Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отдельный том многотомного издания

Кузнецова Анастасия Игоревна

Студентка 1 курса, группа 30

Плакатное искусство СССР

Аннотация

Ключевые слова

Плакат, лозунг, СССР, плакатное искусство, искусствовед

Аннотация

Статья посвящена искусству советского плаката, который появился в начале прошлого века. В ней описываются причины появления плаката, его первых создателях и о том, какую роль он играл в жизни советского человека. Повествуется о том, на какие группы подразделялись советские плакаты и их предназначении. Даётся краткая характеристика каждого из них. Указываются имена знаменитых художников – плакатистов прошлого века. Также в статьеплакатное искусство  выступает как материал для культурологического исследования, чем занимается искусствоведН. И. Бабурина с начала 70-х годов прошлого века и по сей день.

Наверное, каждый человек, детство которого проходило в советские годы, помнит, как на стенах домов, на заборах, специальных стендах висели разного рода плакаты: рекламные, пропагандистские, агитационные и т.п. Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Тогда он являлся самым массовым видом графического искусства, который выполнял задачи убедительной политической агитации или же служил средством распространения рекламы, инструктажа и иной информации. Каждый такой плакат напечатан в типографии массовым тиражом или размножен от руки – распространён по всей стране, имея множество зрителей. А для того, чтобы завоевать их внимание, он должен являться полноценным и настоящим произведением искусства.

Почему, собственно, возникла необходимость в плакатах? В революционное время выпускать газеты просто не было ни времени, ни средств, поэтому им нашли достойную и простую замену – плакат. Он предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст и характерное изображение. Он призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми.Для многих плакаты становились настоящими вестями с фронта. Присланные письма и телеграммы растаскивались людьми на свежие цитаты, которые, в свою очередь, становились очередными лозунгами.Так называемые «Окна РОСТА»(см. ил. слева) пользовались необычайным спросом на всех фронтах наравне с провизией, оружием и медикаментами.

 Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Они представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, порой, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить.

Первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Маяковский переводил фронтовые телеграммы в поэзию и рисовал к ним зарисовки. Плакаты Дени знамениты своей яркой сатирой, высмеивающей капиталистов и политиков. Черемных также известен как активный деятель и создатель метких революционных лозунгов.Над созданием различных плакатов такжеработали такие крупные мастера как Т. Стейнлен, Ф. Бренгвин, А. Тулуз-Лотрек, К- Колльвиц и другие. Из современных зарубежных плакатов выделяются посвященные борьбе за мир работы А. Бертрана (Мексика) и Г. Эрни (Швейцария[1]).

       Советский плакат разнообразен и разделяется по своему назначению на несколько групп.

Политический плакат является основным и наиболее важным видом. Это связано с тем, что именно он является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощая в себе задачи и лозунги, необходимые государству. Иными словами, плакат выступает в роли агитатора и пропагандиста. Многие плакаты создавались в честь революционных праздников, призывали к борьбе за мир, направляли на разоблачение врагов, некоторые даже призывали к доносам. Большое значение приобрели сатирические плакаты, которые почти всегда были связаны с литературным текстом.

 Советский политический плакат был популярным объектом исследования для советского искусствознания на протяжении всего периода существования феномена советского плаката. Как авторское произведение искусства плакат изучен достаточно хорошо. Всоветские годы было издано много монографий о творчестве отдельных крупных художников-плакатистов (например, серия альбомов «Мастера советского плаката»), а также обзорных работ.

Информационно-рекламный плакат решал задачи информативные – оповещая о разнообразных культурных событиях, или рекламные – знакомя потребителя с новыми товарами и услугами. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачу рекламы спектакля или кино, они должны отражать одновременно и присущие данному зрелищу стиль, и творческие устремления его авторов. Таким являлся советский рекламный плакат Ленинского государственного издательства «Книги по всем отраслям знания». Его автором являлся А. М. Родченко, а на самом плакате изображена Лилия Брик – (возлюбленная В. Маяковского) в косынке, как ходили комсомольские активистки в те времена. Данное «произведение» направлено на программу преодоления неграмотности в отсталой стране – СССР.

