В основе государственного строя Российской империи в первой половине XIX столетия оставалось в самодержавии монархическое начало. Император возглавлял систему власти. При нем действовал высший совещательный орган, с 1810 года - это Государственный совет. Численность членов Совета колебалась от 40 до 80 человек. Они назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет состоял из пяти департаментов и имел значение главного законосовещательного органа государства. Окончательно положение и структура Совета были определены в «Учреждении Государственного совета» 1842 года.
С образованием в 1826 году Собственной Его Величества канцелярии Государственный совет утратил монополию на законотворческую деятельность.
Канцелярия состояла из 6 отделений: первое - контролировало работу министерств, ведало кадровой политикой и готовило законопроекты; второе осуществляло кодификационную деятельность, обобщало юридическую практику; третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; четвертое - занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; пятое- готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами; шестое- координировало работу по управлению Кавказом.
Царствование Александра I знаменовалось умалением роли Сената. Законосовещательные функции отошли к Государственному совету, исполнительно-распорядительные - к Комитету министров. Судебные полномочия Сената были ограничены в 1813 году, когда Государственный совет получил право высшего апелляционного суда. Координацию работы сенатских департаментов осуществлял генерал-прокурор, ставший одновременно министром юстиции.
Верховным исполнительно-распорядительным учреждением с начала XIX века стал Комитет министров. Компетенция этого учреждения не имела ясно очерченных пределов. Комитет имел значение и законодательного учреждения, и Совета министров, и Комиссии прошений, и высшей административной инстанции. Все заключения Комитета получали силу только после их утверждения государем.
В начале своего правления Александр I ввел новые органы отраслевого управления- министерства: два военных, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министерства разделялись на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Совещания для разрешения междуведомственных вопросов в 1812 году получили законодательное оформление в лице Комитетов министров.
Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи.
Система местного управления России в первой половине XIX века не претерпела существенных изменений. Всего насчитывалось 50 губерний.
В первой половине XIX века начался первый этап раскрепощения крестьян. В 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах, выходивших на волю за выкуп, в 1816-1819 годах освобождались крестьяне остзейских губерний, но без земли; в 1842 году Указом об обязанных крестьянах помещикам разрешалось передавать крестьянам земли в арендное пользование за определенные повинности. В 1848 году частновладельческим крестьянам было позволено покупать недвижимое имущество.
К началу XIX века в России накопилось огромное количество несистематизированного законодательного материала. Общая кодификация не проводилась со времени издания Соборного уложения 1649 года. Нормативные акты находились в крайне хаотичном, запущенном состоянии. Законы конца XVIII - начала XIX в., в полной мере соответствовавшие социально-экономическим реалиям, противоречили ранее изданным, но не отмененным правовым документам. Такая ситуация в законодательной практике стала благоприятной почвой для произвола чиновников различных рангов. Еще в конце XVIII века предпринималось несколько попыток кодификации законодательства, оказавшихся неудачными. В 1801 году была создана новая кодификационная комиссия. В 1803 году ее передали в ведение министерства юстиции.
Однако положительных результатов достигнуто не было. В 1808 году кодификационные работы возглавил М.М. Сперанский, и уже в 1812 году были закончены отдельные части гражданского и уголовного уложения. Однако созданные комиссией проекты не получили одобрения.
Только в 1826 году кодификационная комиссия, преобразованная во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии, продолжила работу. Из двух возможных подходов к кодификации права -сведение всех существующих законов воедино и без изменений или составление нового Уложения -был избран первый. Комиссия составила первое Полное собрание законов Российской империи, начиная с Соборного уложения и заканчивая Манифестом 12 декабря 1825 года о восшествии на престол Николая I. Собрание состояло из 40 томов, содержавших 30920 отдельных актов и 6 томов приложений. Одновременно составлялось второе Полное собрание законов (с 12 декабря 1825 года).
Вторым этапом систематизации законодательства явилось составление Свода законов Российской империи. В отличие от Полного собрания Свод включал действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по отраслевому принципу. Свод был составлен в 1832 году и тогда же издан.
Он состоял из 15 томов и содержал законы и иные нормативные акты, действующие на 1 января 1832 года. Свод был введен в действие с 1 января 1835 года.
Гражданско-правовые отношения затрагивались в X, XI и XII томах Свода законов Российской империи. Наиболее важные законы вошли в первую часть т. X и назывались Сводом законов гражданских. Он состоял из трех книг: о правах и обязанностях семейных; о порядке приобретения и укрепления, прав на имущество вообще; о порядке приобретения и укрепления прав на имущество в особенности. Всего этот источник содержал 2334 статьи.
Гражданское право по Своду законов отличалось сословностью, т.е. неравенством субъектов права перед законом. Населенные земли и крестьян запрещалось покупать личным дворянам, разночинцам, купцам и мещанам. Ограничивались в правах евреи и иностранцы.
Для первых устанавливалась черта оседлости, за пределами которой они не могли покупать недвижимость. Вторым не позволялось приобретать земельную собственность и дома в девяти западных губерниях, заведовать имениями в качестве управляющих. Наибольшее количество сословных ограничений распространялось на крестьян. Лишь в 1848 году им было разрешено с согласия помещика приобретать на свое имя всякое движимое и недвижимое имущество.
Гражданское законодательство ограничивало собственника либо в интересах общества, либо в интересах отдельного лица. В первом случае ограничения устанавливались «в пользу всех без изъятия», а во втором - в интересах соседей. Право собственности прекращалось следующими способами: передача другому лицу, гибель вещи, отказ собственника от своего права, конфискация или экспроприация вещи.
