РЕФЕРАТ
КРАСНЕНКЕРА МИХАИЛА
ПО ТЕМЕ
НИКОЛАЙ МЕТНЕР
ДВЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
"РУССКИЙ ХОРОВОД"
И
"СТРАНСТВУЮЩИЙ РЫЦАРЬ"
Содержание
1. Предисловие
2. Характерные черты творчества и жанрыМетнера
3.Русский хоровод и Странствующий рыцарь
4. Заключение
5. Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Николай Карлович Метнер (1881-1951) - русский композитор и пианист первой половины ХХ века, младший современник и близкий друг Сергея Рахманинова, вторую половину своей жизни проведший за границей, сначала в Германии, потом во Франции, и затем, наконец, в Англии.
Николай Метнерзанимает важнейшее место в русской музыке, наряду с его современниками - Рахманиновым, Скрябиным и Прокофьевым, однако широкой публике его творчество было менее понятно, чем музыка выше перечисленных композиторов, за счёт чего он на протяжении всей своей карьеры оставался в их тени. Тем не менее, на данный момент, усилиями таких исполнителей, как Борис Березовский, Владимир Тропп, ХэмишМилн и т.д., творчество Метнера постепенно популяризируется и сейчас воспринимается слушателями достаточно горячо.
Помимо своей композиторской деятельности, Николай Метнер являлся превосходным пианистом - на склоне лет, на сумму, выделенную Майсурийским Махараджей, большим поклонником его работ, он записал большую часть своих самых значимых произведений; также его гастрольные туры в СССР, Англии и США были приняты с грандиозным успехом.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА И ЖАНРЫ МЕТНЕРА
Стиль Метнера отличается от преобладавших в его время модерновых и авангардных настроений - его называли "русским Брамсом", в творчестве которого русский национальный колорит гармонично смешивается с классическими западными традициями, сложнейшей полифонией и виртуозными пассажами, требующими от исполнителя высочайшего уровня мастерства. С точки зрения стилевых направлений ХХ века, творчество Метнераможно отнести к неоклассицизму, так как наряду с теми самыми классическими западными традициями, он часто использует гармонии и ритмические приёмы (полиритмия), присущие веку двадцатому, но не девятнадцатому. Однако, в отличие от, например, Сергея Рахманинова, Метнер относился к музыкальному прогрессу своего времени с недоверием и неприязнью. В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
Невозможно говорить о работах Метнера, не упомянув, какое место в его творчестве занимает жанр сонаты.Ещё когда Метнер был студентом Московской Консерватории, Сергей Танеев, у которого тот поначалу учился композиции, послушав первую сонату, отозвался о ней с большой похвалой, заметив также, что "Метнер родился с сонатной формой". Этой фразой, на самом деле, можно описать всё творчество Метнера, так как помимо, собственно, 14-ти сонат для фортепиано, этот жанр проникает и в другие его произведения, в частности, вторая пьеса цикла - "Странствующий рыцарь" - по сути своей представляет отдельную одночастную сонату, по настроению перекликающуюся с девятой, "военной" сонатой.
РУССКИЙ ХОРОВОД И СТРАНСТВУЮЩИЙ РЫЦАРЬ
Две пьесы для двух роялей, соч.58, были написаны Метнером во время Второй Мировой Войны, что, несомненно, повлияло на их характеры и образы.
"Русский хоровод" - типичная жанровая картина народного праздника, беспечная, неконтрастная, в сложной трёхчастной форме, что соответствует названию. Он был написан вскоре после вторжения нацистов во Францию и незадолго до страшнейших бомбардировок Лондона, где Метнер с женой в тот момент уже успели осесть. "Хоровод" был словно лучиком солнца на фоне стращшныхновостей, доносившихся со всей Европы - "Но, чувствуя, что вся атмосфера этой очаровательной вещи была слишком счастливой и неподходящей для тогдашних трагических дней, он сделал в ней надпись: «Разберите после войны. Посвящается Э. Айлз с любовью. Н. Метнер»."
Хоровод начинается с короткого вступления, которое сразу же вводит нас в основную тему - воздушную, лёгкую, грациозную. Основная тема составляет полноценный раздел с чётким завершением, после которого появляется вторая тема - песенная, сходная с русской протяжной, в которую, однако, затем опять вплетаются танцевальные фигурации. Второй раздел представляет собой своеобразную игру двух образов - песенного и танцевального, подводящую нас к динамической виртуозной репризе, завершая всю пьесу на жизнерадостной ноте.
"Странствующий рыцарь" был завершён уже после окончания войны, в 1945ом году, и является во многом отражением всех тех ужасов, что происходили в этот период.
"Рыцарь", как уже было сказано выше, является типичным примером метнеровской сонаты - это идеально выверенное с точки зрения формы произведение с чертами обобщённой программности, о которой нас уже предупреждает название. По содержанию это полная противоположность "Хоровода": значительное - целых 15 минут, наполненное целой палитрой различных образов, конфликтующих между собой, произведение, в достаточно символической для Метнера тональности - в c-moll также написано другое его знаменательное произведение: "Трагическая соната" №11.
