и общественной множественности, общественная жизнь имеет начало, возвышающееся над этой двойственностью и вносящее в нее момент органической целостности». По мнению мыслителя, «все попытки толковать и осуществлять право только как совокупность ничем не стесненных, определенных лишь произволом государственной власти норм, своевольно формирующих общественную структуру, как скульптор — глину» значит «утверждать абсолютный примат государства над обществом». Точно так же, как попытки толковать право как «выражение свободного взаимодействия воль отдельных участников общества», значит «утверждать обратный примат гражданского общества над государством». Обе трактовки права, полагает С. Л. Франк, «последовательно ведут либо к деспотизму, либо к анархии, т. е. к разрушению общества как органически целостного и расчлененно-упорядоченного единства (выделено нами. — Авт.)... В силу этой верховной, примиряющей и согласующей функции права само различие в нем между "публичным" и "частным" правом не может быть абсолютным и резко отчетливым; как указано, всякое право есть начало "публично-частное"; как все гражданские права и отношения должны иметь государственный смысл и государственное оправдание, вкладываться в высшие общие цели планомерного общественного строительства, так, с другой стороны, и планомерная государственная организация общества должна не деспотически властвовать над ним. подавляя и угнетая свободную активность его членов, а строиться на основе обеспеченной правом системы частных с4>ер влияний».4
Система законодательства и система норм права
Законодательство, как уже было отмечено в предыдущих главах, представляет собой систему гетерономных, официальных текстуальных правил, которые в процессе их интерпретации и легитимации выступают в качестве источника правовых норм. На этом и основывается принципиальное различие между понятиями «система законодательства» и «система норм права». Законодательство представляет собой знаковую систему, выраженную преимущественно в письменной форме, которая служит текстуальным основанием бытия правовых норм. Последние представлены в общественном правосознании как психосоциокультурные феномены, устанавливающие права и обязанности членов общества. Пожалуй, систему законодательства можно сравнить с нотами, читая которые, оркестр (социальные субъекты) создает «живую» мелодию права (социально-правовую
4 Франк С. Л. Духовные основы общества. С. 432^33.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
коммуникацию как систему реализующихся нормативных правоотношений). Но именно поэтому система норм права существует лишь как ментальная система. То, что понимают под нормами отрасли права, есть когнитивные текстуальные «нормы». Фактически отрасли законодательства и отрасли норм права представляют собой разные способы организации правовых текстов: отрасль законодательства есть организация правовых текстов по форме, отрасль права — по содержанию.
Структура отрасли норм права конструируется в зависимости от объективных факторов: предмета правового регулирования и режима правового регулирования, формируясь путем когнитивного объединения различных текстуальных правил. Ее элементами являются текстуальная «норма» права, отрасль, подотрасль, институт.
Структура законодательства иная. Она складывается из официальных письменных гетерономных текстов, которые «волюнтаристски» объединяются в отрасли законодательства, в целом соответствующие отраслям права. Однако система законодательства может также включать в себя правовые акты и целые отрасли законодательства, не соответствующие отраслям права.
Как отмечается в учебной литературе, в российском законодательстве сложились комплексные отрасли законодательства (об образовании, об охране здоровья, транспортное законодательство и др.), которые содержат в себе нормы разных отраслей права.
Некоторые ученые признают возможность такой ситуации, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующие в этой сфере правовые нормы разбросаны по различным нормативно-правовым актам. Не исключен и обратный вариант, при котором отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).5
Следовательно, хотя понятия система норм права и система законодательства по своей сути близки, необходимо видеть и существующие меяеду ними отличия.
5 Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малысо. М., 1997. С. 376.