Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исламская концепция международных экономических отношений




Актуальность темы исследовании. Актуальность темы настоящего ¡сследования во многом определяется тем, что значение мусульманских стран í мировом сообществе, международной экономике и политике, их роль в международных отношениях государств и деятельности универсальных и региональных организаций, и, следовательно, степень их влияния на хальнейшее формирование и совершенствование международного травопорядка, «пгнпве которого лежат нормы международного правя, ¡аметно возрастает.

Главным фактором сплочения мусульманских стран, во многом сличающихся друг от друга по этническому составу и языку, жономичсскому и военному потенциалу, географическому положению, лесту в мировой политике, по численности населения,степени обеспеченности >есурсами, особенно, имеющими стратегическое значение, является религия <слама.

Именно осознание себя мусульманами одной общины (уммы), несмотря на богословские расхождения, внутренние противоречия и застарелые гонфликты, заставляет народы, государства и лидеров этих стран быть един,1 м и в отстаивании своего права на собственную веру, независимость и л'верепитет, целостность территории и неизменность образа жизни, своё iccto в мировом сообществе наций.

Исламский фактор становится важным фактором мировой политики и «еждународных отношений, что может значительно изменить - и уже реально «еняст - характер участия мусульманских стран и созданных ими международных (региональных) межправительственных организаций в шработке и корректировке норм международного права.

Актуальность данной работы определяется также тем фактором, что до гастоящего времени сама возможность того, что исламская религия и ¡еразрывно связанные с ней, нормы мусульманского права смогут реально лиять, хотя бы косвенно, на формирование норм международного права, ерьезно не рассматривалась. Соответственно, не было потребности, а, ачастую, и возможности у заинтересованного круга правоведов, политиков, чащихся вузов ознакомиться с чётким и непредвзятым изложением сущности [ содержания мусульмансксго права не только в его классической форме аариата и фикха, но и в новейших проявлениях его развития, оценить его начительиый общечеловеческий потенциал.

И ещё один важный момент делает данную работу актуальной-)н заключается в том, что само международное экологическое право является ювой, активно формирующейся и развивающейся отраслью,!еждународного права, которая, вследствие жизненной важности своего бъекта (гибель окружающей среды означает гибель человечества), начинает [ретендовать на более важную, чем отраслевую, роль в системе 1еждународиого права.

В связи с этим рассмотрение вопроса об отношении мусульманснх стран 1 этой отрасли международного права (в связи с исламской концепцие1 взаимоотношения человека и окружающей среды, основанно на нормах I принципах шариата) представляет существенный научный интерес.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей работы заключаете: в том, чтобы адекватно представить экологические позиции исламское доктрины р общем контексте развивающегося мусульманского права. В свя и с этим в настоящем исследовании были поставлены и разрешены следующие задачи:

- показать особенности исламской правовой системы, её международно правового аспекта, раскрыть динамику и характер взаимоотношений мехед; мусульманским * и международным правом;

- на примере активно формирующейся мусульманско-правовой модещ "мусульманской экономики" проанализировать механизм формирована новых отраслей мусульманского права и одновременно оценит] природоохранные возможности исламской концепции международной экономического порядка;

- показать особенности исламского подхода к проблеме становления I развития международного экологического права (международного прав; окружающей среды) в связи с активным участием мусульманских стран членов мирового сообщества и субъектов международного права - I формировании этой отрасли права и соблюдением ими своих международны; обязательств по охране окружающей среды.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервьк рассматривается исламская экологическая концепция, которая анализируете? как с точки зрения её генетической связи с сущностью и традиции* мусульманского права, обладающего значительными эволюционным! возможностями через "врата иджтихада", так и с позиции современны; международно-правовых приоритетов мусульманских стран и их собственно! природоохранной практики.

В работе впервые указывается на важные с точки зрения воспитанш экологического сознания положения шариата, раскрывается сущности исламского правового подхода к вопросу права человека и народа ш благоприятную окружающую среду, в научный оборот вводятся новы«факты, осуществляется поиск точек соприкосновения мусульманского I международного права в гуманитарно-правовой и природоохранной сфере.

- Мусульманское, или исламское, право - особая самостоятельная система«, права, созданная в рамках религии ислама и основанная на законах шариата.

Практическая значимость работы состоит в возможности непосредственно познакомиться с характерными особенностями мусульманского права, оценить его экологический и гуманитарный потенциал, осознать необходимость и возможность снятия остроты межцивилизационных конфликтов с помощью взаимопонимания и через совместный поиск путей преодоления экологического кризиса на нашей планете.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке вузовских курсов по мусульманскому (исламскому), экологическому и гуманитарному праву, экономике и политике мусульманского и арабского Востока.

Источники и библиография. Источниками для данного исследования являлись священные для мусульман тексты Корана и сунны, толкования мусульманских богословов и правоведов в области фикха, норм и принципов исламской религии, а также официальные документы международных межправительственных организаций (ММПО), Экономического совета для Западной Азии ООН (ЭКЗА ООН), нормативные акты ряда мусульманских стран.

При работе над диссертацией был внимательно изучен ряд работ современных мусульманских теоретиков права, проведена систематизация и обобщение, и, в определённой степени, развитие их идей в экологическом ключе (особенно, в главе 2, где рассматривается взаимосвязь между "исламской экономикой" и экологией).

Важную роль в определении теоретических и методологических основ диссертационного исследования сыграли работы российских учёных: Б.В.Ерофеева, Н.В.Жданова, И.Ю.Крачковского, З.И.Левина, Г.В.Милославского, Л.Р.Сюкияйнена, И.М.Филылтинского, В.П.Шатрова, Блшценко И.П., Жукова Г.П., Колбасова О.С.

Были использованы работы видных знатоков ислама: А.Массэ и Г.Э. фон Грюнебаума, содержащие большой иллюстративный материал.

Апробация диссертации проводилась в ходе изложения её основных положений и выводов на научно-теоретических конференциях молодых учёных Российского университета дружбы народов.

