Лекции.Орг


Поиск:




Материалы, инструменты, оборудование.




Демонстрационный ма­ териал:

10 треугольников (для магнитной доски, фланелеграфа). 10 квадратов (для магнитной доски, фланелеграфа). Цифры от 0 до 10. Прямоугольник.

Раздаточный материал:

Листы бумаги в крупную клетку (по одному на каждого ребенка).

612

Наборы фломастеров для каждого ребенка (не менее пяти цветов в наборе).

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с де­тьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни. Воспитатель читает детям стихотворение:

— Весна-красна,
Ты с чем пришла?

— С сохой, бороной,
С лошадкой вороной;
С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

 С травой шелковою,

С водой ключевою,

С калиной, малиной,

 С красной рябиной!

Затем предлагает детям: «Давайте узнаем, с чем же пришла весна-красна, сколько она всего принесла». К доске выходит ребенок. Воспи­татель читает стихотворение вновь (медленно) и на каждый названный элемент дети за столами закладывают пальчик, а ребенок на доске ста­вит треугольничек. Например, «с сохой» — дети заложили пальчик, а ребенок поставил на доске один треугольничек; «бороной» — дети за­кладывают второй пальчик, ребенок у доски ставит второй треугольни­чек и т. д. В результате на доске выложены десять треугольников. А у детей сжаты два кулачка.

Воспитатель предлагает детям всем вместе одновременно пере­считать пальчики, поочередно отодвигая каждый пальчик. Воспита­тель: «Так сколько всего принесла весна-красна?» Дети: «Десять. Де­сять». Затем ребенок у доски, дотрагиваясь пальцем до каждого из треугольничков, пересчитывает их и называет общее количество, де­ти считают вслух вместе с ним; в конце ряда из треугольников ребе­нок ставит 10.

Данная ситуация полностью повторяется еще раз, но вышедший к доске уже другой ребенок выкладывает на каждый «дар весны» квадратик, а все дети по-прежнему закладывают пальчики на руках.

В заключение воспитатель эмоционально, выразительно читает стихотворение еще раз и говорит: «Спасибо, весна-красна! Давайте ей похлопаем». Дети и воспитатель хлопают в ладоши.

Игра «Волшебная палочка»

У каждого ребенка — тетрадный лист в крупную клетку и набор Фломастеров. На доске прикреплен большой прямоугольник (со сто-Ронами не менее 10 см и 5 см) из плотной бумаги или картона, или пла-

613

 

стика и т. п. Воспитатель уточняет с детьми форму предмета, разме­щенного на доске. Дети называют: «Прямоугольник». Воспитатель де­монстрирует основной признак прямоугольника— противоположные стороны равны — прикладывая полоски бумаги, равные сторонам пря­моугольника, к каждой из сторон. Затем просит двух желающих детей подойти к доске и убедиться в правильности показанного ею, проде­лать то же самое.

Дети сидят полукругом, чтобы видеть друг друга. Воспитатель дого­варивается с ними от какого числа они будут считать в обратном по­рядке. Договорились, что это будет число «шесть». У первого ребенка, сидящего слева в полукруге, — «волшебная палочка». Он поворачива­ется к соседу, смотрит ему в глаза и называет — «шесть». Следующий игрок говорит: «Пять» и только тогда получает «волшебную палочку». Если он ошибается, то принимается подсказка со стороны других де­тей. Назвавший число «пять», смотрит в глаза соседу, ждет когда тот назовет число «четыре» и передает ему «палочку». Дошли до числа «один», воспитатель говорит: «А теперь будем считать до шести в пря­мом порядке». Игра повторяется с чередованием счета в обратном и прямом порядке, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель показывает детям на своем листочке в клетку (больше­го размера, чем у детей), где нужно поставить точку (ближе к левому краю листа бумаги). Вслух отсчитывает от нее вправо четыре клетки, ставит точку, проводит линию между двумя точками, сопровождая все свои действия речью. Просит детей сделать то же самое. Лист воспита­теля находится перед детьми (на доске, на мольберте и пр.), они повто­ряют ее действия. Затем воспитатель говорит: «Отсчитаем вверх от пер­вой точки две клетки и поставим точку. Проведем линию». Дети повто­ряют ее действия. Воспитатель: «От верхней точки отсчитаем четыре клетки вправо, поставим точку, проведем линию. Теперь справа соеди­ним верхнюю и нижнюю линии». Спрашивает, что получилось. Дети отвечают: «Прямоугольник».

Далее воспитатель предлагает детям поставить точку в другом ме­сте, отступив вправо две клетки от нарисованного прямогоульника, рисует эту точку на своем листе, дети наблюдают. Затем просит детей самих нарисовать еще один такой же прямоугольник, но фломасте­ром- другого цвета. Дети выполняют это задание самостоятельно, а затем сравнивают со вторым прямоугольником, нарисованным воспитателем. Затем дети аналогичным образом рисуют третий, чет­вертый и пятый прямоугольники фломастерами других цветов. Вы­полнив задания, дети показывают свои листочки друг другу, сравни­вают их.

