Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


РИСОВАНИЕ цветными карандашами с элементами обрывной аппликации




«По горам, по долам...»

Задачи. Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа.

Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи меж­ду объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаи­модействия.

Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бума­ги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и прост­ранственные отношения между объектами).

Расширить возможности применения техники обрывной апплика­ции из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента — за­виток или спираль).

Предварительная работа. Беседа о том, как выглядят горы, что на них растет, кто в них живет, во время занятия по ознакомлению с при­родой. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые каранда­ши, фломастеры; цветная бумага, клей или клеящие карандаши, сал­фетки матерчатые или бумажные, клеенки.

Воспитатель готовит заранее варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного форма­та, размера и цвета наклеивает кусочки фактурной мягкой бумаги (об­рывной техникой), изображая горную долину (пастбище), горы, обла­ка в небе и пр. (см. рис.).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ Н. И. Сладкова «В горах».

«На горы, как и на море, можно смотреть без конца!

Понизу —- светлые, лиственные леса, похожие на курчавого зелено­го барашка. Выше — леса темные, хвойные, словно вздыбленная щети­на дикого зверя. Еще выше — луга горные, над лугами скалы. А выше лесов и лугов, выше скал и облаков, прямо в небе, висят вершины гор, укутанные сияющими снегами.

Все в горах необычно. Облака и птицы, бывает, пролетают не над головой, а... глубоко под ногами. Когда внизу хлещет дождь — вверху ясное солнце. У подножий гор жаркое и зеленое лето, а на вершинах — белая ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать!

В горах можно под радугу пройти, как под арку. Можно подняться так высоко, что до звезд покажется ближе, чем до огоньков в долине.

Интересно в горах!»

631

Педагог предлагает детям нари­совать красивые горные пейзажи. Показывает варианты таких картин,, оформленные в технике обрывной аппликации (см. рис.). Уточняет представление детей о том, как нуж­но построить композицию: лист бу­маги разделить условно на землю и небо (провести линию горизонта посередине листа или выше, ниже —

по своему желанию). Напоминает детям технику создания ооъемнои фигуры из смятой фактурной бумаги и показывает, как ее можно ис­пользовать для аппликации. Разрывает иллюстрацию из старого жур­нала на большие куски, сминает, слегка расправляет и очень быстро формирует горы на заднем плане картины, оставляя свободным про­странство долины, зеленого горного луга или пастбища. Приклеива­ет горы так, чтобы дети увидели варианты сочетания их формы (ос­трые и тупые треугольники) и высоты (размера).

Затем педагог загадывает детям загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Уточняет с детьми, поняли ли они, что такое «по до­лам» (по долинам). Сообщает, что «по горам, по долам...» ходит стадо овечек, которых мы будем рисовать карандашами. На доске или моль­берте воспитатель рисует кудрявую овечку из завитков (спиралек) и со­ветует детям нарисовать овечек, пасущихся на горном лугу.

— Рисовать мы будем цветными карандашами, пастельными мел­ками или фломастерами.

Но сначала создадим основу (фон) для своих будущих картин, что­бы овечки могли гулять «по горам, по долам» и щипать сочную кудря­вую травку. А в небе поплывут кудрявые облака.

Дети обдумывают свои замыслы, выбирают необходимые материа­лы и начинают создавать сюжетные картины. Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями. В конце занятия ус­траивается экспресс-выставка «По горам, по долам».

После занятия. В свободное время дети составляют по своим карти­нам сюжетные рассказы. Воспитатель, по возможности, записывает индивидуальные рассказы детей

632

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Путешествие в горы»

Задачи. Учить детей уважать культуру других народов, отличную от их собственной. Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей в горах, о зависимости образа жизни людей от

климатических условий. Учить подбирать предметы, соответствующие той или иной ситуа­ции (что нужно взять с собой, если отправляешься в поход).

Предварительная работа. Знакомство детей с животными и рас­тениями гор на предыдущем занятии по ознакомлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением традиционного старинного каменного дома-башни, традици­онной одежды, посуды народов, живущих в горах.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, были ли они когда-нибудь в горах, есть ли горы недалеко от их дома.

Воспитатель рассказывает детям, что горы бывают высокими и низ­кими.

—      Если горы низкие, то летом снег в таких горах тает, и увидеть вы­
сокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В на­
шей стране это Уральские горы.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие поделки из камней они рассматривали на прошлом занятии, напоминает, что все эти красивые камни люди добывают в Уральских горах. Под землей на Урале спрята­но много богатств — не только красивые камни, но и очень полезные минералы, из которых человек добывает железо (железная руда) и дру­гие металлы.

— В нашей стране есть и высокие горы, называются эти горы Кав­
каз, Кавказские горы. На вершинах этих гор никогда, даже летом, не та­
ет снег. Воспитатель вспоминает с детьми, как они «путешествовали»
в горы на занятии по ознакомлению с природой, что увидели по пути.

Воспитатель рассказывает детям, что раньше дома в горах часто де­лали из камней. Камни в горах есть повсюду. Их или собирают, или от­калывают от скал.

Очень часто дома в горах строили как башни-крепости. Снизу баш­ни были шире, а сверху уже. Это делает башни устойчивыми, и так Удобнее стрелять сверху по врагам, которые подобрались к дому-баш­не. Вход в такую башню только один, его закрывали большой камен­ной плитой или толстой тяжелой дверью, сделанной из крепкого дере­ва. В такой башне несколько этажей. На первом этаже люди спали и хранили продукты — зерно, масло, вино. Здесь же, когда было холод­но, держали и животных — овец и быков. В центре на первом этаже на каменной подставке разводили огонь. На втором этаже хранили сено.

