1. Долговременные инвестиции в экономику.
Что такое исламские инвестиции?
Инвестирование по исламским канонам предполагает покупку только тех ценных бумаг, которые не противоречат религиозным нормам. Законы шариата запрещают инвестировать в некоторые виды бизнеса, которые считаются неэтичными.
Исламские инвестиционные принципы запрещают вложения в акции компаний, которые связаны с алкоголем, азартными играми, неэтичными развлечениями, что объединяет исламские фонды с так называемыми социально ответственными фондами (sociallyresponsiblefunds). Но социальные фонды могут себе позволить покупку инструментов с фиксированным доходом и банковских продуктов, тогда как для исламских фондов инвестиции с гарантированным процентом, такие как облигации или депозитные сертификаты, являются неприемлемыми, потому что ислам отрицает ссудный процент.
Исламская доктрина рекомендует привлечение денежных средств на основе принципа долевого финансирования, т.е. вкладчик или инвестор получает право разделить прибыль и убытки по деловому предприятию. Возникновение долговых обязательств запрещено, так как в этом случае одна сторона получает преимущества над другой. В деловой практике ислама обе стороны делят риск между собой.
Своеобразной чертой исламского инвестирования является обязательность благотворительных отчислений. Как только мусульманин в финансовом плане достигает состояния "нисаб", т.е. своего рода точки безубыточности, когда все его основные затраты могут быть оплачены, некоторый процент остающихся денег идет на благотворительные отчисления или "закат". Точная сумма уплачиваемого заката определяется индивидуально, но Кайзер сравнивает методику его подсчета с калькуляцией налога на прирост капитала. Таким образом, в качестве заката выплачивается процент от прироста капитала, а не от суммы первоначального вложения. На сайтах многих исламских финансовых институтов в помощь инвесторам предлагаются калькуляторы для расчета "налога на благотворительность".
Закат на долгосрочные инвестиции. Ислам приветствует долгосрочные вложения. Но бумажная прибыль, образовавшаяся по портфелю (увеличение его рыночной стоимости), может не реализовываться годами. Исламские юристы пришли к выводу, что для ускорения выплаты заката позволительно рассчитывать разницу между рыночной стоимостью портфеля на начало и конец каждого года по Грегорианскому календарю и выплачивать в качестве заката 10.3% (10% для года по лунному календарю) от этой разницы, если она положительна. Этот метод расчета заката предполагает два условия:
- вы имеете или будете иметь средства, достаточные для достижения уровня нисаб в течение всего календарного года;
- вы держите свои инвестиции или владеете средствами, предназначенными для инвестирования (наличностью, к примеру), в течение как минимум одного лунного года.
Только при выполнении этих условий вы можете рассчитывать закат для календарного года.
Стоимость портфеля на конец года - Новые инвестиции (сделанные в течение года) + Распределения (погашения, дивиденды) = Расчетная стоимость на конец года
Расчетная стоимость на конец года - Стоимость портфеля на начало года = Годовой доход.
Именно годовой доход облагается закатом по ставке 10.3%.
2.Применение научных методов инвестирования.
Большинство исламских финансовых инструментов, практикуемых в настоящее время, основано на принципах торговли, лизинга и партнерства. Эти контракты, если они свободны от запрещенных элементов (риба, гарар и др.), разрешены для использования в государственном, корпоративном и потребительском финансировании. Например, финансирование при помощи лизинга является разрешенным, но финансирование посредством лизинга алкогольной компании запрещено, так как клиент занимается запрещенной деятельностью с точки зрения Ислама.
Контракты обмена/торговли затрагивают куплю/продажу товаров/услуг, причем обмен может быть заключен как на месте, так и в рассрочку где оплата или доставка товара может быть отложена на будущее. Так же, контракт лизинга может быть заключен как с немедленной оплатой за аренду, так и в рассрочку. Партнерство же используется в основном для инвестиционной деятельности, где инвестор становится партнером в бизнес проекте, причем инвестор может принять активное участие в управлении бизнесом или абсолютно не вмешиваться и доверить капитал предпринимателю.
Инвестирование в акции
Обычные акции компаний, размещенных на фондовой бирже, являются долей активов компании. Таким образом, если бизнес компании является легитимным с точки зрения Ислама, то мусульмане имеют право инвестировать в акции таких компаний. Обычные акции могут покупаться и продаваться по желанию инвестора-собственника акций. В случае профицита акционерного общества часть доходов распределяется между акционерами в виде дивидендов, а другая часть идет на реинвестирование в компанию, повышая, таким образом, капитал компании, что позитивно влияет на цену акций на фондовом рынке.