Воспитатель просит кого-то из детей сказать, сколько он нарисовал прямоугольников и какого цвета каждый из них. Желательно, чтобы ребенок ответил так: «Я нарисовал пять прямоугольников. Один -желтый, один — синий, один — красный, один — зеленый, один — к0~ ричневый. А всего пять прямоугольников». Выбранные цвета и их по­следовательность может быть любой. После этого воспитатель предла-

614

Гает еще двум-трем детям (по их желанию) назвать всем свои варианты выполнения задания.

Игра-эстафета «Пронесине урони»

Воспитатель делит детей на две команды. Дети каждой команды сто­ят по двое (парами). Пары стоят друг за другом. Дети первой пары каж­дой из команд получают по мячу. Зажав мяч между головами, дети должны пронести его метра три-четыре и вернуться к старту, также дер­жа мяч между головами. Берут его в руки и передают следующей паре.

Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету. В за­ключение воспитатель и дети приветствуют выигравших, хлопая в ла­доши.

Упражнение-игра «Пальчики здороваются»

Предварительно дети определяют свою левую и правую руки. Вос­питатель предлагает детям начать игру с левой руки. Все дети показы­вают воспитателю левую руку.

И затем выполняют упражнение-игру одновременно с воспитателем.

Кончиком большого пальца воспитатель, а вслед на ней все дети по­очередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим паль­цам руки:

— Здравствуй, указательный!

— Привет, средний!

— Здорово, безымянный!

— Как дела, мизинец?

Вначале это упражнение-игра выполняется левой рукой — два-три раза; одной правой рукой — два-три раза. Затем одновременно на двух, и на левой, на правой руке, но в более медленном темпе.

Воспитатель выразительно читает детям наизусть четверостишие:

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет.

Воспитатель: «Вы помните, откуда эти строки и кто их написал? (Александр Сергеевич Пушкин „Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас­ной царевне Лебеди".) Кто хотел бы вместе со мной прочитать это сти­хотворение еще раз?»

Воспитатель произвольно выбирает одного из желающих, берет за РУку вышедшего ребенка и говорит: «Мы с Петей будем читать, а вы все следите — вместе мы начнем, вместе закончим, вы слышите два голоса ил один?»

615

 

Воспитатель читает первую строку стихотворения, затем ребенок произносит эту же строку одновременно с воспитателем. Аналогичным образом строится работа со следующими тремя строками.

После чего воспитатель предлагает детям оценить чтение стихотво­рения, повторяя обозначенные ранее вопросы. Этот разговор направ­лен на развитие у детей способности вслушиваться в речь и определять результат этого вслушивания.

Далее воспитатель предлагает выйти любой паре детей, взяться за руки; спрашивает у них, запомнили ли они стихотворение, обещает им помогать в процессе рассказывания. Дети, держась за руки, начинают читать стихотворение, пытаясь одновременно начать и закончить как каждую строчку, так и все стихотворение. Воспитатель ненавязчиво по­могает им.

Точно так же читают стихотворение еще две-три группы детей из трех человек.

АППЛИКАЦИЯ модульная (мозаика)

«Дом мы строим из камней...»

Задачи. Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики).

Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно-выразительными средствами.

Формировать умение планировать свою работу и технологично осу­ществлять замысел.

Развивать чувство композиции.

Предварительная работа. Рассматривание и обследование камней в коллекции минералов. Освоение способа модульной лепки на преды­дущем занятии по лепке «Разноцветные камешки». Освоение техники обрывной аппликации. Окрашивание бумаги под мрамор. Конструи­рование домиков из строительных деталей (кубиков, кирпичиков).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, белая и светло-голубая, светло-серая, светло-серая бумага как основа композиции (на выбор детям), простые карандаши, ластики, клей ПВА, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, кле­енки; цзетные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими средствами.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми о том, как строятся дома. Показывает фотографию (настенный календарь) или иллюстрацию с изображением каменного или кирпичного дома. Затем показывает два-три вариативных образца, демонстрирующих разные домики, выполненные в технике мозаики (модульной аппли-

616

кации), и предлагает детям «построить» свои каменные или кирпич­ные домики.

Далее воспитатель показывает и поясняет способ работы.

— Бумажные прямоугольники и квадратики, полученные способом разрывания полосок фактурной бумаги, — прекрасный «строитель­ный» материал для различного рода аппликативных архитектурных со­оружений.

Нарисуем домики простыми карандашами (выполним эскиз). В первую очередь обозначим стену одно-, двух- или многоэтажного до­ма. Подумаем, будет ли на доме крыша, и какая (треугольная, трапеце­видная); где будут располагаться окна (это зависит от этажности дома), и сколько их.