Структура и основное содержание работы.Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана её научная новизна и практическая значимость,определены цели и задачи диссертации.

В первой главе "Исламская правовая система и международное право"

 

раскрывается проблема сосуществования и взаимодействия исламской

правовой системы и международного права, приобретающая в последнее время всё более актуальный характер.

Это связано с продолжающимся процессом распространения мусульманской религии в ряде регионов мира, высокими темпами прироста населения мусульманских стран, усилением экономических и военных позиций ряда ведущих стран мусульманского мира и значительной активизацией исламского фундаментализма.

Кроме того, обострившиеся процессы национального размежевания в ряде регионов традиционного распространения ислама (в том числе в таких важнейших регионах с точки зрения мировой безопасности, как Балканы и Кавказ), нередко перерастают в вооруженные гражданские конфликты, в которых активно присутствует исламский фактор: исламские лозунги, попытки создания исламского государства, основанного на шариате, и, одновременно, переход к применению норм международного права вс взаимоотношениях с соседями и бывшим центром.

Наблюдается активная деятельность по привлечению дипломатической, экономической и иной поддержки со стороны мусульманских стран и исламских ММ ПО, а также моральной поддержки со стороны широких масс мусульманского населения планеты. Большие надежды возлагаются на установление особых отношений с мусульманскими странами в рамках мусульманско-правовой концепции межгосударственных отношений, что означало бы вхождение во влиятельную и обладающую значительными возможностями международную систему исламской солидарности.

Исламская правовая система имеет ряд важныхособенносгей. Современные исследователи отмечают, что из всех мировых религий пожалуй только ислам наиболее тесно связан с государством и правом. Причём главным связующим фактором выступает именно мусульманское право как важнейшая часть исламской религиозно-правовой идеологии. "Подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, по не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина."*

Арабские и мусульманские исследователи мусульманского права прежде всего подчёркивают его божественную природу и неразрывную связь с нормами, правилами и предписаниями религии ислама. Они делают вывод: ислам - это "вера и государство" (ад-дин ва- д- давля) в одном лице, мусульманское право тождественно мусульманской религии.

Сходную точку зрения высказывают и западные исследователи ислама. Они отмечают, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства и что мусульманское право - это прежде всего религия, затем государство и культура.

* - Скжияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. С. 3

Ислам - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а божественную природу. Мусульманское право не играет самостоятельной роли, поскольку в нём в принципе не различаются обязательства человека по отношению к богу и по отношению к другим яюдям, таким образом, в исламе религиозные и моральные правила поведения охватывают все поступки человека,не оставляя места для чисто юридических норм. *

Религия ислама, начало которой было положено пророческой миссией Мухаммада (570 - 632 г.г. н.э.), явилась основой формирования государственности арабских племён Аравийского полуострова, а в последующем - в эпоху исламских завоеваний (аль-футухат аль-исламийя) -арабского халифата и в целом традиций исламской государственности, которые нашли своё отражение в государственном устройстве многих стран Востока и Африки. Именно мусульманская община Мухаммада - её религиозного лидера и последнего из пророков (хатим аль-анбия) - стала первым исламским государством, которое расширялось по мере распространения ислама.

Общинно-религиозная организация исламского государства,в котором правитель - повелитель правоверных (амир аль-муминин) - был носителем государственной власти постольку, поскольку исполнял обязанности главного предстоятеля (имам), пастыря и морального авторитета мусульманской общины перед лицом Аллаха, имманентно выдвигала ниспосланные Аллахом через его Пророка моральные нормы во главу угла всей сист Тема 2.

Право частной собственности вытекает из природы человека и связано с его стремлением к приобретению материальных благ и с инстинктом самосохранения. Однако природа этого права и его пределы претерпевали изменения на протяжении истории.

Например, в определенные эпохи правом собственности обладало лишь племя – это была так называемая «общая» (или «общинная») собственность. В некоторых западных провинциях Канады и сегодня можно встретить религиозные секты, члены которых считают, что собственность должна быть «общей». В целом же с течением времени круг собственников менялся: появилась семейная, частная, общественная, муниципальная и государственная формы собственности.

Те или иные формы собственности могут преобладать в определенном обществе в зависимости от той идеологии, которой оно придерживается.

Право собственности или право доверительного управления?

Многочисленные аяты Корана дают нам понять, что Владельцем (Собственником) всех вещей во Вселенной является их Создатель – Всевышний Аллах. В абсолютном смысле все, что есть в мире, принадлежит Ему: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью!» (5:120). Согласно Корану, Аллах - «Царь царства»

Но это вовсе не означает отсутствия у людей каких-либо полномочий. Просто наша собственность на тот или иной предмет приобретает в таком свете особый характер. Человека можно считать в какой-то степени «доверительным управляющим» Бога на Земле.

Таким образом, Коран не отменяет права частной собственности. Для примера можно привести следующийаят: «Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыни» (9:104). Поскольку Бог «принимает милостыни», значит, у Его рабов есть то имущество, которое они могут пожертвовать.

Разновидности собственности:

Ислам предусматривает различные полномочия в отношении различных категорий объектов собственности. Есть такие вещи, которые принадлежат Богу и недоступны людям, например, планеты.

Есть также то, что принадлежит человечеству в целом, например, океаны – они не могут находиться в частной собственности. В каждой стране и в каждом обществе есть то, что принадлежит каждому гражданину, например, земли общего пользования. Существуют и такие предметы, которые могут находиться во владении одного определенного лица или группы лиц.

Вся собственность, которой владеют люди, связана с определенными правами и обязанностями. Исламский закон устанавливает в этом смысле некоторые ограничения. Главное же, что надо помнить – это то, что все, в конечном счете, принадлежит Богу, и мы должны распоряжаться своим имуществом в соответствии с Его заповедями.