Так как акции легитимных с точки зрения Ислама компаний могут свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке, создание паевых инвестиционных фондов тоже возможно. ПИФ объединяет фонды групп инвесторов, и вкладывает эти инвестиции в портфель разрешенных акций, продавая и покупая акции по своему усмотрению с целью увеличения ценности портфеля. За свои услуги менеджеры ПИФов получают определенную плату, которая может быть или в виде процента с собранных фондов или в виде фиксированной суммы за определенный период времени. Оплата ПИФам осуществляется за их работу по изучению и отслеживанию фондового рынка на постоянной основе и по изучению каждой отдельно взятой акционерной компании. В некоторых исламских странах, в дополнение к услугам по фильтрации разрешенных «голубых фишек», менеджеры ПИФов рассчитывают и оплачивают сумму закята от лица инвесторов.
Собранные фонды могут быть разбиты на группы инвестиционных портфелей, такие как фонды по инвестированию в только технологические компании, телекоммуникационные компании, быстрорастущие, или региональные. Многие такие исламские фонды исторически превосходят средний рыночный показатель по выплаченным дивидендам.
Хочется объяснить читателю, что улемы пошли на несколько компромиссов для создания ПИФов и исламских индексов. Если бы строгие правила шариата использовались для этой работы, то количество компаний, инвестиция в которых разрешена, была бы очень маленькой, и диверсификация была бы практически невозможна. Например, строгие законы шариата не позволяют людям (а следовательно и юридическим лицам) давать и брать в долг под проценты. Однако большинство компаний, акции которых размещены на фондовой бирже, подпадают под две категории: (1) или у таких компаний время от времени случается кризис ликвидности и им приходится брать кредиты (конечно же, под проценты); (2) или у них слишком много наличных денег, которые они инвестируют в кредитные инструменты (напр., государственные облигации). Эти проблемы приводят к тому, что найти чистые компании, которые не используют никаких кредитных инструментов, очень трудно. Поэтому улемы пришли к следующим компромиссам:
– Исламские ПИФы и индексы пользуются услугами исламских улемов, знатоков фикха и современных финансов. Эти улемы составляют правила отбора компаний, инвестиция в которые разрешена. Качественная система фильтрации основана на отборе индустрий, в которые инвестиция разрешена или запрещена. Запрещено инвестирование в компании, главным бизнесом которых является:
1. банковская индустрия;
2. алкоголь;
3. табак;
4. производство оружия;
5. развлекательная индустрия;
6. азартные игры;
7. страхование;
8. свинина, и все, что связано со свининой;
9. другая активность, оскорбительная для Ислама;
10. любые компании, работа которых сильно зависима от вышеперечисленного.
– Второй уровень фильтрации зависит от финансовых показателей каждой отдельно взятой компании. Количественный фильтр рассматривает следующие финансовые коэффициенты7:
1. Соотношение суммы задолженности к активам (не более 33% долга) – debttoassetratio.
2. “нечистые” доходы и доходы с кредитных инструментов по отношению к общему доходу (не более 5%).
3. Соотношение дебиторских задолженностей к общим активам (не более 45%).
Нужно сказать, что эти соотношения приведены как временная мера для расширения числа акционерных обществ, инвестиция в которые разрешена для мусульман. Первый коэффициент основан на хадисе Пророка (мир ему), который, когда его спросили, сколько имущества можно отдать на благотворительность, сказал, что одна треть и этого достаточно (الثلث, والثلثكثير). Конечно же, этот хадис не используется как юридическое доказательство в разрешении 33 % долга в отношении к активам, а просто как приблизительный метод подсчета. Во втором фильтре пять процентов рассматривается как незначительная сумма, а поэтому разрешено. В третьем фильтре имеется в виду, что если большая часть активов неликвидна, то и остальная часть активов может принять свойство неликвидных активов. То есть для защиты инвесторов улемы предложили инвестировать в компании, большая часть активов которых ликвидна.
