Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Индии в XVI и первой половине XVII в.

Литература и искусство народов Индии в XVI и первой половине XVII столетия достигли высокого уровня. В Индию издалека приезжали ко двору падишаха художники, поэты, архитекторы и поселялись в стране. Индийское искусство отмечено слиянием местных традиций с лучшими чертами, перенесёнными из Средней Азии и Ирана. Это сказалось в первую очередь в архитектуре. Ярким примером мастерства индийских зодчих является временная столица Акбара — «каменная сказка» — Фатхпур-Сикри и всемирно известная гробница жены Шах-Джахана — Тадж-Махал в Агре.


Мавзолей Тадж-Махал. Первая половина XVII в.

Открытые террасы и павильоны на тонких колоннах, резьба по камню, иногда производящая впечатление ажурной, присущая ещё искусству древней Индии, сочетались с арками и стройными минаретами, занесёнными в Индию из Средней и Передней Азии.

Широкое распространение получило искусство миниатюры и в меньшей мере фрески. Сохраняя тонкость рисунка персидской миниатюры, индийское искусство отличалось большим реализмом красок, воспроизведением в виде фона индийской природы и архитектуры вместо условного розово-золотого фона многих персидских миниатюр и изображением чисто индийского быта. При дворе Акбара наиболее известными миниатюристами были Дасванатх и Басаван, а также приехавший с Хумаюном из Шираза Абд-ус Самад.

Знаменитыми поэтами при дворе Акбара считались индиец Файзи и ширазецУрфи. Оба они писали на персидском языке (фарси).

Продолжали дальше развиваться отдельные национальные языки и литература. Крупнейшее поэтическое творение создал широко известный всем говорящим на языке хинди поэт ТулсиДас (1532—1624), чья огромная поэма «Рамаяна», написанная на тему индийского эпоса, пользовалась такой популярностью, что ее читали на деревенских празднествах. В ней проповедовались идеи бхакти. Слепой поэт Сур Дас, писавший на другом диалекте хинди, тоже во второй половине XVI в., воспевал в поэме «Сурасагасра» идеи бхактя в связи с восхвалением эпического героя — бога Кришны. Любовная лирика Сур Даса до сих пор трогает сердца читателей. Однако наибольшей популярностью пользовался певец при дворе Акбара — Тансен. Его мелодичные, выразительные песни, воспевающие природу Индии, можно услышать и до сих пор. В первой половине XVII в. поэт из Джайпура Бихар Лал написал сборник песен на хинди «Сатсайя» («700 стихов»). На языке маратхи в это же время сочинял гимны на темы бхакти Эканатх. Эти поэты, писавшие лирические стихи, в которых они распространяли идеи движения бхакти, создавали творения на народных языках, а не на придворном фарси. Большинство этих поэтов сочиняло одновременно и мелодии к своим песням. Тансен, например, известен более как музыкант, чем как поэт. И в словах и в музыкальных мотивах эти слагатели песен широко обращались к народному творчеству, одновременно обогащая его. Поэтому и в наши дни некоторые их песни ещё живы и способны волновать людей. С песней были органически связаны формы танца, более быстрого и живого, чем старый классический.

За пределами Могольской империи при дворе правителей Голконды процветала поэзия на деканском наречии языка хинди. Самым крупным из поэтов той поры в Голконде был Гаваси, написавший в 30—40-х годах XVII в. две большие поэмы-сказки и много стихов.

Придворные хронисты записывали современные им события обычно в духе восхваления царствовавшего правителя. Хроники тем не менее служат ценным историческим источником. Из них наиболее интересны: хроника Бадауни, поскольку она была написана противником Акбара, рассказывавшим иногда то, о чём умалчивали официальные летописцы, хроника Абу-л Фазла «Акбар-намэ», в которой приведено много подлинных указов и документов и содержится редкое для средневековья собрание экономических данных о налогах, ценах, оплате рабочих (главным образом строителей) и т. п., и хроника Феришты, подробно излагающая историю различных государств средневековой Индии.

В этот период были также созданы ценный словарь языка фарси под названием «Фарханг-и Джахангири», переводы на фарси санскритского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны» и изложение вероучений почти всех религиозных сект Индии с жизнеописанием их основателей в книге «Дабистан-и мазахиб», которая тоже является ценным историческим источником.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индия в первой половине XVII в. | Проблема цикличности культуры (круговая циклическая модель)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 235 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2265 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.