Пределы прав собственника:

Одно из ограничений, налагаемых Исламом, заключается в том, что собственность должна быть приобретена законным путем. В свою очередь, право человека защищать свою собственность является священным.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Человек не должен причинять вреда себе или окружающим» (Муслим). Это необходимо учитывать и при использовании собственности. Например, Ислам порицает монополизацию ресурсов, имеющих жизненно важное значение для всего общества. Кроме того, Шариат отмечает, что допустимо причинить малый вред, если это необходимо для предотвращения большего вреда, который будет причинен значительному числу людей или обществу в целом.

Третьим ограничением является требование, чтобы собственник находился в здравом уме. Если же он сумасшедший, то должен быть назначен опекун, в задачи которого входит следить за использованием имущества в интересах подопечного, поскольку последний, действуя самостоятельно, мог бы причинить вред себе или окружающим.

Обязанности, связанные с собственностью:

Право собственности, согласно Шариату, связано с выполнением определенных обязанностей. Одна из них заключается в том, чтобы использовать собственность для содержания семьи (иногда – расширенной семьи).

Другим обязательством, связанным с собственностью, является выплата закята (отчисление в пользу нуждающихся), что является фардом (обязательным действием) для любого мусульманина или мусульманки. Закят является одним из столпов Ислама, формой поклонения Аллаху Всевышнему.

Закят может выплачиваться, в том числе, и в денежной форме. Он не является разновидностью подоходного налога. Размер закята составляет 2,5% от стоимости принадлежащего лицу определенного имущества, при этом то имущество, которое человек использует для своих первоочередных нужд (например, дом, в котором он проживает), не учитывается. Закят выплачивается один раз в год.

Законные способы приобретения собственности:

Законными средствами приобретения собственности являются средства, специально предусмотренные исламским законом. Все прочие способы приобретения имущества запрещены.

Законные средства приобретения имущества можно разделить на две категории: частные и общественные.

Частное приобретение может иметь место в двух случаях. В первом случае речь идет о приобретении имущества, которое уже находится в чьей-либо собственности. Во втором случае материальные ценности не являются чьей-либо собственностью.

Имущество, которое является чьей-либо собственностью, может быть передано его владельцем другому владельцу только на законных основаниях, таких как передача в результате наследования, завещания, дарения, преимущественного права приобретения, на основании договорных обязательств.

Материальные ценности, которые не являются чьей-либо собственностью могут стать ею только в случае действий, которые обусловливают возникновение права собственности. Такими случаями может быть разработка бесплодных земель, охота, добыча полезных ископаемых, передача невостребованных материальных ценностей государством.

На частную собственность распространяются следующие условия:

1. Собственник обязан обеспечить продуктивное использование объекта частной собственности. Пренебрежение к собственности наносит вред ее владельцу, а эффективное ее использование приносит пользу всему обществу.

2. Владелец собственности обязан платить закят. Если человек владеет определенными материальными ценностями, он является субъектом такого налогообложения. Данный налог подразумевается правом на эти материальные ценности.

3. Владельцу запрещено прибегать к незаконным средствам приобретения материальных ценностей, таких как взимание процентов, мошенничество, накопление путем скупки.

4. Владельцу собственности не следует расточительно тратить принадлежащие ему материальные ценности или проявлять чрезмерную скупость.

Второй – ресурсы, которые ради всеобщего блага находятся под охраной и на попечении государства. К этой категории относятся кладбища, военные базы, госучреждения, вакф, фонды закята.

Далее, существуют ресурсы, которые не находятся в чьей-либо собственности, и ресурсы, на которые утрачено право собственности из-за длительных периодов неиспользования, как, например, в случае невозделываемых земель.

Наконец, существуют ресурсы, приобретенные государством путем военных действий, к ним относится, например, военная добыча.

Что касается общественного приобретения материальных ценностей, оно может осуществляться различными путями. Первый из них относится к природным ресурсам, которые доступны каждому без приложения больших усилий, это вода, общественные угодья, огонь.

Собственность считается законной, если она была приобретена дозволенными способами. Одним из них является личный труд человека, который может заключаться в работе по найму, занятии бизнесом, торговлей, в охоте или рыбной ловле.

Однако Ислам признает и другие пути приобретения права собственности. Так, женщина, выходя замуж, получает свадебный дар от мужа (махр) и, кроме того, вправе рассчитывать на содержание. Ислам предусматривает и приобретение собственности по наследству. Малоимущие же могут получать закят, или саадака (добровольную милостыню). Кроме того, в Исламе разрешено дарение, а также обмен товарами (выражаясь современным языком - бартер).

К незаконным способам приобретения собственности относятся воровство, вымогательство, присвоение общественных средств и другие действия, которые признаются преступлениями в любом современном обществе (например, завладение имуществом путем обмана – мошенничество, а также получение взятки).

Однако в Исламе к недопустимым способам приобретения денег и других ценностей относятся также взимание процентов по займам (риба или ростовщичество) и азартные игры. Незаконными считаются и средства, полученные недопустимым для мусульманина (мусульманки) способом: путем занятий проституцией, гаданиями, продажа алкоголя, наркотиков, свинины и т.п.

Величие Ислама, возвышенность его законов, забота его справедливой экономической системы о потребностях человека и об интересах общества ярче всего проявляются в принципах распределения богатства, установленных шариатом, цель которых – обеспечение равновесия между интересами личности и общества.

Ислам гарантирует право личности обладать собственностью, заработанной своим трудом, и защищает ее. При этом Ислам не делает различия между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, инструменты и пр.) и на потребительские товары, производимые этими средствами производства (одежда, продукты, транспортные средства и пр.), транспорт и т.д.

Обеспечив право частной собственности на все виды имущества и богатства, а также защитив это право от любых посягательств, шариат утвердил справедливые принципы, дающие возможность рабочему и тому, кто прилагал какие-то усилия, овладеть плодами своего труда, этих усилий.

Признавая право на собственность, Ислам учитывал естественное стремление человека владеть, обладать чем-либо. Аллах вложил в человека этот инстинкт для его же собственной пользы, ибо он дает ему стимул умножать свои усилия, с ответственностью относиться к работе, активно исследовать новые природные ресурсы и расширять производство. Все это приводит к процветанию общества и благу общины.