Данные фильтры предложены довольно произвольно и на временной основе, до тех пор пока не появятся другие способы определения разрешенных для инвестиции компаний. Конечно, обсуждение способов фильтрации – тема отдельная, и до сих пор улемы в разных странах предлагают разные способы фильтрации или имеют различные мнения на этот счет. Некоторые даже не согласны с такими способами фильтрации, так как природа компаний, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже, довольно разнообразна и использование одного типа фильтров может быть нецелесообразна в некоторых случаях.
Фонды с “фиксированным” доходом
Каждый инвестор имеет свой уровень толерантности риска. То есть в зависимости от того насколько инвестор готов рисковать своим капиталом, уровень дохода будет зависеть именно от этой готовности переносить риск. Чем выше риск, тем выше доход с инвестиций, и наоборот. Финансовый рынок предоставляет прекрасную возможность выбирать уровень дохода, соответствующий уровню риска. Многие предпочитают получать фиксированный доход с минимальной возможностью потери или уменьшения капитала. Для инвесторов с низким уровнем риска, рынок предоставляет инструменты с фиксированным доходом. В западной финансовой системе сущестует множество таких инструментов (напр., срочные банковские депозиты, государственные облигации, инструменты денежного рынка и т.д.). К сожалению, все эти инструменты основаны на риба, и мусульмане не имеют права их использовать. Что же предлагает исламская финансовая система в этом случае?
Давайте рассмотрим следующий пример: некий инвестор хочет вложить свой капитал в инструменты, приносящие стабильный доход и с минимальным риском. Этот инвестор может приобрести недвижимость и сдать его в аренду. Естественно, с ростом инфляции будет расти и оплата, получаемая с арендатора, а также стоимость недвижимости будет расти вместе с инфляцией. Таким образом, недвижимость может являться хорошим инструментом для получения фиксированного дохода с учетом инфляции и для сохранения первоначального капитала.
Конечно же, любая недвижимость имеет определенный риск, когда район, где недвижимость расположена, перестает быть фешенебельным или дополнительное строительство в том же районе делает его непривлекательным на рынке недвижимости. В результате, стоимость недвижимости и оплата за аренду могут значительно понизиться. Также любое здание может нуждаться в дорогостоящем капитальном ремонте и может быть повреждено природными катаклизмами. Поэтому имеет смысл объединиться с другими себе подобными инвесторами и вместе приобрести несколько зданий в разных районах, таким образом диверсифицируя риски, присущие этому рынку. Каждый инвестор будет являться собственником части этих зданий, приносящих прибыль с аренды, в дополнение к тому, что стоимость доли в недвижимости также может увеличиться. Эта простая диверсификация дает возможность получить ту же сумму арендной платы, как если бы собственник недвижимости сам сдавал в аренду свою недвижимость, но с меньшим риском.
Эта концепция используется в «иджара фондах». Исламские финансовые учреждения могут предоставлять лизинговые инструменты, являясь собственником недвижимости во время действия контракта. В это время финансовое учреждение имеет право продать лизинговые активы, частично или полностью8. Таким образом, исламский банк может рассматривать свой лизинговый портфель как отдельную компанию или фонд, акции которой могут покупаться и продаваться. Инвесторы на купленные акции получают фиксированный доход с лизингового портфеля финансового учреждения. Так же как и в обычных фиксированных финансовых инструментах доход с исламских лизинговых инструментов растет с ростом инфляции, в то время как риск минимальный (дефолт в обычных инструментах против дефолта и ремонта или разрушения активов лизингового фонда).
3. Теория мотивации труда в Исламской экономике.
Приоритетными путями приобретения имущества в собственность в исламском мире являются два — собственный труд и коммерческая деятельность. Отвечая на вопрос о том, какое из приобретений является наилучшим, пророк сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля»23.
Концепция труда в исламе основана на трех принципиальных позициях:
· Во-первых, дееспособный член общества обязан вести трудовую деятельность;
· Во-вторых, исламское государство должно предоставить работу каждому трудоспособному человеку;
· В-третьих, трудящиеся имеют право требовать справедливую оплату за свой труд24.
К незаконным способам приобретения собственности в исламе относятся воровство, вымогательство, присвоение общественных средств и другие действия, которые признаются преступлениями в любом современном обществе (например, завладение имуществом путем обмана – мошенничество, а также получение взятки). Эти положения ислама носят вполне современный характер.
4. Цель инвестиционной политики в Исламе.
Инвестиционной политике отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
Можно выделить виды инвестиционной политики согласно её основной цели и направлению деятельности.