Теперь подготовим «строительный» материал — бумажные «камеш­ки» или «кирпичики». Выберем бумагу подходящей расцветки. (Вос­питатель обращает внимание детей на подготовленный заранее мате­риал — иллюстрации из старых журналов или буклетов интересной расцветки, напоминающей окраску природных или искусственных камней.) Загнем узкую полоску вдоль длинного края, тщательно раз­гладим линию сгиба от середины в обе стороны. Отогнем полоску об­ратно и аккуратно оторвем ее. Приложим полоску к оставшейся бу­маге и отогнем еще одну полоску примерно такого же размера. По­вторим так еще несколько раз, чтобы у каждого из нас было по четыре-пять бумажных полосок, примерно одинаковых по ширине.

После этого будем готовить «кирпичики» или «камешки». Берем полоски по одной или по две сразу и разрываем их на части. Это и есть «камешки» или «кирпичики», из которых можно будем «построить» наши каменные дома. Складываем «камешки» («кирпичики») в коро­бочку или на тарелочку, как настоящие строители складывают весь строительный материал.

617


Наконец, приступаем к «строительству» домиков. Берем листы бу­маги с рисунками домов, наносим клей небольшими участками, начи­ная снизу, и аккуратно — ряд за рядом, слой за слоем выкладываем «камешки» («кирпичики»). Снова наносим клей — выше наклеенных кирпичиков и вновь выкладываем «каменную» стенку. Стараемся, чтобы наша «кладка» была ровной, аккуратной, иначе дом может об­рушиться.

 

 

Когда «каменная кладка» будет готова, оформим дом по своему ^g. ланию — дополним аппликацией или дорисуем крышу, окна, крыль­цо... Кто будет жить в этих домиках?

После занятия. Дети завершают оформление домиков апшшкатив-ными или графическими средствами. Организуют выставку в группо­вой комнате или в коридоре.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Сами виноваты»

Задачи. Побуждать детей аргументированно высказывать свое мне­ние, рассуждать. Передавать содержание сказки в свободной игре-теа­трализации. Подбирать эпитеты к заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: заяц, зайчиха, медведь, подушка, кастрюля, бочонок, домик.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Сами виноваты» (по С. Михалкову).

«Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Все вокруг уб­рали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.

— Давай оттащим его в сторонку, — предложила Зайчиха.

— А ну его! — ответил Заяц. — Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.

Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.

В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.

Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.

— Приду, — обещал Медведь. — И мед принесу.

Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку меду нес. Спо­ткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал пря­мо в заячий домик. Бочку с медом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами ви­новаты!»

Воспитатель задает детям вопросы:

— Сказка называется «Сами виноваты», как вы думаете, почему?
(Рассуждения детей.)

— О чем рассказывается в начале этой сказки? (Ответы детей.)
Хотите послушать, как об этом написал писатель? (Зачитывает отры­вок.)

618

Зайчиха предложила убрать камень. А что сказал Заяц? (Ответы детей.) Педагог обращается к детям с предложением: «Вот Зайчиха, вот за­яц». (Достает игрушки.) «Давайте разыграем разговор Зайца и Зайчи­хи». (Вызываются двое детей.)

Бежал однажды Заяц домой, и что с ним произошло? (Ответы детей.)

— А что случилось с Зайчихой? (Рассказ ребенка.)

— Пригласили как-то Заяц и Зайчиха Медведя в гости. (Демонст­
рирует игрушки.) Что произошло дальше? (Ответы.) Послушайте, как
об этом сказано в сказке. (Зачитывает.)

Затем педагог спрашивает детей, кто хочет рассказать и разыграть сказку. (Вместо камня используется подушка.) Воспитатель предостав­ляет каждому ребенку максимальную самостоятельность. В случае за­труднения дает подсказки. Вызывает детей по желанию — трех-четырех желающих.

Затем воспитатель обращается к детям: «Все неприятности произо­шли из-за того, что Заяц с Зайчихой не убрали с дороги камень. Каки­ми словами можно охарактеризовать Зайца и Зайчиху? Какие они в этой сказке? (Ленивые, непредусмотрительные, неосторожные.)

Воспитатель напоминает детям, что от камней бывают не только не­приятности, но и польза. Просит их вспомнить и рассказать, что мож­но делать с камнями или из камней. Какие предметы сделаны из кам­ня? (Высказывания детей.) Какие бывают камни, какими словами можно их охарактеризовать. Например: разноцветные, драгоценные, тяжелые, плоские и т. д. (Ответы детей.)

Далее педагог зачитывает скороговорку про камешки:

Я по камешкам пошел,

Шубу шелкову нашел.***

Дети встают в круг. Изображают, как будто идут по камешкам (мед­ленно, спокойно), и повторяют: я по камешкам пошел. А на слова «шу­бу шелкову нашел» изображают, как будто надевают шубу.