Следующий вид плаката – социальный, оформлялся ташким образом, чтобы при просмотре у читателя отложился в голове определенный образ и сформировались необходимые создателям изделия мысли. Такие «продукты» обычно выполняются в резком и решительном стиле, так, чтобы он эффективно «бил» по восприятию человека. Такой вид плакатов – очень эффективен. Сами они, к сожалению, не в силах кардинально поменять ситуацию, однако они могут являться явным призывом и напоминанием о том, что людям следует что-то поменять. По-иному их можно назвать агитационными или же мотивационными. Плакаты создавались целыми циклами на определённые темы, отражавшие смысл изложенного. Зачастую за основу бралась тема безграмотности или пьянства и осуждалась художником через серию различных плакатов, объединённых единым смыслом.

Учебно-инструктивный плакат использовался для прославления научных знаний, призывал к труду, соблюдению правил, а так же он помогал решать учебно-воспитательные задачи. По сравнению с другими, этот вид плаката имеет некие отличия, так как содержит в себе большее количество информации, целую серию эскизов, чертежей, рисунков и предназначается для длительного использования. Такие плакаты использовались как наглядные пособия, применяемые для учебного процесса.

Плакат был истинно народным, самым советским искусством. Его авторы дали жизнь не сиюминутным пропагандистским листовкам, а документальным и художественным памятникам эпохи, благодаря которым сегодня мы можем лучше понять духовное прошлое великой страны. Советскими искусствоведами была выработана формулаописания и оценки плакатных произведений: «идейно-художественное качество». В раннее постсоветское время критерии качества плакатного произведения изменились. Легитимация плакатного искусства происходит теперь скорее вопреки его роликак средства пропаганды, а не благодаря ей. Уровенькачества плакатного произведения определяется наоснове формальных критериев. Неудивительно, что втрадиционной искусствоведческой классификацииизобразительного искусства по жанрам плакат уверенно занимает подчиненное положение, если сравниватьего, например, с живописью. Исключение составляютотдельные шедевры плакатного знания, к созданиюкоторых приложили руку крупные художники. Другимлегитимирующим фактором служит время: плакатполучает признание как документ ушедшей эпохи.

Плакатное искусство советского периода многократно становилось объектом изучения для искусствоведов. Как правило, в искусствоведческих работах о советском плакате произведения либо группируются вокруг одного или нескольких известных авторов, либо объединяются по принципу стилистической однородности (авангардный плакат, декоративный зрелищный или рекламный плакат).С начала 1970-х гг. и по сей день историей российского плаката занимается искусствовед Н. И. Бабурина. Являясь сотрудником РГБ им. Ленина, в фондах которой собрана большая коллекция русского и советскогоплаката, Н. И. Бабурина выступала организатором многих выставок плакатного искусства в СССР и за рубежом; под ее редакцией выходили каталоги к выставкам и альбомы. Наиболее крупный проект с участием Н. И. Бабуриной проводился в соавторстве с профессором из Германии К. Вашиком, ставя своей задачей сбор наиболее полной базы данных по истории российского плаката с конца XIX в. до наших дней.

 

Библиографический список

Книга одного автора:

1. Коллектив авторов «Историография и источниковедение в культурологическом исследовании» (культурологические исследования ’10): Учеб.пособие М.: университет им. А.И. Герцина, 2010. 250 с. Дата обращения: 03.05.18.

2. Газизова Регина «Графика и ее современное звучание»: учеб. пособие М.: МБОУ СОШ №24,2012. 24 с. Дата общения: 03.05.18.

 

Отдельный том многотомного издания

М. Ф. Николаева «Советское плакатное искусство как материал для культурологического исследования».Дата обращения: 02.05.18

.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Построение структуры управления организацией | Малое инновационное предпринимательство и проблемы его государственной поддержки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2246 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.