, будто «маленькие» люди ведутинтересную и социально насыщенную жизнь. В реальности же их жизньесть мещанская скука и столь же унылая работа по обеспечению этойскуки.

Сотни тысяч людей, творящих непрерывным потоком продукциюкультуры для сотен миллионов себе подобных, не могут создать ничегоиного. Сотни миллионов потребителей культуры и не требуют ничегоиного. Достигшие высокого совершенства средства культуры приобрелисамодовлеющее значение и стали её подлинным содержанием. Искать вней какое-то иное содержание так же бессмысленно, как искать чистоту вгрязных политически и экономических махинациях.Современная западная культура приспособилась к тому человеческомуматериалу, на который она рассчитана, и одновременно приспособилаэтот материал к тому, что она способна производить. Она имеет успех,поскольку рассчитана на самые широкие слои, на самые примитивныепотребности, на самые примитивные вкусы, на самый убогий менталитет.При этом высшие классы и образованные слои общества отнюдь несохранили для себя некую элитарную культуру, являющуюсяпродолжением и развитием классической западноевропейской культуры.Они сами в первую очередь стали потребителями современной плебейскойкультуры, поощрили и поддержали её, возвели её на пьедестал высшихдостижений, способствовали извращению всей ситуации в сфере культуры.Точно так же как в Древнем Риме аристократия смотрела те же зрелища,что и плебс, но имела лучшие места, так как хотела видеть всё ближе идетальнее.

Пожалуй, самым ярким примером деградации культуры современногозапада может служить киноискусство, которое в первой половине XX векаразвивалось в русле классического западного искусства. Потомнеобычайно возросла производительность киноиндустрии. Высочайшегоуровня достигла техника кино, исполнительское искусство актёров,режиссура и вообще всё то, что касалось технологии изготовленияфильмов. Кино стало ведущим видом искусства, начало оказывать влияниена прочие виды. Но при этом с точки зрения того, что считалось главным взападноевропейском искусстве, а именно – с точки зрения содержанияфильмов, оно стремительно покатилось вниз. Оно утратило все основныепризнаки искусства, превратилось в то, что стали называть антиискусством. Отдельные фильмы, которые можно считатьподлинными произведениями искусства, стали редким исключением.

Точно так же обстоит дело и с литературой. Литература утратилаведущую роль в культуре. Хотя печатаются миллионы книг и журналов,основная масса печатаемой продукции образует резкуюпротивоположность тому, что составляло основу и ядро литературызападноевропейской. Интеллектуальный и эстетический уровень еёчрезвычайно низок, а с моральной точки зрения она превратилась всредство развращения и дезорганизации масс. Подавляющее большинствопечатаемых книг таково, что на сочинение их не нужен ни ум, ни особыйлитературный талант, ни длительные усилия. Оцениваются книги неспецифическими критериями литературного творчества, а с точки зренияфинансового успеха, газетных сенсаций, социального статуса авторов ит.п. Творческий аспект литературы оказался делом десятистепеннойважности. Доминирующей стала тривиальная литература, вообще неимеющая никаких творческих амбиций. Вот несколько величин,характерных на этот счёт. По газетным данным 1991 года, было проданокниг Хайнца Конзалика – 76 миллионов экземпляров, Жеки Коллинс – 100миллионов, Сидни Шелдона – 100 миллионов, Гарольда Роббинса – 220миллионов, Барбары Картленд – 500 миллионов. Ни одному великомуписателю прошлого такой «успех» не снился. Конечно, можно сказать, нехочешь – не читай! Но это пустое морализаторство. Читателем

манипулируют, а тривиальная литература занимает место в душах людей иопустошает их кошельки.

 

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Назовите не менее трех субкультур по принципу матрешки.

2. Покажите различия и сходство двух субкультур внутри однойкультуры.

3. Назовите основные элементы культуры и покажите их иерархию поотношению друг к другу.

4. Разделите и проиллюстрируйте следующие понятия: культура,антикультура и бескультурье.

5. Раскройте понятие «китч».

6. Почему массовая культура имеет и положительные, и отрицательныестороны?

7. В чем признаки настоящего искусства, которые отличают его отремесла и антиискусства?

8. Покажите, как основные элементы культуры связаны между собой.

9. Какую роль в культуре играют санкции?

10. Почему язык является одним из главных элементов культуры.

11. Почему высокой культурой не могут овладеть все члены общества?

12. Роль и значение народной культуры.

13. Традиционные ценности американской культуры и их оценка спозиций нашей, российской культуры.

14. Какие вы знаете классификации культур?

15. Какой вид культуры важнее: предметная или поведенческая – ипочему?

16. Может ли быть в чистом виде духовная или материальная культура?

17. Можно ли сказать, что одно общество более культурное, чем другое?

18. Почему каждая культура уникальна?

19. Эволюция западной культуры за последние полвека.

20. Отличительные признаки современной западной культуры.

21. Кому выгодно, чтобы культура и антикультура, искусство иантиискусство воспринимались массами как нечто единое?

22. Роль культуры на Западе в данный момент: растет или снижается?

23. В чем проявляется новаторство современной западной культуры?

24. В чем главная социальная функция современной западной культуры?

25. Какие процессы наблюдаются сейчас в западном кинематографе?

26. Какие процессы наблюдаются в современной западной литературе?

 

Выводы

Культура – это коллективное программирование человеческого разума,которое отличает членов данной группы от другой.

Существует две противоположные позиции в оценке чужой культуры –это этноцентризм и культурный релятивизм.

Главным элементом культуры является язык, который служитсредством общения, накопления и хранения знаний. Другими важнымиэлементами являются ценности (нормы, правила, образцы поведения) и идеалы как наивысшие ценности

Культура имеет огромное множество форм своего проявления понациональному, конфессиональному (религиозному), профессиональномуи другим признакам.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Социальная структура и стратификация | Тема 6. Социальный контроль и социальныеотклонения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2599 - | 2276 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.