Две основные группы причин разделения Церквей: религиозные и этнокультурные.
1. Религиозные причины:
1) Стремление римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью.
2) Догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения. Важнейшее уклонение - филиокве.
2. Нерелигиозные причины:
1) Нациоанальные и культурные особенности развития Христианства на Востоке и на Западе.
Церковь существует в мире. Столкновение эллинской и римской традиции. Разница сказалась и в восприятии христианства. Эллинские народы восприняли как боготоктровенную метафизику и этику. Как путь к пониманию сущности Божией. Этим объясняется и пытливость богословской мысли. Романизированные народы стали устраивать церковный институт. Восприняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства. Как построить Церковь на земле. Восток видел идею, Запад создавал институт. Западная половина Церкви развивалась самостоятельно. Это развитие лишь закрепилось в расколе. Восточная Церковь не дерзала вводить новые учения не решалась изменять соборные истины. Запад начал самочинно изменять церковное учение. Общая вера неразделенной Церкви на Востоке сохранилась до наших дней. Запад вводит множество нововведений. На Западе истощалось соборное начало. Церковь стала неспособна сопротивляться распаду.
9 век. Только недавно был 7 В.С и новый виток иконоборчества. В Византийской Церкви две партии: Зилоты - сторонники беспощадной борьбы с еретиками и икономисты - за снисходительное отношение к еретикам. Вылилось в противостояние патриархов Фотия и Игнатия. Рим принял активное участие. Фотий разорвла отношение с Римом, который поддерживал Игнатиия.. Этот разрыв прекратился на Свято-Софийском Соборе. Были на нем и папские легаты. Прибыли представители всех восточных патриархатов. Один из самых представительных соборов. Очень много участников. Мог бы считаться Вселенским. На этом соборе было принято постановление против внесения изменения в Символ Веры и притязание пап на верховную власть.
Этот собор вроде бы уладил разногласия между Западом и Востоком. Но это был не очень прочный мир.
Статистика отчуждения. С Миланского эдикта до Свято Софийского собора только около 300 лет с перерывами отношения между Востоком и Западом были нормальными. В Церковной истории есть точка зрения, что Рим специально обострял отношения с Востоком и добивался разрыва отношений на кануне 1054 г. Неповиновение Востока подрывало авторитет Рима. Прямым поводом к окончательному разрыву очередной конфликт из-за церковных владений. Папа Лев 9 и Михаил Керулларий - патриарх Константинополя. Рим не добился влияния. Июль 1054 г. Но папа умер еще в апреле, а легаты не знали. По булле отлучается патриарх Михаил Керулларий. Он воспринял это как самочиние легатов. На последующем соборе легаты были отлучены. Анафеме предали не всю Западную Церковь а лишь легатов. Восточным патриархам было послано окружное послание. И Церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке.
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
1. Внутренние
1.1. Заблуждения Римской Церкви вызывали законную критику. Очевидность этих заблуждений обостряла желание внутри Римской Церкви осуществить это обновление изнутри. Иногда эти попытки приводили к конфликтам с Цероковью. Напримем Иероним Саванаролла. Джон Виклифф. Иногда их называют реформаторами до Реформации. Хотя их участие чисто историческое. Они не были протестантами, и иногда приобретала православные черты.
Евхаристический спор 9-11 вв. Диспут начался с того, что в 9 в появилось сочинение об Евхаристии, автор Пасхазий Ротберт. Чрезмерно материальное понимание Пресуществления. Плоть и Кровь в Евхаристии - таже самая Плоть и Кровь, которы родились от Девы Марии. В ответе Пасхазию говорилось - в таинстве Тело и Кровь вкушаются только духовно и по силе веры, принимающих их - очень похоже на позднего Лютера.
В 11 в. Беренгарий Турский считал, что прославленное Тело Иисуса Христа после Воскресения вознеслось на небеса. Вкушение тела Христова здесь на Земле может быть только духовно. Это учение было соборно осуждено. Но продолжило свое существование во Франции.