Исламский закон (шариат), с одной стороны, защищает право человека на частную собственность так же, как он защищает его жизнь и достоинство, а с другой – дает и обществу право на эту собственность взамен предоставляемой защиты. Имеется в виду право государства на взимание части этой собственности и ее распределение между нуждающимися нетрудоспособными больными, малолетними, инвалидами, стариками, женщинами, теми, кто не имеет работы и не может заработать себе на пропитание, хотя способен и готов это делать, а также не имеющими достаточных средств для содержания семьи.

Все эти люди должны получать свою долю из богатства общины и тех людей, которым Аллах дал возможность работать и зарабатывать.

Одна из главных целей утверждения мудрым Божественным Законодателем права человека на частную собственность – назначить своего рода хранителя и попечителя собственности общины, с которого будет спрошено его Господом за то, как он обращался с нею. И он будет наказан, если из-за расточительности не сможет сохранить ее. Человек должен стремиться всеми путями охранять и умножать собственность, использовать ее и извлекать прибыль. Те, кто знаком с человеческой душой и ее инстинктами, согласятся, что предоставленные человеку права на частную собственность являются лучшим стимулом для ее защиты и увеличения. Рассматривая частную собственность и получаемую от ее эксплуатации прибыль в качестве части общественного богатства, экономическая система Ислама уникальным образом устанавливает равновесие между потребностями личности и общественными интересами. Это стало возможным только из-за того, что эти принципы были провозглашены Самим Мудрым и Знающим Аллахом. С одной стороны, Ислам дает человеку право владеть тем, что он зарабатывает своим трудом, поощряя его упорнее трудиться и больше производить. С другой – он дает на эту собственность известное право нетрудоспособным членам общества и тем, чей доход недостаточен для обеспечения их семьи.

Сравним эту систему с социалистической.Социалистическая экономика лишает личность результатов ее труда и рассматривает все средства производства и природные богатства как собственность государства. Она, следовательно, не обеспечивает должной защиты этой собственности, не дает стимулов развивать ее, эффективно эксплуатировать и извлекать прибыль. Государственная собственность практически отдана на разграбление тем, кто ее якобы охраняет, т.е. партийной и административной верхушке; она разворовывается, портится и просто гибнет. Отчеты об экономическом развитии социалистических стран свидетельствуют, что экономическая ситуация там не поддается лечению. Правительства вынуждены создавать специальные органы по охране этой собственности, однако в большинстве случаев их сотрудники сами занимаются ее хищением.

Еще в 1966 году в одном из таких отчетов Россия открыто признавала, что четверть всех преступлений в государстве связана с посягательством на государственную собственность. И, несмотря на все усилия, изменить положение не удалось.

Плачевная ситуация в экономике объясняется упразднением частной собственности. Причина бед ясна. Нет никого, кто несет ответственность за сохранение этой собственности и содержание ее в надлежащем состоянии.

Стимулом для сохранения и защиты собственности могут быть лишь или страх перед Аллахом, или личный интерес того лица, которое оберегает ее и умножает. К сожалению, ни того, ни другого факторов не существует в системе, которая, во-первых, не только отрицает существование Аллаха, принуждая народ отвернуться от Бога, но и провозглашает атеизм основным принципом идеологии государства, а, во-вторых, отказывает своим гражданам в праве на частную собственность. Таким образом, это общество лишает граждан как моральных, так и материальных стимулов, которые могли бы побудить их защитить государственную собственность и предотвратить посягательства на нее. Только Ислам является единственной системой, способной позаботиться об интересах общины, защитить ее капитал и средства производства от расхищения и обеспечить значительный прогресс во всех сферах жизни. Человечество само не в силах создать подобную сбалансированную и эффективную систему, даже если объединит для этого все свои интеллектуальные силы.

Упразднение частной собственности на средства производства при социализме привело кразличного рода социальным недугам и нанесло непоправимый ущерб экономике, что явилось причиной окончательного краха всей социалистической системы. Это произошло из-за полного игнорирования натуры человека, ибо, уничтожив частную собственность, социализм лишил людей стимула к упорному труду, творчеству, новым открытиям. Частная собственность предоставляет справедливую возможность одаренным, способным членам общества владеть результатами своего труда, направленного на увеличение национального богатства. Цель этого принципа – обеспечить стимулирование, мотивацию действий человека и направить его экономическую активность на пользу и процветание человечества.

 Исламские правоведы разделили собственность на три категории:

- Общественная собственность;

- Государственная собственность;

- Частная собственность.

Общественная собственность в Исламе имеет отношение к природным ресурсам (леса, пастбища, невозделанная земля, вода, шахты, ресурсы океана и т.д.), на которые каждый человек имеет равные права. Такое имущество находится под опекой и контролем исламского государства, и может использоваться любым гражданином, до тех пор, пока это не нарушает права других граждан.

Согласно мусульманскому праву, некоторые типы общественной собственности не могут быть приватизированы. Изречение Мухаммеда о том, что “люди являются партнерами в трех вещах: вода, огонь и пастбища”, принудила некоторых ученых полагать, что приватизация воды, энергии и пахотной земли не допустима. Другие типы общественной собственности, такие как золотые рудники, было позволено приватизировать Мухаммедом, в обмен на налоги для исламского государства. Новый владелец бывшей общественной собственности, которая теперь была приватизирована, должен заплатить zakat, а также khums, согласно шиитским ученым. В целом приватизация и национализация государственной собственности является предметом обсуждений среди исламских ученых. Таким образом, общественная собственность, в конечном счете, становится государственной собственностью или частной собственностью.

Государственная собственность включает определенные природные ресурсы, так же как другое имущество, которое не может быть немедленно приватизировано. Исламская государственная собственность может быть движимой, или недвижимой, может быть приобретена посредством захвата, или мирными средствами. Невостребованное, незанятое и не имеющее наследников, имущество, включая невозделанную землю (mawat), может рассматриваться как государственная собственность.