633

Когда на жителей дома-крепости нападали враги, на верху башни за­жигали сигнальный огонь, чтобы предупредить других об опасности.

Воспитатель рассматривает с детьми традиционную одежду лю­дей, живущих в горах, выясняет, из чего сделаны накидки, которые защищают людей от холода и от дождя, шапки (из овечьей шерсти шкур). Называет народы, живущие в горах Кавказа (народы Дагеста­на и др.).

Воспитатель рассказывает детям, что в горах очень красиво. Поэто­му многие люди отправляются в горы путешествовать. Называют таких людей туристами-альпинистами. Наверху уже нет дорог, туда не могут проехать машины с продуктами, одеждой, лекарствами, поэтому все, что нужно, люди несут с собой сами в своих рюкзаках — еду, палатки, спальные мешки. Воспитатель спрашивает детей, какие вещи нужно обязательно взять с собой, отправляясь в горы. Предлагает детям поду­мать, какую посуду лучше выбрать — глиняную, деревянную, металли­ческую, стеклянную или пластмассовую. Дети рассматривают, напри­мер, разные чашки, взвешивают их и определяют, какая из них легче. Вспоминают, какая посуда хрупкая, можно ли такую посуду брать с со­бой, нагревать на огне и т. д.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРАХ

1. Не рекомендуется ходить по горам в сырую погоду.

2. Нужно иметь специальную нескользкую обувь.

3. Брюки не должны затруднять движения, на голове должна быть
шляпа.

4. Не следует бросать камни: можно в кого-нибудь попасть или вы­
звать обвал.

5. Ставьте ноги только на ровное место, не на катящиеся камни.

После занятия. Дети дополняют макет гор, который они начали де­лать на занятии по ознакомлению с природой, лепными фигурками лыжников и альпинистов. На прогулке пытаются складывать из кам­ней башни и опытным путем выясняют, что удобнее всего использо­вать большие плоские камни или обломки кирпичей. Устраивают со­ревнование (в двух — четырех командах): у кого получится самая высо­кая башня.

 

ЛЕПКА сюжетная

«Туристы в горах»

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Вос­питывать навыки сотрудничества.

Варьировать способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с од­ного или двух концов (в зависимости от позы фигурки). Инициировать

634

самостоятельный поиск разнообразных пластических средств для пере­дачи динамики (свободно передавать в лепке движение человека).

Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать композиционные умения и спо­собности.

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за игра­ющими и гуляющими детьми. Беседа о туризме и других видах коллек­тивного спорта. Рассматривание спортинвентаря и снаряжения в мага­зине спорттоваров. Коллективные подвижные игры.

Подготовка общей композиционной основы — импровизирован­ных гор (пластиковые бутылки или банки обклеиваются мятой газетой или облепливаются пластилином (эту работу могут сделать дети сред­ней группы для развития мелкой моторики). На занятии по ознакомле­нию с природой дети получают представление о горах как природном (экологическом) объекте, начинают сооружение композиции «Горы высокие».

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, сте­ки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспита­теля: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изо­бражением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко и т. д.). Компози­ционная основа для коллективной работы (см. рис.).

Содержание занятия. Взрослый показывает детям, сидящим на ковре, иллюстрации или фотографии туристов, совершающих восхож­дение в горы, сплавляющихся по горной реке на байдарках, катающих­ся на горных лыжах и... загорающих на солнце. Предлагает подняться с ковра и принять такие же позы, например, друг за другом «в связке» с тяжелыми рюкзаками, в лодке с веслами, на горных лыжах и пр. Пе­дагог обращает внимание детей на положение рук и ног, просит опи­сать позы словами, чтобы направить внимание на самое существенное, уточнить кинестетические ощущения и визуальные наблюдения.

Затем воспитатель показывает детям композиционную основу, вы­полненную заранее на занятии по ознакомлению с природой («Горы высокие») и дополненную в свободной художественной деятельности, сообщает, что это и есть горы, на которые будут подниматься или с ко­торых будут спускаться (сплавляться) наши дружные туристы.

Педагог предлагает детям вылепить дружных туристов, договорив­шись между собой о размерах лепных фигурок (например, с указатель­ный пальчик или со счетную палочку). Просит объединиться в три-че­тыре команды, чтобы каждая слепила свою группу туристов, занимаю­щихся тем или иным делом в команде (альпинисты, байдарочники, лыжники). Дети распределяются в группы, договариваются о размерах

635

фигурок и начинают лепить. При этом они самостоятельно ищут спо­собы передачи движения. Каждая группа детей лепит свою команду ту­ристов, соединяя человечков в цепочку фигурок, карабкающихся по скалам (совершающим восхождение в горы), сплавляющихся по гор­ной речке на байдарках, катающихся по горным склонам на лыжах и пр. Детям, которые лепят альпинистов, воспитатель может дать вере­вочку (нитку), чтобы все туристы шли в одной «связке». Каждая груп­па детей размещает своих туристов на одной из импровизированных гор. В конце занятия дети составляют коллективную композицию, объединив все «горы» между собой в горную гряду (скрепляют кусоч­ками пластилина, соединив в одном комке несколько цветов).









После занятия. В свободное время дети по своему желанию допол­няют сюжетную композицию «Туристы в горах» новыми лепными фи­гурками. На занятии по аппликации дети будут вырезать деревья лен­точным способом и размещать на разных ярусах гор.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2340 - | 2102 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.