XIX век - возрастание интенсивности интеллектуальной жизнедеятельности русского общества. Завершение процесса формирования отечественной интеллигенции. Определяющее влияние на духовную жизнь идей Просвещения и роста национального самосознания после Отечественной войны 1812 г.
Своеобразие развития общественной мысли века. Приоритет гуманитарной мысли. Лидирующая роль либерального дворянства. «Материализация» общественной мысли в общественном движении. Рост оппозиционности к официальной идеологии. Широкая полифония мысли, размежевание альтернативных концепций. Основные направления общественного поиска: консервативно-охранительное, либерально-реформаторское, радикально-революционное.
Реформаторские настроения начала века. Карамзин и Сперанский. Декабристская идеология, ее влияние на общество, просветительская деятельность в Сибири. Декабрист - новый тип личности. Декабристская эстетика.
Идейные кружки 1830-40-х годов, Грановский, Станкевич. П.Я. Чаадаев, его «Философическое письмо», реакция в обществе. Феномен «странной любви» к Отечеству. Теория официальной народности, политика «управления умами», карательная практика самодержавия.
Формирование широких и организованных идейных течений. Западничество и славянофильство. Общее в их взглядах и различие. Их лидеры. Культурологические аспекты их концепций.
Зарождение революционного демократизма. В.Г. Белинский. А.И. Герцен - центральная фигура духовной оппозиции 1840-50-х годов. «Вольная русская печать». Концепция «русского социализма».
Общественное мнение - влиятельный фактор жизни России середины XIX в. Публицистика как центр идейной жизни. «Современник». Сближение мыслителя-реформатора и художника. «Эзопов язык».
«Золотой век» русской культуры, становление художественной классики. Признаки классического произведения.
Характерные черты художественного творчества века. Формирование отечественных школ в литературе, живописи, музыке, театре, эстетике. Многообразие художественно-творческих направлений, их смена под влиянием мировоззренческих новаций. Возрастание эпического подхода в исследовании жизни. Углубление психологизма. Дискуссии по проблемам народности, гражданственности, национальной самобытности.
Концепция «естественных прав» и сентиментализм. Своеобразие русского реализма, утверждение сильной, свободной личности; интерес к отечественной истории (В. Жуковский, А. Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов).
Поэтический взлет начала века. Феномен Пушкина, становление современного литературного языка, литературы нового типа. Утверждение художественного реализма как основного метода творчества. Проза Гоголя, Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского. Мировое признание русского романа.
Формирование русского музыкального стиля. Городской романс, Варламов, Гурилев, Алябьев. Глинка и признание отечественной оперы. Национальные мотивы в камерной и симфонической музыке.
Изменение социокультурной миссии театра - от зрелища к общественной трибуне. Русский водевиль. Отечественная драматургия: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Островский, Толстой. Эволюция от театральности к правде жизни. Малый театр, Мочалов, Щепкин.
Академия художеств - центр художественной жизни начала века. Рост профессионального мастерства, утверждение академизма. Высокая вдохновенность зодчества и скульптуры начала века, творчество Воронихина, Росси, Мартоса. Искусство городского ансамбля. Обращение живописцев к российской проблематике, к бытовому жанру, Венецианов, Федотов, Перов. Утверждение тематической картины как ведущего жанра отечественной живописи.
Формирование профессиональной литературно-художественной критики, искусствознания, эстетики. Деятельность Белинского, Чернышевского, Добролюбова, А. Григорьева.
Проблематика художественного творчества, обусловленность потребностями социального и духовного прогресса страны. «Заземление» художественно-творческих интересов и подходов. Антикрепостническая направленность. Проблема «маленького человека». «Суровая проза» вытесняет «высокий стиль». Новые герои - предприниматели, рабочие. Революционеры, интеллигенция. Осмысление истории страны как истории народных масс. Противостояние передовых мастеров культуры официальной идеологии, цензурные гонения и репрессии. Размежевание художественной культуры и культуры религиозной, богословской.
Развитие специализированных учреждений просвещения, науки, культуры, искусства. Создание государственных и общественных формирований.
Утверждение школьной системы. Противоборство демократических и сословных тенденций в образовании. Введение изучения основ наук. Распространение начального обучения. Возникновение художественно-творческих учебных заведений. Распространение профессионального образования и формирование новых групп интеллигенции - инженеры, юристы, педагоги, врачи.
Развитие издательского дела. Массовая книга, лубок. «Литературная газета». Деятельность Смирдина, Павленкова. Новые виды изданий, собрания сочинений, энциклопедии, альманахи, научные труды, словари. Возвышение роли журналов в интеллектуальной жизни. Демидовские премии. Создание Литфонда.
Развитие концертно-театральной практики. Большой и Малый театры. Провинциальный театр. Литературно-музыкальные домашние салоны. Зарождение филармонической деятельности, Павловские сезоны. Русское музыкальное общество. Основание стационарного цирка.
Просветительская деятельность музеев. Политехнический музей. Возникновение научных, художественных, мемориальных, военных, краеведческих музеев. Третьяковская галерея. Русский музей.
