Подъем народного самосознания в послевоенный период. Воздействие «холодной войны» на духовную атмосферу в стране. Возобновление репрессивных мер, политические решения 1946-48 гг. по журналам, театру, кинематографу. Кампания «борьбы с космополитизмом». Научные дискуссии, политиканство в науке.
Политика десталинизации в духовной сфере, противоборство реформаторской и консервативной тенденций. Поиск новых духовных ориентиров. Активизация интеллектуальной деятельности. Открытие новых научных центров, журналов, театров, издательств, общественных объединений. Поколение «шестидесятников» (О. Ефремов, В. Розов, М. Шатров, Г. Чухрай, Ю. Бондарев, Евтушенко). Развитие социокультурного строительства. Телефикация страны. Расширение международных контактов. Общество охраны памятников истории и культуры.
Художественное творчество как поисковое поле для решения актуальных мировоззренческих проблем. От осуждения сталинизма к переосмыслению культурно-исторического опыта и стереотипов мышления. Гуманитарная интеллигенция как «возмутитель спокойствия». Полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» - отражение борьбы догматических и либеральных подходов. Дискуссия «физиков» и «лириков».
Новое в проблематике литературы и искусства. Повесть И. Эренбурга «Оттепель» - символ природы реформ. «Деревенская» проза, В. Овечкин. Подъем гражданской поэзии. Поэма А. Твардовского «За далью - даль». Авторская песня. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Новые подходы к проблемам Великой Отечественной войны, К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, С. Смирнов. Интерес к «маленькому человеку». Преодоление заказной парадности в живописи. Новаторские фильмы «Председатель», «Чистое небо», спектакли «Современника», Театра на Таганке.
Непоследовательность и незавершенность политики десталинизации в духовной сфере. «Оттепели» и «заморозки». Проблема взаимоотношения художника и власти. Новые формы «управления умами», практика «проработок», внутренняя цензура творческих союзов, художественных советов, коллегий. Творчество и судьба Б. Пастернака, А. Солженицына, Ю. Любимова, художников-модернистов. Живучесть вульгарно-социологических подходов.
Возникновение «застойных» явлений в духовной жизни 1970-х годов. Проблема конвергенции. А.Д. Сахаров. Официозная концепция «развитого социализма». Причины возникновения и сущность диссидентства. Самиздат, тамиздат, эмиграция. Конфликт догматизма и либерализации в общественном сознании. Феномен невостребованности идей.
Духовные предпосылки перестройки. Качественно новый период духовной эмиграции страны - пересмотр мировоззренческих догм и стереотипов, либерализация духовной жизнедеятельности, гласность, восстановление реальной картины культурно-исторического процесса, концепция «нового мышления».
Активное участие интеллигенции в реализации перестройки. Авангардная публицистика. Утверждение реальной свободы творчества, отмена цензуры. Деполитизация культуры. Преодоление монополии марксистских концепций. Плюрализм мировоззренческих, научных, художественных школ и подходов. Полная реабилитация мастеров культуры прошлого. Возвращение религии в жизнь общества.
Распад СССР, десоветизация страны, их последствия в культурной жизни. Утрата мировоззренческих ценностей общества. Отстранение значительных слоев населения от доступа к культуре. Снижение научных, гражданских, художественных критериев творчества. Разрушительные последствия рыночных подходов к культуре. Ослабление материальной базы культуры. Сокращение связей между культурами народов СНГ. Огульно нигилистическое отношение к культурному опыту советского периода. Вторжение в духовный мир псевдоценностей, чуждых традициям отечественной культуры. «Массовая» культура.
5.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История культуры России»:
Семинары(см. ФОС)
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «История культуры России», см. Приложение.
7.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК
а) основная литература:
1. История русской культуры IX-XX веков: учеб.пособие / Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина, В. С. Шульгин. – Москва, 2011. – 480 с.
2. История культуры: учеб.-метод. комплекс / сост. Ю. В. Юртаева. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 19 с.
3. Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб.пособие для студентов вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва:Юнити, 2010. – 961 с.
б) дополнительная литература:
1. Березовая, Л. Г. Историярусской культуры: учебник. – В 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – Москва:Владос, 2002.
2. Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность: учеб.пособие / Т. С. Георгиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 608 с. –(Высшее образование).
3. История и культура Отечества: учеб. / ред. В. В. Гуляева. - 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект:Трикста, 2007. – 752 с.
4. История русской культуры IX-XX вв.: учеб.пособие / Л. В. Кошман [и др.]. – Москва: КДУ, 2006. – 490 с.
5. Лутошкин, Г. Д. Лекции по истории культуры России: учеб.пособие / Г. Д. Лутошкин. – Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006. – 216 с.
6. Рапацкая, Л. А. История художественной культуры России от древних времен до конца ХХ века: учеб.пособие для студентов вузов / Л. А. Рапацкая. – Москва: Академия, 2008. – 375, [1] с.
в) Электронные ресурсы удаленного доступ (ЭБС «IPRbooks»)а:
1. Кайтанджян, М.Г. История русского театра (от истоков до конца XIX века) : хрестоматия / М.Г. Кайтанджян. — Саратов: Вузовское образование, 2015.— 224 c.
2. Лушникова, А.В. История материальной культуры. Часть I: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 10.04.00 Туризм / А.В. Лушникова.—Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2015.— 242 c.
3. Плешивцев, А.А. История архитектуры: учебное пособие для студентов 1-го курса/ А.А. Плешивцев — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 398 c.
8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:
1. Список порталов посвященных русской культуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.russian-world.info/russkaya-kultura/
2. Деятельность отечественных музеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.museum.ru/
3. Материалы о русской живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.artsait.ru (http://www.artsait.ru/)
4. Каталог текстов электронной библиотеки bibliotekar.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Древняя Русь - Россия. Русская история, искусство, культура
5. Информационно-аналитический публицистический портал об отечественной культуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.russian-world.info/russkaya-kultura/
9.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «История искусств»:
Практические занятия ориентируют студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источников и литературы.Базовый ответ на семинаре предполагает наличие презентации (формат MicrosoftPowerPoint).
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ MicrosoftOffice (MSWord, MSPowerPoint).
11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Стандартно оборудованные аудитории для проведения интерактивных лекций и семинаров: видеопроектор, экран настенный, мультимедийные средства.
Приложение
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Факультет дизайна, визуальных искусств и архитектуры
Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела
Фонд оценочных средств
По дисциплине
История культуры России
Направление подготовки
Туризм
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Тюмень, 2017