Социокультурные предпосылки революционных потрясений 1917 г. Многолетнее формирование революционных тенденций в русском обществе. Противоречивое отношение к революционной перспективе: романтическое ожидание очистительной бури и отрицание разрушительной стихии.
Последствия революции для развития культуры. Переоценка всех ценностей и смена жизненных ориентиров. Разрыв преемственности в развитии отечественной культуры. Ослабление интеллектуального потенциала страны - эмиграция, отстранение «бывших», разрушение и изъятие духовных ценностей. Политика «военного коммунизма» и зарождение вульгарно-социологических подходов к культуре. Возникновение левацких тенденций в культуре, идеи и практика Пролеткульта. Национализация объектов культуры.
Сущность советского эксперимента в духовной сфере. Концепции «нового мира» и «нового человека». Проблема отношения к культурному наследию. Конфликт государства и церкви.
Отношение интеллигенции к новому строю. Идейное расслоение. Позиции Горького, Маяковского, Короленко, Бердяева, Луначарского, Павлова.
Культура русского зарубежья. Гражданская позиция и духовные искания эмиграции. Иллюзия «сменовеховства». Концепция «евразийства». Пропаганда русской культуры за рубежом. Творческая деятельность Бунина, Рахманинова, Прокофьева, Шаляпина, художников-модернистов. Реэмиграция.
Основные направления социокультурного развития в советский период, его поисковый характер. Демократизация культурной жизни. Государственное управление культурой. Политизация духовного творчества. Утверждение новой системы духовных ценностей.
Приоритетный характер просвещения и образования. Ликбез, рабфак, всеобщее начальное образование, система общеобразовательных, специальных учебных заведений. Качественный рост образованности населения. Развитие науки. Создание научных школ и центров. Изучение территории страны. Преимущественное внимание прикладным отраслям знания, отставание фундаментальных исследований, ряда новых научных направлений. Политизированный пресс в гуманитарных науках. Подготовка научных кадров. Изоляция от мировой науки.
Итоги «культурной революции». Создание прецедента в мировой истории массового просвещения народа. Становление разветвленной системы учреждений культуры во всех регионах страны: строительство объектов культуры, формирование культурных комплексов в городах и на селе, интенсивное развитие культуры в национальных районах. Продвижение культуры в народный быт. Система распространения культуры - периодическая печать, радиофикация, гастрольная практика, книготорговля.
Проблематика художественного творчества: утверждение нового мировоззрения, патриотизм, поэтизация труда, создание образа «нового человека». Практика социального заказа - заказ жизни и власти.
Литература. От многообразия художественных школ 1920-х годов к монополии соцреализма 1930-50-х годов. Творчество М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Н. Островского, М. Зощенко, М. Исаковского. Рост читательской аудитории.
Становление отечественного кинематографа. С. Эйзенштейн - «Броненосец Потемкин», Братья Васильевы - «Чапаев», фильмы Г. Александрова. Документальная кинематография.
Музыкальное творчество Шостаковича, Прокофьева, Хренникова, Дунаевского. Массовая песня.
Зодчество, живопись, скульптура. Градостроительство, практика типовых сооружений. Монументальные комплексы, московский метрополитен, комплекс ВДНХ. Внедрение парадности в живопись и скульптуру.
Развитие театрального дела. Большой театр. МХАТ. Хореографическое искусство, Г. Уланова.Создание высокопрофессиональных самобытных коллективов - оркестры, ансамбли, студии. Система художественного образования молодежи. Всенародный авторитет мастеров культуры. Воздействие культуры на общественное сознание и образ жизни. Феномен детской культуры.
Культура в период Великой Отечественной войны.
Тоталитаризм и культура. Деформация социалистических ценностей. Гонения на инакомыслие. Идеологическая цензура. Авторитарный стиль управления культурой. Двойственная роль творческих союзов. Оппозиция унификации творчества. «Запрещенная» культура. Искажение реального культурно-исторического процесса. Снижение профессиональных критериев, политизированные штампы.