средних веков эта система была возведена на степень писаного юридического разума (ratio scripta), своего рода цивилистической алгебры. Наконец, философия XVII и особенно XVIII века возвела эту систему на степень естественных, вечных и неизменных прав человека и гражданина. Тогда же у нее явилась политическая и экономическая поддержка в виде теории так называемого правового государства и классической или либеральной политической экономии. Верховными идеями системы частного права являются свобода и собственность, свобода личности над принадлежащим ей имуществом. Сообразно с этим это система строго индивидуалистическая. Она не получает индивидов из общества путем вычитания. Совсем напротив. Она получает общество путем сложения индивидов. Для нее общество — это не организм, а атомистическая сумма. И между личностью и обществом, т. е. между единицею и суммою, она не слишком склонна признавать какие бы то ни было промежуточные коллективные индивиды. Сообразно с этим она относится не особенно благосклонно к так называемым юридическим лицам; во всяком случае она предпочитает признавать за ними не столько реальное, сколько фиктивное бытие. Словом, начало и конец этой системы— индивид. Гражданское право существует только для него. И она предоставляет ему возможно большую свободу — свободу собственности, свободу вступления во всевозможные обязательства с другими, принципиально свободными индивидами, свободу вступления в брак по собственному желанию и свободу распоряжения своим имуществом после смерти по собственному усмотрению. При этом эгоизм не только не осуждается, а считается даже своего рода добродетелью, особою юридическою добродетелью (ср. Ульпиа-новы правила цивилистической добродетели). Главным объектом, с которым имеет дело индивид системы частного права, является собственность, и притом не производная, установленная государством или пожалованная в пожизненное или наследственное владение, в удел, в бенефиции, а такая первородная и самодовлеющая, как и свободный человеческий индивид. Такая собственность не находится ни в чьей власти, кроме собственника. Он нисколько не обязан давать кому бы то ни было отчет в том, как он ею пользуется, и даже, пользуется ли он ею вообще... Он может совершенно беспрепятственно и пользоваться, и злоупотреблять ею, и даже уничтожать ее. Уже в древнейшем римском праве этот взгляд проводился столь последовательно, что когда дети и рабы рассматривались как собственность отца семейства, то он имел право продавать их и даже истреблять. Такова система частного права.
Система публичного права основана отчасти на римской концепции власти (imperium, potestas), отчасти же и, главным образом, на принципах того суверенного, абсолютного государства, которое возникло на развалинах средневековой без-государственности. Основное ее начало — господство государственной власти над людьми. Это создает для них одностороннюю обязанность повиновения. Всякого же рода их права рассматриваются уже не как нечто первородное, а как уступка, концессия, патент со стороны публичной власти. Благодаря этому свободное лицо частного права превращается здесь в подвластного подданного. А собственность рассматривается как нечто от государства данное и государством установленное... Сообразно с этим эксплуатация собственности подданными совершается под неусыпным надзором государственной власти, взимающей в казну часть доходов
24-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
в виде налогов и постоянно указывающей собственнику, что он обязан делать с собственностью и чего он не вправе сделать».2
Формальным основанием деления права на частное и публичное
является отмеченное выше деление социальных коммуникативных отношений на два вида: 1) основанные на координации отношения между элементами социальной системы как юридически равными субъектами (например, между физическими лицами); 2) отношения между самой социальной системой (обществом, государством) как целым и ее элементами (гражданами, юридическими лицами и др.), основанные на публичном властеподчинении, субординации. Уже известный римский юрист Ульпиан, живший во II—III вв., писал, что публичное право относится к положению Римского государства, а частное право, по его мнению, относится к пользе отдельных лиц.
Нормы публичного права обеспечивают прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т. е. интересы общества и государства в целом. Нормы частного права направлены преимущественно на удовлетворение интересов отдельных субъектов (физических и юридических лиц). Фактически в основе публичного и частного права лежат разные виды правовых коммуникаций: монологическая коммуникация — в публичном праве и диалогическая коммуникация — в праве частном.
Развитие частного права в современных западных государствах тесно связано с укреплением частной собственности и рыночных отношений, основанных на экономической свободе, конкуренции и равноправии их участников. Поэтому развитое частное право является непременным атрибутом гражданского общества и либерального правового государства. Однако в единой системе правовых норм частное и публичное право взаимодействуют и дополняют друг друга: нормы публичного права охраняют и защищают порядок отношений, устанавливаемый на основе частноправовых норм.
Нормы публичного права по источнику возникновения являются гетерономными, т. е. устанавливаются государством (в государственно-организованном праве) или какой-либо иной социальной инстанцией, уполномоченной действовать от имени социального
2 Спекторский Е. В. Пособие к лекциям по энциклопедии права. Вып. 1. Киев, 1917. С. 91-92.