Российское обязательственное право по Своду законов характеризовалось развитой системой договоров (купля-продажа, имущественный и личный наем, мена, поклажа, залог, запродажа, поставка и подряд, заем, ссуда и др.).
Договоры заключались как в письменной (домашняя, явочная, крепостная), так и в устной форме. Средствами обеспечения договоров служили задаток, неустойка, залог движимого и недвижимого имущества.
В рассматриваемый период сложились новые виды гражданского права: авторское, промышленное, торговое, вексельное, морское, горное, водное и лесное право.
Семейно-брачные отношения по-прежнему регулировались государством и церковью. Брачный возраст устанавливался для мужчины- 18 лет, а для женщины – 16 лет. Для вступления в брак требовалось согласие жениха и невесты, а также их родителей.
Законнорожденные дети наследовали все права родителей, незаконнорожденные никакими правами не обладали. Отношения между родителями и детьми характеризовались раздельностью имущества. Родительская власть прекращалась в трех случаях: вследствие политической смерти и ссылки на вечную каторгу; постриг в монашество; замужество дочери.
Законодательством предусматривалось два порядка наследования- по завещанию и по закону. После 1823 года завещание должно было составляться только в письменной форме (до этого допускалась и устная форма) домашним или нотариальным порядком. Домашний порядок предусматривал наличие трех свидетелей написания завещания. Нотариальное завещание составлялось завещателем в нотариальной конторе в присутствии трех свидетелей. При наличии двух видов завещаний предпочтение отдавалось нотариальному, а если завещания были одинаковыми по форме, то юридическую силу приобретало позднейшее.
Формально завещатель мог назначить наследником любого человека по своему желанию. Однако по закону не всякое лицо могло стать наследником. К примеру, евреи, поляки и инородцы в отдельных случаях не могли наследовать недвижимость. Кроме того, завещатель не мог передавать наследство под условием, содержащим «невозможное, безнравственное или незаконное». Поэтому при наследовании по завещанию наследник утверждался в правах наследования судом.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных впервые в истории уголовного права России общие понятия уголовно-правовых институтов были выделены в самостоятельный раздел и четко сформулированы. Уложение 1845 года знало два понятия уголовно наказуемого деяния: преступление и проступок. Наказуемое деяние определялось как противозаконное действие, а также неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано.
Наказания для государственных крестьян назначались на основании сельского судебного устава 1839 года. Кроме того, Уложение 1845 года не распространялось на Польшу, Финляндию и некоторые народы России.
Впервые в уголовном законодательстве России в ст. 98 Уложения 1845 года давался перечень всех обстоятельств, устранявших наступление уголовной ответственности, а именно: случайность деяния; малолетство (до 7 лет); невменяемость; умалишенное состояние; преступление, совершенное под принуждением или в случае крайней необходимости; при самообороне; добровольный отказ от доведения до конца преступления. При определении меры наказания учитывались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В Уложении 1845 года устанавливались два вида соучастия двух или более лиц в совершении преступления.
Уложение 1845 года предоставляло судьям право действовать по аналогии, т.е. приговаривать виновного к наказанию, установленному за сходное преступление. Наказание отменялось в случаях: смерти преступника, примирения сторон (по частным делам), истечения давности.
Самыми тяжкими исправительными наказаниями были потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь или в другие отдаленные губернии; заключение в крепости, тюрьме или в смирительном доме; исправительно-арестантские роты.
В целом система наказаний характеризовалась отсутствием достаточно четкого разграничения между уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью; неопределенностью санкций; возможностью замены одних наказаний другими; невозможностью для суда уменьшить меру наказания ниже предела, установленного законом.
Существенные изменения в судебной системе России первой половины XIX века были обусловлены проведением реформы центрального управления. После создания министерств управление судебным ведомством было поручено министру юстиции, которым стал генерал-прокурор Сената. Министерство юстиции было призвано управлять личным составом, упразднять и создавать судебные органы, осуществлять общий надзор за деятельностью судебных органов и контролировать судебно-межевые дела.
Роль высшего суда империи играл Сенат, состоявший из общего собрания и девяти департаментов. Его полномочия в сфере правосудия были чрезвычайно широки, а именно: разбирательство по должностным преступлениям, совершенным сенаторами, обер-прокурорами, директорами министерств, губернаторами, предводителями дворянства; суд по делам неправославного духовенства; функции высшей ревизионной и апелляционной инстанции и др.
Манифест от 25 июня 1811 года закрепил за Министерством юстиции функции судебного управления (ранее они принадлежали Сенату). Кроме того, Министерство юстиции осуществляло общий надзор за деятельностью судебных учреждений.
Таким образом, судебные органы на территории России размещались следующим образом: 1) в уездных городах - нижний земский суд, управа благочиния, уездный суд, городовой магистрат и нижняя расправа; 2) в губернских городах- верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа, палата уголовного суда и палата гражданского суда.
В целом, судебная система первой половины XIX века и подсудность судов не были четко регламентированы законом. На практике дело могло пройти до 14 инстанций.
Уголовное судопроизводство начиналось с расследования (предварительное и формальное), проводимого полицией под надзором прокурора и стряпчих. По окончании следствия материалы дела передавались в низшую судебную инстанцию - земский суд. Последний знакомился с доказательствами и подготавливал судебное заседание. Основными доказательствами считались: собственное признание, свидетельские показания, письменные документы, повальный обыск.
В целом состояние системы правосудия первой половины XIX века оценивалось современниками как неудовлетворительное. Суд не был отделен от администрации, и зачастую принимал решения по ее указанию. Следственное судопроизводство, выстроенное по сословному принципу, не гарантировало прав личности в суде. Несостоятельность системы правосудия приводила к неуважительному отношению и низкому престижу закона во всех слоях российского общества.