Одновременно развивается учение об предопределении. То что потом восприимет Кальвин. В 9 в это учение изложил монах Готшальг - в виде учения о двойном определении. Праведники к спасению, грешники к осуждению. Готшальг основывался на Августине. Августин рассуждал лишь имея ввиду предопределение о спасении - Бог всех предопределил ко спасению. В поздних сочинениях он признавал попущение к осуждению грешников. Готшальд развивает это учение в учение о двойном предопределении. В 9 в на одном из поместных соборов это учение было признано. Потом осужденов.
Solo scriptura - один из главных тезисов Лютера. Это учение выдвигают еще до Лютера в движении вальденсов 12-13 вв. У Вальденсов есть идея невидимой Церкви - Церковь это не видимая организация, а только праведники, и поэтому она невидима. Вальденсы утверждали что Евангелие устанавливает только 2 таинства - Крещение и Евхаристию. Отричание почитания Богородицы и святых, отрицание икон.
Джон Виклеф - богослов второй половины 14 в. Переводчик Библии на Анлийский язык. Учение о предопределении. Принцип solo scriptura. Духовное соприсутствие Тела и Крови в Святых Дарах. Критика Церковной иерархии. 1382 - осуждение учения Виклифа. Сам он избежал казни благодаря популярности. В англии возникло движение пуритан. В Европе последователь Виклифа - Ян Гус 14-15 вв. Гус был обличителем церковной жизни. Выступал против церковной собственности, против индульгенций. В богословии ближе Виклифа к католической вере. Гус развивает учение Августина - наряду с зримой Церковью существует истинная Церковь, возглавляемая Спасителем. Предопределенные к спасению избранники и являются ее верными. Может случиться так, что лидеры Католической Церкви не предопределены ко спасению. Ян Гус признавал истинносить Тела и Крови в Евхаристии и требовал причащения по двумя видами. Гус был осужден и предан сожжению на костре как еретик. После смерти пошло гуситское движение.
В 15 в обличал церковные пороки Саванарола. Он обличал власть римского епископата но не отступал от Католической веры. Саванарола скорее предшественник преобразований Кальвина. Саванарола был осужден и казнен как еретик. Впоследствии католич Церковь оправдала Саванаролу.
Католики пытались предотвратить опасность реформации. В 15 в ряд соборов за обновление Католической Церкви. Но решения соборов не были реализованы. Внутри Католической Церкви к 14 в назревает недовольство абсолютизации папской власти. Уильям Оккам выступает с критикой папской власти - 8 вопросов о власти папы. Суть в отрицании светской власти священства. Епископы не князья. Духовенство должно заботится исключительно о спасении душ своей паствы. Главенство папы не имеет оснований ни в Божественном праве ни в Священном Писании. Разногласия в Церкви должны решаться решением соборов.
Богословская школа Парижского Университета Сорбонны. Жан Шарлье - "Об изъятии пап из Церкви". В это же время появляются два папы. Взаимные разоблачения. Народ это видит. 1414 Константский собор - папы как и остальные духовные лица подчинаются собору во всем даже в вопросах веры. Власть собора начинает действовать. Избирается папа Мартин 5. Папа признает соборную власть. К середине 15 в папам удалось переломить соборное движение.
5 Латеранский собор 1512-1517 г с перерывами. На этом соборе был видвинут вопрос о реформировании Римо-Католической Церкви.
В 1517 г Лютер уже выступает со своими тезисами.
Все усилия были направлены не на то, что бы создать новую Церковную структуру. Даже у Лютера этого нет. Все было направлено на реформы той Церкви, которая уже была. Реформы не были проведены, и поэтому вместо них пришла реформация. И Римской Церкви пришлось бросить силы на Контрреформацю. В 16 в уже стало невозможно восстановить соборное движение. Сочувствующие соборному движению в основном примкнули к реформации. Выдвигается орден иезуитов - борьба с протестантизмом.
2. Внешние
Постепенный распад средневекового мироустройства. Распад государств расшатывает идею единой Вселенской Церкви. Становление национальных культур - стремление к самостоятельности национальных Церквей. Протестантизм является законнорожденным чадом Римо-Католической Церкви. Его породили те процессы, которые сама Католическая Церковь в себе развила, уклонившись от единства со Вселенской Церковью. Подлинным обновлением церковной жизни могло стать лишь возвращение к истокам неразделенной Церкви. Но протестантизм был настолько пропитан крайностями Римо Католической Церкви, что одни крайности заменил на другие, а не вернулся к апостольскому опыту.