Никакая другая религия не перерождала так неофита, как христианство. Первым примером нравственного обновления после крещения являет собой сам Св. Владимир. Вообще героями русского народного эпоса были всего два монарха: Св. Владимир и царь Иоанн Грозный. Мы уже знаем о нищелюбии Св. Владимира. (смотри соответствующий раздел). А сколько жён и наложниц было у князя — язычника. Всё он оставил и стал супругом единой жены — царевны Анны. На свою прошлую жизнь он смотрел как на грустное заблуждение. Нередко он молился взывая: " Господи, был я как зверь, жил я по-скотски, но ты укротил меня. Слава Тебе Боже!" Другой пример благочестия являют сыновья Св. Владимира страстотерпцы Борис и Глеб.
Они рождены от матери-христианки, По одной летописи мать называется болгарыней, по другой версии это дети царевны Анны. Борис родился не раньше 988 года, так что в 1015 году, году смерти ему было 25 — 27 лет. Летопись пишет, что это был красивый молодой юноша царски светел и разумен. От Владимира получил Ростов в 987- 990 году. А в 1015 году сначала был при отце (уже заболевшем), потом напали печенеги и отец отправил его со своей дружиной против врага. Во время этого похода отец умер, а киевский престол занял третий сын Святополк(Окаянный). Это сын гречанки, вероятно монахини, бывшей жены Ярополка. Он получил от отца в удел Туров, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго, и так сблизился с ним, что хотел отойти к Польше. Св. Владимир арестовал его с супругой и бросил в темницу. Но перед смертью освободил их.
Не найдя печенегов Борис возвращается в Киев, и на обратном пути на берегу реки Альты близ Переяслава узнал о смерти отца. Святополк поехал в Вышгород и вызвал Путшу (убийца Бориса) и других вышгородских бояр и приказал убить Бориса. На Альту были посланы Путша с сотоварищи. Ближние Бориса предлагали ему согнать Святополка с престола, а он отвечал: " Не подниму я руки на брата старейшего. Умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца." Послы Святополка предлагали Борису лучший удел вместо Ростова и звали его в Киев на совет, Владимирова дружина почти вся разошлась. В ночь на 24 июля 1015 года было совершено кровавое злодеяние. Борису было уже открыто о готовящемся против него злодеянии. Своему священнику он повелел петь утреню, сам читал шестопсалмие и канон. Утреня окончилась, Он стоял перед иконой и молился: " Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой и меня пострадать для тебя. Умираю не от врагов, а от брата, Не поставь ему того в грех." Затем причастившись и простясь со всеми спокойно лёг в постель. Убийцы как звери ворвались к Борису и закололи его копьями, и думая, что убили вышли вон. Однако страдалец пришёл в себя и вышел из шатра. Один злодей ударил его копьём в сердце. Убийцы увезли его тело в Вышгород и погребли его в церкви Св. Василия. В 1019 году другой брат Ярослав Мудрый, одержав победу над Святополком и завладев Киевом собрал сведения о месте нахождения Бориса. Он перенёс в другую церковь мощи Бориса и Глеба. Тело Бориса было нетленно. Теперь Святополк Окаянный послал гонца к Глебу. Глеб родился примерно в 984 году. Летопись пишет о нём:" Добрый и смирный князь — щедрый и милостивый". В удел получил Муром. Гонец Святополка говорил Глебу: " Иди скорее — отец тяжко болен и зовёт тебя к себе". Глеб спешит в Киев. Ярослав, княживший в Новгороде, прислал сказать ему, что отец умер, а Борис убит. Глеб был под Смоленском, когда узнал о злодеянии. Он находился в ладье. Убийцы во главе с Горясером вошли в его ладью, но их предвосхитил повар — торчин, не любивший хозяина. Он схватил голову Глеба сзади и вонзил нож в гортань. Это случилось 5 сентября 1015 года. Убийцы вынесли тело князя из лодки и бросили в глухом лесу. Оно было найдено и погребено в Вышгороде. Святополк убил ещё одного брата Святослава в земле древлянской и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом, из которой победителем вышел Ярослав с помощью варяжской дружины. Почему Глебу воздаётся одинаковое с Борисом почитание? Потому что он добровольно отдался в руки убийц. Он сказал: " Если ты получил милость у Господа (говорит горюя о брате) моли Его, чтобы и я пострадал как ты. Лучше мне быть с тобою, чем в этом злом мире". А вот Святослава не чтут, потому что мы не знаем обстоятельства его смерти.
Третий пример благочестия являет собой великий князь Изяслав Ярославич — старший сын Ярослава Мудрого. Престол получил в 1054 году. Он предстает пред нами как человек тихий, любящий правду и не мстительный. Он простил киевлян, изгнавших его и разграбивших его дом. Простил и брата Всеволода. Даже защитил его от врагов, положив за него свою голову. Это в том мире, где господствовал закон "зуб за зуб и глаз за глаз".
Владимир Мономах постоянно помнил заповеди Божии, избегал лени и роскоши. Имущество тратил на бедных, на строительство храмов, помогал духовенству. " Был нищелюбив, правдолюбив, не горд". Завещал своим детям: " Ни правого, ни виновного не убивайте". Один князь убил в усобице сына Мономаха Изяслава. Вот что ему пишет отец убитого: " Долго печальное сердце мое боролось с законом христианина обязанного прощать и миловать. Убив моего сына и твоего крестника, видя кровь сего агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем, не пожалел о слезах отца и матери, не хотел написать ко мне письма утешительного. Не укоряю тебя безвременной кончиной любезного мне сына. Если имеешь совесть, если захочешь успокоить мое сердце и напишешь ко мне грамоту без всякого лукавства, то обратишь к себе наше сердце и будем жить ещё дружелюбнее прежнего. Я не враг тебе и не хотел крови твоей. Если захочешь умертвить моих сыновей — твоя воля. Богу известно, что я желаю добра отечеству и братьям. Не боязнь и не крайность заставляют меня говорить таким образом, но совесть, душа, которые мне всего на свете драгоценнее". И это слова отца, потерявшего сыны! Дети его были достойными отца. Мстислав, ревнуя о славе Божией строил храмы, кормил нищих и был неизменно великодушен. Отец как-то сказал о нём:" Сын- юноша устыдил отца своим великодушием.
Прславились Св. Анна — сестра Мономаха (монахиня в Киеве), Св. Евфросиния — дочь Святослава Полоцкого, основавшего монастырь в Полоцке. Евфросиния скончалась во время паломничества в Иерусалим. Это очень редкие люди в Киевской Руси, в том варварском обществе. При слабом усвоении христианства в народе неудивительно то, что святые появились в высших слоях тогдашнего общества. " Восходящее солнце Православия озаряло ещё только вершины. Низменности лежали ещё в прежнем мраке.