Дети произносят скороговорку, помогая себе кулачками: одновре­менно в такт сжимая и разжимая пальцы рук (координируя речь и дви­жения рук). Говорят медленно, тихим голосом. Еще медленнее. А по­том быстрее и чуть громче.

РИСОВАНИЕ по замыслу

«Превращения камешков»

Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приемами рисо­вания на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с постав­ленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.

619

 

Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просу­шенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматри­вание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытяну­той, заостренной...). Игры с камнями: «Найди похожий, «Узнай на ощупь». Конструирование из природного материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).

Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки.

Широкий ассортимент художественных материалов: мелки, пас­тель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок).

Поворотный диск для демонстрации работ.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, мед­вежонка, грибок и т. д.), вставляя их поочередно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изоб­ражения, причем изображения объемные, которые называются скульптурами.

Педагог рассказывает детям, что скульптура — это вид искусства, в котором художники — скульпторы — создают образы людей, живот­ных, сказочных существ. Эти образы объемные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обой­ти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие — их устанавливают на улицах городов, в парках, воз­ле театров и административных зданий... И бывают скульптуры сов­сем маленькие — такие, как вот эти (педагог еще раз обращает внима­ние детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А еще мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инстру­ментов.

Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульпту­ры из камней и камешков.

— Давайте представим, что мы с вами — скульпторы. Сейчас каж­дый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю — он такой при­ятный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю каме­шек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. (Далее приведен пример опредмечивания конкретной

620

природной формы; каждый воспитатель приводит свой пример с учетом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот так, — увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, — увижу жука... Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое ту­ловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму па­стель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камеш­ке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот ка­ши красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нра­вятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.

Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать.

После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» ка-лешках, проводят мини-выставку скульптур малой формы.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Задачи. Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоцио­нально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображе­ние, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет читать им сказку «Серебряное копытце».

— Рассказал нам эту сказку замечательный русский писатель Павел
Петрович Бажов. Он жил в маленьком рабочем поселке, затерявшемся
в Уральских горах. С детства он любил слушать «тайные сказы» ураль­ских рабочих, которые добывали из земли руду и различные камни. Ге­
роями многих сказов были добрые помощники, хранители богатств
Уральских гор — Хозяйка Медной горы, Голубая змейка, Огневушка-Поскакушка и др., которые свои тайны открывали только смелым и честным людям, тем, кто не хитрит и не жалуется, кто всегда готов помочь другим людям. Пока Павел Бажов был маленьким, он просто за­оминал эти сказы и рассказывал другим, а когда вырос — он стал
специально ездить по селам, собирать уральские сказы и записывать.
так получилась целая книга сказок под названием «Малахитовая шкатулка».

Воспитатель читает сказку П. Бажова «Серебряное копытце» (в со­кращении).

Вопросы к детям:

— Понравилась вам сказка?

621

— Каким был дед Кокованя? (Добрый, веселый, «мастер сказки сказывать», нежадный — только «пол шапки камней нагреб»).

— А что можно сказать про Даренку, какой она была? («Разумница»; не побоялась одна остаться, пока дед Кокованя за лошадью ходил;
не плакала, любила сказки слушать, очень хотела козлика увидеть'
«в избе прибиралась, похлебку да кашу варила».)

Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить себе козлика Серебряное копытце, а потом всем вместе постараться рассказать о нем, в случае затруднения задает вопросы (какого роста козлик, что он ел, какая у него шерстка, и др.). Дети говорят по очереди, каждый — о какой-то одной особенности козлика, а воспитатель подтверждает их высказывания словами из сказки:

— «У него на правой передней ноге серебряное копытце».

— «В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень».

— «Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где нож­кой бить станет — там груда дорогих камней».

— «Ростом козел не больше стола».

— «Ножки тоненькие».

— «Головка легонькая».

— «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки,а у него на пять веток».

— «Травой да листом кормится».

— «Шерстка летом буренькая, как у Муренки, а зимой серенькая».
Затем воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, почему Се­ребряное копытце показался Даренушке и деду Коковане?»

Завершая занятие, педагог может показать детям некоторые изде­лия (малую скульптуру, женские украшения, предметы быта), выпол­ненные из камней (желательно, чтобы среди них были и блестящие прозрачные камни), дав возможность детям полюбоваться этой красо­той, ощутить руками их энергию, понять истинную красоту творения природы и рук человека.

После занятия. Воспитатель может разыграть с игрушками кульми­национную сцену из сказки: прибежали козлик и кошка Муренка, коз­лик стал «бить копытцем», а кошка Муренка стоит рядом и мурлычет: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно». У игрушки — козлика — должны быть обмотана серебряной фольгой правая передняя ножка. (В процессе драматизации можно также использовать домик, куклы, изображающие Даренку и деда Кокованю.) Игрушки воспитатель ос­тавляет в группе, чтобы дети могли играть с ними по собственной ини­циативе.

