Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теологическая философия средних веков




1. Средневековой теологической философией называется философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Достигла высшего расцвета в V – XIII вв. в период между распадом Западной Римской империи в 476 г. и началом эпохи Возрождения.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Августин Блаженный (354 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

2. Основные черты средневековой теологической философии:

– теоцентризм, согласно которому, главной причиной всего сущего и основным предметом философских исследований являлся Бог;

– господство библейских догматов о творении всего Богом и откровении Бога о Самом Себе;

– человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога. Тем самым подчеркивалась божественная сущность человека;

– провозглашался принцип свободы воли человека, но  в рамках божественного предопределения;

– выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых, как души, так и тела в будущем, но при богоугодном поведении;

– выдвигался догмат о спасении человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

– мир считался познаваемым через познание Бога, Это познание может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, оторванностью от реального мира, воинственностью, и догматизмом.

3. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату творения:

Бог сотворил окружающий мир из ничего;

– природа не может творить сама себя;

– Бог вечен, постоянен и Он везде;

– поскольку мир и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен.

Согласно догмату откровения:

– мир можно познать, только познав Бога;

– Бог недоступен для познания;

– несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя, дав информацию о Себе через откровение, т.е. Библию;

– Бога можно познать лишь через веру.

4. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Она также решается исходя из идеи творения:

окружающий мир сотворен Богом;

– Бог является носителем добра и справедливости, а, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

– зло в мир приносит сатана – падший ангел, восставший против Бога;

– в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья носит оптимистический характер.

5. Средневековая теологическая философия в, в отличие от античной, не противопоставляет материю и идею, материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы, например, Аристотель считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:

– бытие – экзистенцию, которая показывает, есть ли вещь вообще, то есть существует или не существует;

– сущность – эссенцию. Эссенция характеризует вещь, отвечая на следующие вопросы:

а) Что такое вещь?

б) Какая вещь?

в) Для чего она существует?

Только в Боге сущность и существование совпадают.

6. Господствующим методом средневековой теологической философии являлась схоластика:

– оторванность от реальной действительности;

– замкнутость и консерватизм;

– крайний догматизм; полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям;

– схематичность и назидательность.

Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа) т.к. данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Цель данной дисциплины – философски обосновать религиозное догматы Церкви. За что и получила прозвище «Философия – служанка богословия».

7. Значение средневековой теологической философии:

– стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

– сохранила и развила античные философские идеи в христианском учении;

– способствовала расчленению философии на новые сферы. Кроме онтологии – учения о бытие, выделилась гносеология – учение о познании;

– способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

– положила начало эмпирическому и рационалистическому направлений философии;

– выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2460 - | 2200 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.