Соната начинается с медленного вступления, в характере старинной былины - неспешно Метнер проводит печальный канон, зачинающий рассказ об очень далёких событиях, наконец затихающий - в нотах стоит ремарка silenza -на неустойчивой доминанте.
И вдруг, как молния - серые тучи, тишину пронзает героический мотив главной партии - за счёт удвоенной аккордовой фактуры он звучит мощно, создавая образ могучего богатыря, шагающего на смертный бой с врагом. В нём виднеется гармоническое мастерство Метнера - альтерации, звучащие достаточно диссонансно и резко, тем не менее, не режут слух, а только обогащают тему. Следующий образ, с которым знакомится зритель - это воздушная связующая партия, призрак "Русского хоровода". Синкопированный Es-dur'ный мотив навевает ассоциации с жанром кейк-уока, однако иллюзия благополучия довольно быстро видоизменяется в нечто зловещее - синкопы превращаются в резкий пунктир, а Es-dur начинает перемещаться по отклонениям в далёкие тональности, завершая свой путь на h - moll, достигая первой побочной партии. Это злой, воинственный мотив, слушая который невольно всплывают образы марширующих по русской земле нацистских солдат, вторженческому настрою которых соответствует и крайне далёкая от тоники тональность. Однако, развиваясь всё дальше, тема марша натыкается на тональность минорной доминанты - g - moll, где её уже поджидает вторая побочная партия, возвращающая героическое настроение ГП: в музыке второй ПП, отсылающей слушателя к мотивам советских военных песен, слышится борьба с захватчиком, на грозном фортиссимо завершающая экспозицию.
Разработка начинается с небольшого затишья - вполголоса поёт первая ПП, начинаясь в g-moll, затем вдалеке проводится вторая пп, напоминая о том, что враг лишь затаился, но не исчез. Первый раздел разработки заканчивается первой ПП, значительно видоизменённой, звучащей в ритмическом уменьшении, тревожно и в fis-moll, которая подводит слушателя к a-moll'ной четырёхголосной фуге, основанной на главной партии. Фуга, начинаясь на mezzo - piano, постепенно всё больше разрастается и приходит в c-moll, завершаясь на специфической гармонии - неаполитанском секстаккорде, резко уходящем с два форте на два пиано, возвращает тему медленного вступления.
Реприза классическая и написана по всем законам жанра - первая ПП теперь в e-moll, а вторая - в c-moll. Возвращается нацистский марш, возвращается и герой, однако здесь борьба, в экспозиции завершавшаяся тем, что вторая ПП утверждает свои позиции, грозно заявляя противнику, что ему здесь не рады, продолжается в коде, в которой героический настрой постепенно угасая, в конце концов, после длинного хроматического спуска, замирает в контр-октаве на ppp, давая слушателю понять, что странствующий рыцарь хоть и одержал победу - первая ППбольше не даёт о себе знать, но от полученных ран отошёл в мир иной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проследив, таким образом, за развитием музыкальной мысли в этих двух пьесах, становится нетрудно догадаться, какой сюжетный замысел был Метнером в них вложен. Живя в Англии, вдали от советской цензуры, Николай Карлович мог свободно выражать свои мысли, что и позволило ему отказаться от распространённого в советской музыке того времени бравурного, триумфального завершения произведений, связанных с ВОВ. Ярким примером такого завершения может послужить 7ая симфония Шостаковича, параллелей с которой тут можно провести уйму - мотивы вторжения, иллюзорного благополучия и т.д.
Подобная интерпретация трагических событий 40ых годов является одной из причин, по которымМетнердолгое время был так непопулярен у себя на родине; его творчество никак не вписывалось в эстетику социализма, а учитывая его немецкое происхождение и жизненный путь, шансов на угодность советским властям у него не оставалось никаких. Но несмотря на это, композитор не терял верности своей альма-матер, о чём говорит его переписка тех времён.Остро переживая за судьбу своей родины, Николай Карлович писал - " Меня донельзя мучит положение нашей многострадальной Родины. Надеюсь, что наш народ сумеет постоять за себя, за родину и за свою великую историческую и духовную культуру. Мне очень трудно описать, какую пытку я переживаю из-за этого похода. Конечно, эта пытка началась уже с 22 июня (начало войны с Россией), но Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь"
После войны Метнер выступил в поддержку СССР на благотворительном концерте в Лондоне, и вскоре подаёт прошение об ещё одном въезде. После серии отказов, здоровье Метнера серьёзно пошатнулось, и лишь только полуфантастическое появление Махараджи в его жизни смогло дать ему сил ещё на 6 лет активной творческой работы. Тем не менее, никто уже никогда не узнает, сколько бы новых произведений Метнера мог бы увидеть мир, если бы престарелому композитору позволили ещё раз увидеть родину.
Список литературы
1. Письма и дневники ЭдныАйлз
2. Монографический очерк "Николай Метнер" Е. Долинской
3. Переписка Метнера с Гольденвейзером