Во времена Мухаммеда одну пятую военной техники, захваченной у врага на поле битвы, считали государственной собственностью. Во времена своего правления, Умар (по рекомендации Али) считал, что завоеванная земля являлась государственной собственностью, а не частной собственностью (как это было в обычной практике). Причина этого состояла в том, что приватизация этого имущества будет концентрировать ресурсы в руках немногих, и препятствовать тому, чтобы это имущество использовалось для общей пользы сообщества. Имущество оставалось в пользовании у культиваторов, но налоги, взимаемые с него, шли в государственное казначейство.

Мухаммед сказал, что Старые и залежные земли для Бога и Его Посланника (то есть государственная собственность), затем они для вас”. Правоведы сделали из этого вывод, что, в конечном счете, частная собственность берет под контроль государственную собственность.

Существует единая точка зрения среди исламских правоведов и социологов, что Ислам признает и поддерживает право частного лица на частную собственность. Коран экстенсивно обсуждает налогообложение, наследование, запрет на кражу, законность владения, рекомендации по благотворительности и другие темы, связанные с частной собственностью. Ислам также гарантирует защиту частной собственности, налагая строгие наказания на воров. Мухаммед сказал, что тот, кто умирает, защищая свое имущество, подобен мученику.

Современное мусульманское право вопросам собственности придает важное значение. Вместе с тем правовая оценка имущества в исламе зависит от религиозных критериев. В соответствии с Кораном, Аллаху принадлежит все богатство. Человек лишь поверенный управляющий всевышнего, который владеет всем имуществом.

В религиозно-философском понимании право собственности отдельного физического, юридического лица, коллектива или государства можно считать производными от власти Аллаха. Однако с юридической точки зрения это право самостоятельно и возникает только в том случае, когда субъект реально овладевает соответствующим имуществом, пользование которым шариат допускает.

 Среди категорий и понятий собственности центральным в исламе являются «маль» (имущество) и «мильк» (собственность).

Термин «маль» встречается более чем в 90 стихах Корана, но в нем нет четкого его определения. Поэтому имеются различные мусульманско- правовые толкования понятия «маль». Например, ха нафитская школа.относит к понятию «маль» все, к чему испытывает тягу природа человека и что может сохраняться до возникновения в этом потребности. Исходя из такого подхода, современные мусульманские юристы определяют «маль» как нечто, что можно сохранять и чем допустимо владеть и пользоваться обычным естественным образом.

С учетом этих критериев к «маль» относятся материальные ценности в их натуральной форме. По мнению большинства мусульманских правоведов «маль» означает не только физические предметы собственности, но и полезные свойства вещей в качестве особой разновидности имущества. Учет этих свойств особенно важен для определения правового статуса имущества. Так как шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для использования мусульманином, т.е. обладает разрешенными полезными качествами. Например, такие виды как алкоголь, свинина, оборудование для азартных игр, производства военного оружия имеют такие свойства, которые запрещены шариатом, и поэтому они лишены ценности.

Имущества в Исламе выполняет социальную функцию. Переданная человеку собственность и, полученный от него доход должен использоваться в интересах общества и содействовать улучшению его благосостояния. При этом, чем богаче человек, тем выше его ответственность перед Аллахом за улучшение благосостояния всего общества.

Таким образом, Коран не отменяет права частной собственности и допускает ее увеличение. Вся собственность, которой владеют люди, в соответствии с исламским законом имеет некоторые ограничения. Главное здесь то, что все в конечном счете, принадлежит Аллаху, и люди должны распоряжаться своим имуществом в соответствии с его велением. Одним из ограничений, налагаемых исламским законом состоит в том, что собственность должна быть приобретена в соответствии с нормами Корана.

Шариат признает различные способы возникновения права собственности:

1. Законные способы приобретения собственности:

- Собственность приобретенная личным трудом человека (работа по найму, занятия бизнесом, торговлей, охота, рыбная ловля);

- женщина, выходя замуж, получает свадебный дар от мужа (махр) и, кроме того, вправе рассчитывать на содержание. Ислам предусматривает и приобретение собственности по наследству;

- малоимущие же могут получать закят или саадака (добровольную милостыню);

В Исламе также разрешено дарение, обмен товарами (бартер)

2. Незаконные способы приобретения собственности:

- воровство;

- вымогательство;

- присвоение общественных средств;

- завладение имуществом путем обмана (мошеничество, получение взятки).

Мусульманское право всегда ориентировалось на рыночные ценности, к которым относятся и защита собственности.

Приобретение права собственности имеет целью не накопление имущества самого по себе, а его потребление для собственных нужд и расходование на помощь другим. Имущество и собственность - не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных шариатом границах.

Также согласно шариату отдельные виды имущества не могут находиться в частной собственности. К таковым относятся объекты которые служат публичным интересам (например, крупные дороги или кладбища). Вещи, призванные обеспечить первейшие жизненные потребности людей (пастбища, вода и огонь) должны находиться в коллективной или государственной собственности.

В социальном смысле особое значение имеют предусмотренные мусульманским правом обременения собственности. Шариат при этом осуждает не богатство как таковое, не используемое накопительство, сконцентрированное в одних руках имущества, которое не используется, не находится в обороте и не приносит дохода, не расходуется в полезных целях. По этому поводу в Коране сказано: «А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести, что ждет их мучительное наказание» (9:34), «Расходуйте то, что даровано вам в наследство» (57:7). Из этих положений Корана возник специфическийинетит исламского налогового права, как закят - обязательное пожертвование, которые состоятельные мусульмане должны предоставлять нуждающимся - неимущим, беднякам, путникам. Закят является одним из столпов Ислама, формой поклонения Аллаху.

Размер закята составляет 2,5% от стоимости принадлежащего лицу определенного имущества, при этом то имущество, которое человек использует для своих первоочередных нужд (например, дом, в котором он проживает), не учитывается. Закят выплачивается один раз в год.