622

АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Работа на этой неделе будет способствовать обогащению представлений детей о горах, их обитателях, особенностях растительного мира, образе жизни людей. Рассказы педаго­га будут поддержаны художественными текстами, в том числе дагестан­ской народной сказкой «Храбрый мальчик». Представления детей найдут воплощение в процессе создания макета гор со «снежными шапками» на вершинах, «горной рекой», впадающей в «море». На следующих занятиях по изобразительной деятельности дети смогут дополнить макет гор выре­занными из бумаги в технике ленточной аппликации хвойными «деревья­ми»; делая аппликации из смятой бумаги, смогут «населить» горы стадами пасущихся барашков и овец, слепленные фигурки человечков из пласти­лина превратить в туристов-альпинистов, горнолыжников, отдыхающих людей на «море» у подножия горы и пр. На занятии по конструированию продолжится работа по закреплению представлений о чертеже, развитию способности детей самостоятельно зарисовывать созданную постройку, использовать при строительстве взаимозаменяемость деталей. На занятии по развитию математических представлений у детей будет закрепляться понимание отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10; будет организована работа по знакомству детей с непрерывностью времени.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Кто живет в горах» 2. Рисование. «По горам, по долам» 3. Физкультура № 28.1. Разучивание техники прыжков через короткую скакалку с ноги на ногу на месте. Совер­шенствование техники прыжков в длину с разбега. Разви­тие ловкости (осваивание элементов спортивных игр — настольного тенниса)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах Подвижная игра «Совушка»
    После обеда Чтение карачаевской сказки «Приключения охотника» (1-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Путешествие в горы» 2. Лепка. «Туристы в горах» 3. Музыка № 28.1. Слушание музыки: И. Морозов «Доктор Айболит» (фрагменты «Медведь», «Петушок», «Сова», «Полька»). Музыкальное движение: этюды «Медведь», «Петушок», «Сова», танец «Полька» (И. Морозов «Доктор Айболит»)

623

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение на прогулке*                                          ~~ Элементы игры в футбол Подвижная игра «Кто лучше прыгнет»
    После обеда Чтение карачаевской сказки «Приключения охотника» (2-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 28 2. Аппликация. «Там — сосны высокие» 3. Физкультура № 28.2. Разучивание техники прыжков через короткую скакалку с ноги на ногу с продвижением вперед. Разучивание техники преодоления различных препятствий во время бега. Развитие силы (специальные упражнения для развития мышц спины и брюшного пресса)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Элементы игры в футбол Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
    После обеда Чтение чеченской сказки «Три брата, три облака, три вол­шебных коня и три дочери» (1-я часть)  
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Из-за леса, из-за гор» 2. Конструирование. «Строим по чертежу» 3. Музыка № 28.2. Слушание музыки: И. Морозов «Доктор Айболит» (фрагменты «Собака Авва», «Кот Васька»,-«Обезьянка Чичи», «Попугай Карудо»). Музыкальное дви­ жение: этюды «Собака Авва», «Кот Васька», «Обезьянка Чичи», «Попугай Карудо», танец «Полька» (И. Морозов «Доктор Айболит»)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
    После обеда Чтение чеченской сказки «Три брата, три облака, три вол­шебных коня и три дочери» (2-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба и бег по лабиринту; эстафе­ты с бросками и метанием; игра-задание «Строим дом»; игра «Горный козел» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» (вобраб. М. Булатова) 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 28.3. Совершенствование навыка мета­ния на дальность. Разучивание техники езды на велосипе­де по прямой, по кругу, с поворотами. Развитие выносли­вости (подвижные игры «Поезд», «Автогонки», «Кругово­рот» и др.)                                                                      __

624

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах, со скакалками Подвижная игра по выбору детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Знания о горах могут побудить детей к играм на темы, связанные с туризмом, путеше­ствием. Такое желание может возникнуть у детей, если педагог обога­тит предметно-игровую: внесет палатки, дощечки для костра, металли­ческую посуду, рюкзаки, веревки и другие принадлежности для путе­шественников.

К пяти годам завершается формирование сюжетно-ролевой игры. Кругозор детей, игровые умения позволяют им свободно пользоваться теми знаниями, которые для них значимы. Трудности же связаны с не-сформированным еще умением согласовывать свои замыслы со свер­стниками, создавать сюжет общими усилиями. Часто из-за неумения это делать игра распадается.

