Исламские банки и банковские учреждения, которые предлагают продукты и услуги исламской банковской системы (банки IBS) должны учреждать Наблюдательный Совет Шариата (SSB), чтобы консультировать их и гарантировать, что операции и деятельность банковских учреждений соответствуют принципам шариата. С другой стороны также существуют те, кто полагает, что ни одна из форм банковского дела, вовлекающая выплату процентов, никогда не может соответствовать законам шариата.
В Малайзии Национальный Консультативный Совет Шариата, который был учрежден в Банке Негара Малайзия (BNM), консультирует BNM по вопросам аспектов шариата для операций этих учреждений, а также по их продуктам и услугам. В Индонезии подобную функцию выполняет Совет Улама.
Сейчас появилось много фирм, консультирующих по вопросам шариата, которые предоставляют услуги консультации для учреждений, предлагающих исламские финансовые услуги. Также недавно были подняты вопросы независимости, беспристрастности и конфликтов интересов. Была разработана Мировая База Данных WDIBF для Исламского Банковского дела и Финансов, для предоставления информации обо всех веб-сайтах, имеющих отношение к этому виду банковского дела.
Основа Исламского финансирования
Термин “исламское банковское дело” относится к банковской системе или банковской деятельности, которые соответствуют принципам мусульманского права (шариата) и регулируются исламской экономикой. В частности мусульманское право запрещает ростовщичество, взимание и уплату процентов, обычно в исламской беседе именуемые как Riba. Кроме того, мусульманское право запрещает инвестирование в фирмы, считающиеся незаконными, или Haraam (такие как фирмы, продающие алкоголь или свинину, или фирмы, выпускающие СМИ, в частности рубрики светской хроники или порнографию, которые противоречат исламским ценностям). Кроме того Шариат запрещает то, что называют “Maysir” и “Gharar”. Maysir включает договоры, где получение выгоды зависит от возникновения заранее установленного, сомнительного события в будущем, в то время как Gharar описывает спекулятивные сделки. Оба понятия связаны с чрезмерным риском и, как предполагается, содействуют неопределенности и мошенническому поведению. Поэтому в исламском банковском деле использование всех традиционных установленных инструментов невозможно. Некоторые исламские банки были учреждены в конце 20-ого столетия, для удовлетворения этого особого банковского рынка.
Ростовщичество в Исламе
Критика ростовщичества в Исламе была твердо установлена еще при жизни пророка Мухаммеда и подкрепляется несколькими стихами в Коране, которые относятся приблизительно к 600 году нашей эры. Первоначальное слово, которое использовали для ростовщичества в этом тексте, было Riba, что буквально означает “избыток или дополнение”. Так было принято непосредственно в отношении кредитов, поэтому согласно исламским экономистам Чудхери и Малику (1992 год), ко времени Халифа Умара, запрет на процент был устоявшимся принципом работы, интегрированным в исламскую экономическую систему. Такая интерпретация ростовщичества не была принята или применена повсеместно в исламском мире. Школа исламской мысли, которая появилась в 19-ом столетии, возглавляемая Сир Сейиедом, приводит доводы в пользу толкования различий между ростовщичеством, или потребительским кредитованием, и процентом, или кредитованием для коммерческих инвестиций (Ахмед, 1958 год). Однако, Чудхери и Малик предоставляют доказательства для “постепенного развития учреждений беспроцентных финансовых предприятий во всем мире” (1992: 104). Они приводят как пример существующие на сегодня финансовые учреждения в Иране, Пакистане и Саудовской Аравии, Dar-al-Mal-al-Islami в Женеве и исламские трастовые компании в Северной Америке. Эта растущая практика исламского банковского дела будет обсуждена более полно в следующем разделе? как современное применение запрета на ростовщичество.