Вместе с тем, при всей значимости свойственных социальной функции имущества исламская правовая концепция не отдает явного предпочтения коллективным формам собственности перед частными и индивидуальными. Шариатские каноны исходят не из приоритета общественной собственности, а из принципа ограничения частных прав, что придает роли государства в исламской экономике религиозно-этическое направление.

Таким образом, ислам признает право частной собственности и в то же время защищает интересы общества, накладывая на собственника определенные моральные и этические обязанности.

Исламские экономисты разделяли приобретение частной собственности на три категории: непреднамеренное, договорное и внедоговорное. Непреднамеренное означало – наследование, получение по завещанию, и подарки. Внедоговорное приобретение, включает накопление и эксплуатацию природных ресурсов, которые ранее не были заявлены как частная собственность. Договорное приобретение включает в себя такие виды деятельности, как торговля, покупка, аренда, наем труда и т.д.

По традиции, которая приписывается Мухаммеду и с которой согласны как суннитские, так и шиитские правоведы, если право на частную собственность наносит ущерб другим, то Ислам выступает за урезание прав в этих случаях. Правоведы Малики и Ханбали утверждают, что если частная собственность подвергает опасности общественный интерес, то государство может ограничить сумму, которую разрешается иметь частному лицу. Однако, эта точка зрения дискутируется другими.

Исламское наследственное право  — одна из дисциплин исламского права (фикх), которая исследует вопрос наследства (мира́с) и занимется расчётом доли наследников. Исследование наследственного права считается фардомкифая, то есть если часть мусульман обладает знаниями в этом вопросе, то с других мусульман снимается обязанность изучать эту дисциплину.

Главным источником правил о наследстве считаются слова Аллаха в Коране и разъяснения пророка Мухаммеда сохранённые в преданиях (сунна). Также авторитетом в вопросах наследования считаются единогласные решения улемов — иджма.

Имущество мусульманина после его смерти в первую очередь должно пойти на обеспечение его похорон: на вознаграждение омывавшему тело и копавшему могилу, на покупку савана и др. расходы, которые неизбежны при похоронах. Затем, если умерший не успел выплатить закят или долг, то они должны быть выплачены из его имущества. Если покойник завещал часть имущества тому, кто не может претендовать на наследство, то завещание должно быть исполнено. Но завещать таким образом можно не больше трети всего имущества, а завещать тому, кто уже претендует на наследство на правах родственника, является запретным (харам). И в последнюю очередь имущество передаётся законным наследникам умершего.

Тема 4.

           В России уже около 20 лет строится капиталистическая система хозяйствования, которая предполагает существование следующих элементов, являющихся основой этой системы: частная собственность на средства производства, рыночный механизм и конкуренция, свободное предпринимательство. Все эти элементы функционируют в современной экономике России, однако капиталистическая система имеет много недостатков и мировой финансовый кризис это подтвердил, при этом в России существуют свои недостатки реализации элементов этой системы. Поэтому у многих экспертов, предпринимателей, ученых, а также некоторых чиновников есть понимание того, что все эти элементы необходимо совершенствовать и развивать для повышения эффективности национальной экономики и благосостояния российского народа. На наш взгляд, эта необходимость особенно актуальна для предпринимательской деятельности.

 

    Внедрение элементов исламской экономики в хозяйственную жизнь России позволит повысить стабильность функционирования экономики, будет способствовать развитию предпринимательства, диверсификации источников финансирования бизнеса, поможет стимулировать инновационные и инвестиционные процессы, приведет к популяризации партнерских отношений, взаимопомощи и справедливости в хозяйственной жизни общества и его отдельных членов.

 

    В том или ином виде предпринимательство находило свое выражение в жизни людей уже несколько тысяч лет назад, когда еще товарно-денежные отношения были больше исключением, чем правилом. Тем не менее необходимость в обмене товарами (продукцией), который позволял одной стороне удовлетворять потребности, а другой получать доход (прибыль), люди осознали довольно давно, эта необходимость и явилась причиной появления предпринимательской деятельности.

 

     В России под предпринимательством понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Следовательно, для предпринимательской деятельности характерны такие признаки, как экономическая свобода и независимость, высокая инициативность и активность, дух творчества и новаторства, определенная упорядоченность и организованность, несение риска и ответственности, получение значительного дохода.

 

С точки зрения ислама предпринимательство является прежде всего видом деятельности человека, направленным на получение дохода, то есть является источником пропитания посредством выполнения определенной работы, изготовления продукта или оказания услуги. Более того, данный вид деятельности является достойным в исламе и мусульманам нужно стремиться заниматься этой деятельностью, при этом, конечно, соблюдая шариат. В подтверждение этого приведем высказывание пророка Мухаммада, мир ему, из сборника хадисов Булуг аль-Марам: Передают, что Рифа‘а ибн Рафи‘, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки». Этот хадис передал аль-Баззар, и аль-Хаким назвал его достоверным. Основной целью предпринимательства в исламе является удовлетворение реальных потребностей общества и отдельных людей посредством эффективного использования дозволенных ресурсов для производства, справедливого распределения и обмена. При этом необходимо использовать лучшие формы и способы ведения бизнеса, которые позволяют эффективно вести дела, расходовать ресурсы, помогать людям и соблюдать их права, придерживаться справедливости и избегать расточительства и излишних усилий и бесполезных затрат труда и ресурсов. Однако мы сегодня можем наблюдать, что современная модель бизнеса в мире стремиться постоянно увеличивать производство и потребление товаров, которые являются с точки зрения эффекта и затрат не самыми лучшими и дешевыми, что приводит к несправедливости в масштабах мировой экономики (золотой миллиард) и неэффективности использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Ислам же, наоборот, предлагает модель, которая избавит общество от злоупотреблений производителей, финансистов и приведет общество к большей справедливости.