Как правило, формирование сюжета происходит следующим образом: до своего начала игра никем не планируется, именно это свойство выделяет творческую игру от остальных видов детских игр. Кто-то один из детей выступает с инициативой, обозначает тему — «Давайте играть в...». Остальные дети соглашаются, хотя, редко кто из них может запол­нить сюжет какими-либо событиями. Как правило, игру в свои руки бе­рет тот, кто ее предложил. Он объединяет два-три эпизода в линию раз­вития сюжета. И часто получается, что этот ребенок поглощает своей инициативой других детей, навязывает им свой замысел, и, не поддер­жанная другими детьми, игра распадается, не успев начаться. В таком случае к игре должен подключаться взрослый, который всегда сможет предложить какое-либо подходящее по смыслу событие, действие: «А можно еще так поиграть...». Педагог помогает детям услышать друг друга, принять точку зрения другого, аргументированно высказываться.

ПРИРОДА

«Кто живет в горах»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни, формировать бережное отношение к животным и растениям.

625

Материалы, инструменты, оборудование. Для макета ландшафта-разноцветный пластилин, большая коробка из плотного картона, плас­тиковые баночки, стаканчики разной высоты, цвета и диаметра, четыре-пять одинаковых пластиковых баночек (например из-под плавленого сыра), пластиковые бутылки, аквариумный шланг, трубочки для коктей­ля. Физическая карта мира и России, фотографии, рисунки, слайды гор и горных животных, растений (можно использовать и видеофильмы).

Предварительная работа. Просмотр книг о животных, растениях гор, рассматривание фотографий, которые принесли дети, побывавшие в го­рах. Дети самостоятельно или с воспитателем рассматривают энциклопе­дии и другие книги о животных и растениях гор, просматривают фрагмен­ты видеофильмов, приносят из дома фотографии о своих путешествиях в горы, из которых оформляется небольшая выставка. Изготавливается флажок с эмблемой группы для игры «Путешествие на вершину горы».

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

В свободное время воспитатель создает с детьми макет горного ланд­шафта из бросового материала. Вначале обсуждается будущий ланд­шафт — в каких местах будут размещены горы разной высоты, в каких потекут реки, где разместится озеро. На картонной основе делается пря­моугольная выемка для озера, в которую должна плотно входить пласти­ковая ванночка. Все остальные элементы рельефа должны быть хотя бы немножко выше, чем уровень кромки этой ванночки, чтобы ручьи и ре­ки текли именно в озеро. Дети с помощью воспитателя закрепляют ван­ночку пластилиновыми колбасками. Затем размещают на картонной ос­нове стаканчики, баночки и ванночки (в перевернутом положении) и за­крепляют, размазывая по их краям пластилин. Для высокой горы подбираются три стаканчика разного диаметра. У двух из них (тех, кото­рые покрупнее), вырезают часть донышка. Из всех стаканчиков состав­ляют что-то наподобие пирамидки. У верхнего стаканчика можно срезать донышко наискосок и соединить края, закрепив их пластилином. Полу­чится будущая вершина горы. Можно попробовать сделать несколько надрезов и вмятин на выступающих краях каждого донышка. Все это по­могает придать ландшафту более естественную форму. Комбинируя вы­сокие и низкие упаковки разной формы, воспитатель с детьми делает по­степенные, плавные или ступенчатые переходы от горного рельефа к воз­вышенностям и холмистым равнинам. Когда каркас модели готов, дети изготавливают из пластилина колбаски, плоские лепешки разного цвета и размера, которыми затем покрывают пластиковые стаканчики. Воспи­татель обращает внимание детей на то, что в природе крайне редко быва­ют вертикальные, прямые склоны гор, поэтому между основанием горы и равниной должен быть плавный переход. Острым кончиком стека про­водят на макете извилистые русла ручьев и речек, соединяя их в одну си­стему. Главная речка впадает в озеро, на дно которого помещают синий пластилин, серебристую фольгу или камешки. На склонах пластилино-

626

вьгх гор делают несколько глубоких вмятин-пещер, в которых шилом прокалывают небольшие отверстия. Такие же отверстия проделывают с нижней стороны модели. Трубочки для коктейля закрепляют одним концом в пещере, а другой выводят в свободное пространство под короб­кой. Тонким аквариумным шлангом соединяют трубочки с источником воды (например, большой пластиковой бутылкой, поставленной выше уровня модели) и немного открывают зажим на шланге. В результате из пещеры забьет родник, а по долине ручья потечет вода. Когда вода напол­нит ванночку-озеро, шланг перекрывают зажимом и, слив воду другим гибким шлангом или резиновой грушей, повторяют все с самого начала. Более простой вариант: в донышке «озера» делают отверстие и просто сливают воду в раковину или в какую-нибудь емкость.

Если есть время и желание, можно создать более сложный вариант макета — с действующим вулканом. Для вулкана лучше всего подходят стаканчики с красным донышком (кратер вулкана). На вершине боль­шой горы делают ямку-кратер, в центре которого укрепляют соломинку для коктейля, как это делали в роднике. Другой ее конец выводят под дно коробки и соединяют с сухой пластиковой бутылкой через отверстие в пробке. В бутылке находится тальк, детская присыпка или пудра. Если резко нажать на бутылку, над кратером вулкана появятся клубы дыма.