· повышение эффективности производства
· модернизация оборудования либо технологических процессов
· создание нового предприятия
· получение доступа и выхода на новый рынок сбыта, установку принципиального нового оборудования.
Основные инструментысоциально-инвестиционной модели общественных отношений и исламской финансовой системы:
Мушарака – это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале.
Мудараба – это соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона полностью предоставляет необходимой капитал для финансирования проекта, а другая (мудариб) занимается управлением проекта, используя свои предпринимательские способности.
Кард ульхасан - (благотворительный кредит) беспроцентный кредит, предоставляемый или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную деятельность субъекта, являющегося партнером банка.
Применяемые механизмы социально-инвестиционной модели общественных отношений позволяют решать такие задачи, как устранение дисбаланса между депозитарной и кредитной частями средств банков, финансовая поддержка субъектов не имеющих залога, возможность погашения кредитного процента в структуре социального партнерства.
Изучения проведенные нами по применению социально-инвестиционной модели общественных отношений позволили, также выявить одновременное его соответствие идеалам медицины, медицинской науки и образования, законам шариата и международным стандартам (Sarbanes-Oxly, Basel II).
Так, в части формирования высокой цены достигаемого решением известного постулата, когда каждый хочет продать подороже, а купить подешевле, модель нивелирует более высокие цены аналогичных продуктов традиционной банковской системы, постепенно приводя к исчезновению субъектов получающих дивиденды за счет разницы цен.
Внедрением социально-инвестиционной моделью общественных отношении можно:
- обеспечить выбор систем и получать продукты от всех систем (исламских и европейских);
- прояснить ситуацию и обеспечить привлекательность исламских финансов всем субъектам и гражданам многонационального Казахстана;
- увеличить возможности сектору медицины, медицинской науки и образования с адаптацией к специфике исламского банкинга;
- снизить риски, разделить ответственность и убытки за выполняемые каждым из участников разделы на основе социального партнерства;
- обеспечить финансовым институтам работающих на различных принципах привлекательность сектора медицины, медицинской науки и иобразования;
- устраняя посредничество, повысить роль, социальную значимость субъекта работающего на поприще медицины, медицинской науки и образования;
5. Исламские принципы природопользования.
«Шариат призван обеспечивать благополучие всего человечества, что заключается в охране веры, человеческого достоинства, интеллекта, потомков и имущества» (аль-Газали).
Этическое природопользование – это новый путь, позволяющий отвечать на задачи, которые ставит перед человечеством ускоренный технический прогресс с его негативными последствиями для людей, биоразнообразия, экологии и планеты в целом. Вопросы защиты окружающей среды связаны одновременно с разными сферами: политикой, экономикой, образованием, наукой…
Исламские принципы природопользования основаны на понятии равенства в том, что касается доступа к ресурсам и ответственности за сохранение окружающей среды как дара Аллаха, а также понятии умеренности в потреблении. Все это обеспечивает прочный фундамент для согласованных действий и международного сотрудничества в контексте нынешней темы Всемирного дня окружающей среды.
Религия мусульман через Коран и Сунну дает нам этические принципы, определяемые тем, какое место она отводит человеку на Земле. На человеке лежит обязанность сохранить порядок, существующий в природе.
Мусульманские ученые отмечают, что ислам имеет особый подход к экологической этике. Концепция «разумного руководства», близко стоящая к понятию «халифат», это принцип, предполагающий взаимозависимость человека и природы. Эта концепция подчеркивает, что на человеке лежит обязанность праведного руководства и понимание этого должно определять его действия.
Почему мусульмане считают дары Природы ресурсами, подлежащими этическому использованию?
Для ислама характерна всеохватная духовность, которая должна обнаруживаться во всех поступках мусульман, и они должны усвоить, что то, как они пользуются природой, тоже является частью служения Богу. Именно это – один из важнейших моментов, который нужно доводить до сознания людей.
Жизнь и поступки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) являются примером умеренного и разумного пользования природой; если вся умма будет следовать этому примеру, можно представить, какое положительное влияние это окажет на природу, учитывая, что на планете проживает более полутора миллиарда мусульман.
Как мы можем привести верующих людей к тому, чтобы они изменили свое поведение в отношении природы? – на этот вопрос должны ответить мусульманские экологи и религиозные ученые.
Возможно, для этого потребуется перечитать религиозные источники и извлечь из них соответствующие этические положения, понятные верующим. И тогда наша религиозная община начнет действовать во имя благополучия планеты.