 

Принципы предпринимательской деятельности с точки зрения ислама:

 

• Любовь к Создателю должна быть преобладающей над любовью к бизнесу

• Справедливость

• Честность

• Строгое следование выполнению обещаний

• Персональная ответственность

• Упование на Аллаха

• Великодушие

• Скромность

• Взаимопомощь и партнерские отношения

• Рациональность

• Высокий уровень доверия

• Полезность

• Необходимость приложения усилий и несение риска.

 

Основными формами совместного ведения бизнеса в исламском праве являются мудараба и мушарака. Оби эти формы являются, по своей сути, партнерствами, то есть объединением людей и ресурсов, которыми они обладают, с целью предпринимательской деятельности. Так, мударабой можно назвать договор, по условиям которого одна сторона предоставляет капитал или иное имущество (товары и другое) и называется собственником имущества (рабб аль-маль), а другая сторона обязуется использовать это имущество (капитал) в предпринимательских целях и называется предпринимателем или управляющим этим имуществом (мудариб). Прибыль от предпринимательской деятельности распределяется между участниками мударабы согласно изначально оговоренной пропорции, а убытки несет собственник капитала (рабб аль-маль), однако мудариб (предприниматель) при этом тоже ничего не получает за свой труд и усилия. Также надо отметить, что в случае халатности или мошенничества со стороны мудариба (предпринимателя), собственник капитала может привлечь его к ответственности и заставить возместить убытки, однако, так как рабб аль-маль (собственник) не имеет права вмешиваться в ведение дел мударибом, то и узнать об упущениях и злоупотреблениях с его стороны собственник имущества сможет по факту несения убытков.

 

Мушарака представляет собой договор партнерства между несколькими сторонами, которые на равных организуют совместное дело и участвуют в нем как капиталом, другим имуществом, трудом, или даже репутацией и своим добрым именем и деловыми связями. Таким образом, прибыль между партнерами может распределяться согласно изначальной договоренности, а убытки обязательно будут распределяться согласно вкладу каждого участника мушараки. В данной форме нет ограничений по участию в управлении общего дела, каждая сторона может полностью участвовать в этом, однако и ответственность по обязательствам у участников будет совместная.

 

Исходя из определений форм исламского совместного бизнеса и финансирования, основанных на разделении прибылей и убытков (мудараба, мушарака), которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения Ислама, можно выделить следующие преимущества:

 

– данные формы позволяют предпринимателям разделить риски с собственниками финансовых ресурсов (инвесторами) или другими предпринимателями, что позволяет сохранить на высоком уровне предпринимательскую активность, а также повысить ее стабильность и эффективность, при этом как предприниматели, так и финансисты (инвесторы) работают и сотрудничают на равных как партнеры, в случае же с ростовщическим кредитованием финансист (банк) диктует свои условия бизнесу и на него не влияют результаты деятельности бизнеса;

 

– принцип разделения риска, а также прибылей и убытков позволяет установить справедливость в хозяйственных отношениях и распределении доходов в обществе, так как, если бизнес показывает хорошую прибыль, то, следовательно, бизнесу надо делится этой прибылью с другими участниками деятельности (финансистами, партнерами), то есть партнеры (инвесторы) бизнесмена получат больший доход, чем если бы они просто получили фиксированный процент дохода независимо от величины прибыли, также и при распределении убытков, если бизнес несет убытки несправедливо со стороны финансистов получать фиксированный доход, а бизнесмен при этом ничего не получает, да еще и остается должен банкирам и может вообще потерять бизнес из-за долгов и процентов по кредиту;

 

– помимо разделения рисков и результатов, участники партнерства разделяют и общую заинтересованность в успешности и результативности предпринимательской деятельности, следовательно, финансист будет не только помогать развитию бизнеса финансами, но и другими способами будет работать над повышением успешности и эффективности бизнеса;

 

– ввиду того что доход финансиста или иного партнера-предпринимателя зависит от результатов деятельности, при анализе и оценке возможного партнера и его бизнеса, финансист в первую очередь будет смотреть на перспективность и будущие результаты бизнеса, а не на текущее состояние и платежеспособность субъектов хозяйствования, хотя, возможно, через полгода у этого бизнеса не будет хороших результатов, но сейчас есть деньги и имущество для обеспечения исполнения обязательств (залог), отсюда делаем вывод, что предпринимателям проще получить финансирование на условиях партнерства, не обладая при этом имуществом для залога, но доказав успешность проекта в будущем.

 

Как мы видим, исламская модель предпринимательства позволяет решить многие проблемы капиталистического предпринимательства. Поэтому перейдем к рассмотрению конкретных способов внедрения исламской модели предпринимательства, основанной на партнерствах в экономику России. Благо законодательство России содержит в себе возможности для ведения бизнеса на принципах ислама, а возможно, это благодаря использованию таких организационно-правовых форм как товарищество на вере, простое товарищество, некоммерческое партнерство.

 

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) в настоящее время является довольно редкой формой юридического лица в России. Однако этот вид организации имеет большую историю и богатый опыт применения в экономике многих стран.

 

Широкое распространение эта форма получила в средние века и первоначально использовалась купцами, которые сами только лишь передавали товары или капитал для использования своим партнерам и потом делили полученный доход между собой. Таким образом, причиной появления и распространения данной формы было стремление одних людей использовать свой капитал и получать на него доход, но при этом, в силу нежелания или неумения непосредственно заниматься предпринимательством и ведением дел, передавать этот капитал другим людям, которые стремились к предпринимательству. Первыми, кто начал использование товариществ (партнерств) стали мусульманские торговцы, расцвет торговли которых происходил в IX–XII веках нашей эры, которые по средствам товариществ привлекали к сотрудничеству тех, у кого были деньги и желание их вложить в доходное дело, то есть, как мы уже говорили, происходило это по договору мудараба. По мере распространения ислама и границ исламского государства, также распространились и формы ведения бизнеса мусульман, в том числе и в Европе. Так, купцы Пиренейского полуострова и соседних островов стали активно использовать товарищества в XIII–XIV веках для развития своей торговли и назвали эту форму «комменда», эти товарищества на вере (коммандитные товарищества) работали так же, как исламские товарищества (мудараба), то есть один партнер вел дела, а другой лишь участвовал капиталом или товаром. Однако потом в Европе начали развиваться ростовщические банки, которые заняли доминирующую роль в финансировании предпринимателей. Но партнерства (товарищества) продолжали распространяться и нашли свое отражение в законодательстве некоторых европейских стран, так, в конце XVIII века появились законы о товариществах во Франции, в Англии появилось законодательство о товариществах (партнерствах) лишь в начале XX века, а в США в XIX веке, где используются до сих пор в форме Limited Partnership для развития венчурного бизнеса и поддержки малого бизнеса.