Наблюдения на прогулке (проводятся в районах, где уже нет снежно­го покрова или же там, где на территории детского сада или в ближай­шем окружении есть крупные камни, не покрытые снегом).

Дети изучают крупные камни с помощью лупы. Есть ли на них тре­щины? Мхи? Лишайники? Если на территории детского сада есть аль­пийская горка, рассматривают на ней камни, зимующие растения. Воспитатель рассказывает, что для альпийской горки подбирают спе­циальные растения, которые в природе растут в горах.

Воспитатель продолжает обращать внимание дошкольников на при­знаки весны: изменение погоды, высоту стояния солнца, таяние снега, изменения в одежде детей (в южных регионах — появление первоцветов).

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает с детьми карту мира и России, находит горы. Каким цветом они показаны? Почему в некоторых местах на коричневом фоне гор выделяются белые пят­на? Это снег. Вершины самых высоких гор покрыты снегом и льдом. А что такое снег и лед? Это вода, поэтому на вершинах гор берут на­чало многие реки. Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Если подняться в горы очень высоко, окажешься рядом с облаками! А вот внизу, у подножий многих гор бы­вает тепло. Поэтому там больше животных и растений, чем наверху. Иногда на вершинах лежат лишь огромные камни, покрытые мхами и лишайниками. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев.

Воспитатель рассказывает:

— Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шу­мит быстрая река, она перекатывает большие камни. Как гремят камни?

627

Интересно, откуда появилась эта река? Попробуем выяснить, когда по­падем наверх. Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Давайте посмотрим на вершину, которую будем покорять. До нее еще очень далеко, нам при­дется долго идти по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх, вокруг нас шумят листвой деревья, на полянах растут красивые цветы, летают бабочки. Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще до­статочно. Бабочки летают все реже, но птицы еще есть. Смотрите, со склона горы падает водопад. Здесь можно отдохнуть: развести костер, пообедать, но мусор не оставляем, берем с собой (собираем в рюкзаки).

Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее. Можно уже и ша­почки надеть. Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут.

В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Ма­леньких камешков здесь тоже много.

Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел (фотогра­фии или слайд). Давайте изобразим, как он бегает по скалам. Высоких деревьев вокруг почти не осталось, только ель из стройного дерева пре­вратилась в кустарник, стелется среди камней. Мы поднялись уже до­статочно высоко, здесь еще холоднее. Слышите, как свищет ветер? Чувствуете, как дует? Держите крепче свои шапочки, а то их унесет ветром. При таком ветре насекомые могут летать только у самой земли. Высоким деревьям трудно выжить в таких условиях, поэтому они при­жались к земле: ветер им не мешает, а зимой от морозов спасает снеж­ное одеяло. А какое интересное растение на отвесной скале! (Фотогра­фии или рисунки.) Как будто розовую подушку для сна кто-то приго­товил. Такие цветы так и называются — растения-подушки. Они собрались все вместе, так им теплее, и легче выжить в суровых горах.

Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя или птицу. Смотрите, из-за камней пока­зался очень большой бык (слайд, рисунок или фотография). Рассмот­рим его через бинокль. (Дети при помощи ладошек имитируют би­нокль.) Это — як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двига­ется, не спеша, давайте покажем, как он идет. Подойдем к нему поближе и осторожно погладим. (Дать дошкольникам коричневый мех с длинным ворсом.) Он очень забавно хрюкает! Как вы думаете, для че­го яку такая густая, длинная шерсть? Особенно много волосков под жи­вотом, они у него вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличаются эти быки от других? На спине у них небольшой горб, рога длинные, загибаются вверх, а хвост похож на лошадиный (попробуем изобразить). Таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко.

Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, кото­рый живет только в горах — снежный барс (фотография, слайд или ри­сунок). Нам очень повезло: снежного барса увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое, животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой пу-

628

шистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он по­хож? Конечно, это родственник нашей кошки. Иногда люди домашних котов называют Барсиками. Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче. Попроща­емся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь.

Кто будет внимательным, тот сможет заметить необычный цве­ток — эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти, поэто­му люди сложили о нем много красивых сказок. (Дети «находят» расте­ние, рассматривают его изображение на фотографии или рисунке, зву­чит красивая музыка.) Вы чувствуете, как стало холодно? (Юные туристы изображают, как они мерзнут.) Давайте оденемся потеплее. Уже немного до вершины осталось, видите, все чаще встречаются пят­на снега. А вон в том овражке тоже лежит снег. Хотите по нему прока­титься? Только осторожно, в горах опасно, нужно не забывать о прави­лах безопасности. (Дети имитируют скольжение по снегу.) Слышите, где-то рядом журчит ручей? Откуда вода в ручейке? На вершине тают лед и снег. Так высоко в горах рождается ручеек, который потом пре­вращается в ту реку, которую мы видели у подножия. Вода в нем очень чистая, только холодная, можем даже попробовать, но осторожно. Ну вот мы и на вершине! Посмотрите вокруг, что вы видите? (Дети расска­зывают.) Блестит снег, сверкает лед, хотя солнышко ярко светит. Здесь совсем нежарко, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оста­вим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют го­ры. Вот и окончилось наше путешествие!