Возведение значительных монументальных комплексов общероссийского значения - Казанский собор, памятник Минину и Пожарскому, храм Христа Спасителя, «Тысячелетие России», Большой Кремлевский дворец.
Обогащение культурной жизни провинции. Расширение школьной и библиотечной сети. Возникновение местной печати. Рост числа интеллигенции. Мастерские народных ремесел. Феномен народных самородков в культуре. Просветительская деятельность ссыльных интеллигентов в Сибири. Тобольск - центр культурной жизни Сибири.
Раскрепощение общественного сознания; новые явления в жизненном укладе, гражданских представлениях, вызванные процессом буржуазной модернизации страны.
Возросшее влияние разночинской идеологии. «Шестидесятники». Н.Г. Чернышевский, эстетика революционной демократии. Просветительская деятельность интеллигенции, земств - воскресные школы, народные дома. П.Л. Лавров, концепция «неоплатного долга». Теория «малых дел».
Расширение образовательной системы. Земская школа. Технические вузы. Женское образование.Массовое книгоиздательство; А. Суворин, И. Сытин.
Крупные научные открытия и технические новации, их воздействие на обогащение культуры - электричество, кинематография, радио, фонограф, телефон. Широкое развитие гуманитарных наук, формирование отечественных школ в историографии (С. Соловьев, В. Ключевский), правоведении (А. Кони), педагогике (Н. Пирогов, К. Ушинский), культурологии (Н. Данилевский), искусствоведении (В. Стасов), философии (В. Соловьев), фольклористике (В. Даль, А. Афанасьев).
Усиление социальной тенденциозности в художественном творчестве. Приоритет крестьянской проблематики. Критический пафос.
Идейно-творческие объединения художественной интеллигенции. Журнал «Отечественные записки». Передвижники, гражданская и художественная позиция, экспозиционная деятельность. И. Репин. В. Суриков. Деятельность П.М. Третьякова. «Могучая кучка», расцвет русской оперы. Мир П. Чайковского, создание классического балета.
«Безвременье» 1880-х годов и умонастроения интеллигенции. Оживление консерватизма, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Почвенничество и «русская идея», Ф. Достоевский. Толстовство. Увлечение марксистскими идеями, Г.В. Плеханов. Переход социально-реформаторской инициативы от дворянства к буржуазии.
Раздел V II. «Серебряный век» русской культуры /рубеж XIX- XX вв./.
Духовно-политический кризис русского общества на рубеже XIX-ХХ веков. Разложение традиционного уклада жизни и распространение декадентских настроений. Сложность и противоречивость духовно-творческих процессов. Радикализм как отражение соответствующего мироощущения в общественно-политической практике.
Своеобразие культуры «серебряного века»: отказ от социальной тенденциозности; критическое отношение к культурному наследию; повышенный интерес к индивидуальному, субъективному; новаторские подходы в проблематике и авторской концепции; утверждение широких и свободных представлений о творчестве; возросший интерес к мировой культуре.
Сочетание традиционализма и экспериментаторства в духовном творчестве. Развитие гражданских и реалистических традиций - Толстой, Чехов, Горький, Репин, Рахманинов, Шаляпин. Реформирование театральной жизни, система сценического реализма Станиславского, основание Московского художественного театра. Передвижной театр П. Гайдабурова.
Модернизм в художественном творчестве - шаг вперед и шаг в сторону от магистрального пути русского искусства. Его черты: концепция элитарного искусства; бунтарство, отрицание общепринятых критериев; романтическая одухотворенность восприятия мира; стремление к усложненным выразительным средствам, формотворчество.
Поэтический ренессанс, многообразие и поисковый характер поэтических течений: символизм - Брюсов, Бальмонт, Блок; акмеизм - Гумилев, Ахматова, Мандельштам; футуризм - Каменский, Маяковский. Литературные манифесты, «Пощечина...» и др. От «заземленности» в «башню из слоновой кости».
Отход от передвижнических традиций в живописи. Идейно-художественное объединение «Мир искусства». Модернизм Врубеля. Возникновение русского авангардизма, Малевич, Кандинский, Фальк, Шагал; долгий путь к признанию.
Создание высокопрофессиональных исполнительских школ - мхатовцы, Шаляпин и Собинов, Павлова и Фокин. Мировое признание русского искусства, «Русские сезоны», С. Дягилев.
Обращение к национальным истокам духовности - Рерих, Васнецов, Билибин, Стравинский. Реставрация древнерусских икон. Создание оркестра Андреева, хора Пятницкого.
Буржуазный период меценатства. С. Мамонтов, Абрамцевский центр, Русская частная опера. Бахрушин, театральный музей. С. Морозов и МХТ. Тенишева и Талашкино. Рябушинские.
Гражданские позиции интеллигенции. Открытая оппозиционность к официальной идеологии, гонения на либеральных деятелей культуры. Просветительство и благотворительность - университет Шанявского, народные дома, рабочие курсы. Профессиональные союзы интеллигенции.
Поиск «нового религиозного сознания». Возникновение самобытной религиозно-философской школы, Бердяев. Богоискательство. Полемика вокруг сборника «Вехи». Стремление к синтезу религии и искусства. К.Э. Циолковский, философия космизма.