 

В настоящее время партнерский договор активно используется современными исламскими банками для привлечения вкладчиков, финансирования инвестиционных проектов и деятельности предприятий. Большое распространение получили в мире партнерства в деятельности большинства современных инвестиционных фондов в форме Limited Partnership, по договору партнер с полной ответственностью привлекает капитал от партнеров с ограниченной ответственностью, в качестве организатора и управляющего фондом выступает полный партнер, а в качестве неполных партнеров инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании и частные лица).

 

В России также есть опыт использования товариществ (партнерств) в предпринимательской деятельности. Так, в ГК РФ можно встретить несколько статей о простом товариществе, полном товариществе и товариществе на вере (коммандитном товариществе). В Гражданском кодексе РФ существует следующее определение товарищества на вере: товарищество, «в котором наряду с участниками осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности». Как видно из данного определения, особенность товарищества на вере заключается в том, что участниками данной организации являются две различные группы с разными правами и обязанностями, это полный товарищ, который управляет делами товарищества и его капиталом и отвечает по обязательствам полностью и вкладчики, которые не занимаются управлением деятельностью и капиталом, однако вкладываются в капитал товарищества. Данное юридическое лицо, по своей сути, является коммерческой организацией, следовательно, его основной целью является получение прибыли, тем более, что только за счет этого можно привлечь вкладчиков.

 

Создается товарищество на вере (ТНВ) как минимум двумя коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, путем заключения учредительного договора между этими коммерсантами. Затем происходит государственная регистрация юридического лица, а далее привлекаются вкладчики в данное вновь созданное товарищество, путем заключения договоров участия и выдачи свидетельств об участии в товариществе между вкладчиком и товариществом, при этом, вкладчиком может быть как юридическое, так и физическое лицо. После этого можно говорить о том, что появилось полноценное товарищество на вере, то есть функционирование товарищества на вере сводит вместе три стороны, это само товарищество на вере, которое выполняет роль коммерсанта, способного привлекать средства вкладчиков в объеме заранее провозглашенного совокупного размера вкладов, вторая сторона – вкладчики, которые выполняют экономическую (инвестиционную) функцию, выступают инвесторами, и третья сторона – полный товарищ, который ведет дела и, по сути, является профессиональным управленцем активами вкладчиков.

 

Теперь попытаемся выяснить, что же выгодно отличает товарищество на вере от других форм. Преимущества товарищества:

 

1. Возможность привлекать денежные средства от третьих лиц в качестве вкладов на условиях разделения прибылей и убытков для деятельности ТНВ.

2. Большая свобода для действий, так как данная форма практически не регулируется законодательством, существует только несколько статей в ГК РФ.

3. Так как вкладчики не занимаются управлением и не имеют на это право, эффективность управления может быть выше, т.к. для учета прав вкладчиков необходимо мало усилий и ресурсов.

4. Низкий риск поглощения со стороны путем повышения доли в капитале, т.к. вкладчики в любом случае не принимают участия в управлении и учредителями всегда остаются полные товарищи.

5. По духу и форме данная форма очень близка к требованиям ислама относительно форм ведения бизнеса (мудараба).

6. Закон не ограничивает количество участников (вкладчиков), размер капитала товарищества, следовательно, данная форма предоставляет большие возможности по привлечению финансовых ресурсов.

7. Нет необходимости при входе в капитал нового вкладчика вносить изменения в учредительные документы, т. к. имя вкладчика не фигурирует в документах, а также указывается только общая сумма вкладов, которая может быть заранее определена побольше, таким образом, упрощается и удешевляется привлечение финансовых ресурсов.

8. Данная форма очень близка по своей сути к финансовой компании и конкурентоспособна по сравнению с более сложными и зарегулированными формами, такими как ООО, ОАО.

9. Свобода видов деятельности товарищества по сравнению с ПИФами и КПКГ, товарищество может заниматься всеми видами деятельности: торговая, производственная, интеллектуальная, консалтинговая, обслуживание, финансовая, инвестиционная и т. д.

 

Проведенный анализ формы товарищество на вере говорит о том, что нет юридических препятствий для развития партнерских форм бизнеса в России, которые по духу и форме полностью соответствуют исламу и могут стать одними из основных форм реализации исламского бизнеса и финансирования в России. В настоящее время существует несколько товариществ на вере в России, которые занимаются строительством и для своих проектов привлекают деньги через инвестиционные договора от населения и организаций. Также существует в Казани товарищество на вере «Юмарт Финанс», которое разработало модель функционирования исламской финансовой компании и уже начало свою деятельность, основанную на принципах ислама.

 

Однако для создания полноценной системы функционирования исламского бизнеса в Росси необходимо дальше изучать возможности для реализации способов ведения предпринимательской и иной деятельности на принципах ислама. Необходимо также изучить возможность и формы исламского социального страхования и кредитования. Для этого, например, можно использовать такую форму как некоммерческое партнерство. Очевидно, что внедрение различных партнерских форм деятельности в экономическую и социальную жизнь общества позволит укрепить отношения между людьми, повысить эффективность взаимодействия и сотрудничества, что позволит вовлечь в экономическую и социальную деятельность активных, трезвых, ответственных, честных, разумных людей, которым небезразлично будущее нашей страны и нашего народа.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2444 - | 2316 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.