После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создают композицию «По горам, по долам», дополняют сделанный макет гор вырезанными в технике ленточной аппликации деревьями и лепными фигурками человечков — туристов-альпинистов, лыжников и др.

Информация для педагога. В разных горах обитают разные растения и животные. Ваш выбор живых организмов для знакомства будет зави­сеть от особенностей природы вашей местности и доступности того или иного иллюстративного материала.

Як — бык, который живет очень высоко в горах (на Тибете), родст­венник домашних быков и коров. Обратите внимание ребят на его гус­тую (особенно под брюхом) шерсть. Ее сравнивают с меховой «юбкой», которая согревает яка, когда он ложится на холодную землю. В своей теплой шубе як прячет от холода и своих детенышей. Яки очень вынос­ливы, могут питаться только мхами и лишайниками. (Если в вашей коллекции есть эти растения, покажите их детям.) Это животное может даже не есть и не пить в течение довольно длительного периода.

Горный козел — предок наших домашних коз и, конечно, похож на них, хотя намного больше. (Сравните этих животных). У горных коз­лов большие и прочные рога, густая борода. Они обитают на крутых скалах, едят траву, листья кустарников. Эти животные необычайно бы­стро и проворно бегают и прыгают по крутым склонам и камням. В на-

629

шей стране водится сибирский горный козел. Он живет на Алтае, в Са­янах. Им питается снежный барс.

Снежный барс, или ирбис, живет высоко в горах Азии, в нашей стране обитает в Южной Сибири. Считается символом гор, как и рас­тение эдельвейс. Похож на леопарда, но мех светлый, с хорошо выде­ляющимися черными пятнами. Теплая шуба защищает снежного барса от холода. Это очень крупный зверь, который прекрасно переносит су­ровые условия. Родственник нашей домашней кошки. Охотится на горного барана. Ноги у снежного барса короткие, хвост длинный, тол­стый, с густым мехом. Такой хвост помогает ирбису удерживать равно­весие, когда он прыгает. Прячется снежный барс в пещерах и ущельях. Охотится на зайцев, горных баранов, сурков (как правило, ночью). Снежный барс — редкий зверь, он занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу нашей страны.

Сеноставки — очень забавные существа, которые, несомненно, за­интересуют ребят. Свое имя они получили за то, что некоторые пред­ставители рода запасают еду своеобразным способом — ставят неболь­шие стожки сена. Кроме того, в преддверии холодов сеноставки соби­рают траву, веточки, и, как рачительные хозяева, кладут их на камни, чтобы подсушить. В горах они прячут свои запасы между камнями. Этих грызунов еще называют пищухами: в случае опасности зверьки громко свистят.

Сеноставки — родственники хорошо известного детям зайца, только с короткими и широкими ушами. Хвост у них тоже очень короткий, а усы длинные. Селятся пищухи среди камней, между которыми делают гнез­да. Живут вместе, их «города» насчитывают сотни и тысячи зверьков.

Сурков — симпатичных пушистых зверушек — знают все дети, тем более что в последние годы и в нашей стране стали отмечать День сур­ка. Когда эти грызуны неподвижно сидят среди травы на задних лап­ках, то становятся похожими на рыжие мохнатые столбики. Сурки — трусишки, как только им угрожает хотя бы небольшая опасность, они исчезают в норе. Зимой эти животные спят полгода и больше, не зря говорят: «Спит, как сурок». Некоторые представители этого рода живут в горах.

Орлы, грифы, кондоры — хищные птицы, которые парят высоко среди гор, высматривают добычу. У них загнутые клювы, острые когти. Охотятся только днем, так как летают с помощью потоков теплого воз­духа, который нагревается от скал.

Эдельвейс — типичное для гор растение, их символ. Его бело­снежные цветки, окруженные острыми, густо опушенными листья­ми, похожи на звездочки. Эти растения обычно встречаются там, где начинается снеговая линия. От холода их защищает толстый слой бе­лых волосков, удерживающих тепло. Когда-то в Закарпатье засушен­ный цветок эдельвейса был обязательной частью гуцульского нацио­нального костюма — его прикрепляли к мужским шляпам. Сейчас растение стало редким, и охраняется во многих странах Европы. Вы­ращивают эдельвейс и в культуре, например на альпийских горках.

630





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 474 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

780 - | 753 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.