Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип системности исследования духовной жизни




Анализ духовной жизни не может ограничиваться собственно проблемами воспитания, образования, науки, искусства и т.д. Но в этой ситуации возникает трудность: как охарактеризовать духовную жизнь как явление, которое не только выступает стороной, аспектом экономической, социальной и политической жизни, но имеет свои специфические проблемы, присущие только одной духовной форме деятельности? Не только социологи, но и культурологи отмечают, что культура не сводится к оперному театру, изящной словесности и хорошему воспитанию, а включает в себя владение мастерством, умение копить деньги или пускать их в дело, торговать или покупать. Это требует культурных предпосылок, практических ориентаций, желания заниматься делом, поэтому духовные факторы входят в состав трудовых ориентаций, формируют отношение к накоплению, влияют и на потребности, формирующие спрос, и на образование, и на продукты материального производства.

Как указывает в своем пособии А.Волохов, духовность — органическая составная часть абсолютно всех сфер и отношений общественной жизни [8]. К примеру, труд — это не только организация производства, обмена, распределения, потребления, но и физическая потребность здорового организма в творческой деятельности, духовный интерес к конкретным видам деятельности, избираемым индивидом во многих случаях по чисто духовным побудительным мотивам; это и наслаждение (или отвращение) трудом, удовлетворение (неудовлетворение) его результатами. Духовна и политическая деятельность, поскольку ее движущие силы — политические потребности и интересы личности, общества, государства. Духовными стимулами движется деятельность человека в сфере права. Религия немыслима без культовых учреждений и всей их материальной и социальной инфраструктуры. Любой род деятельности в качестве органической составляющей имеет духовную. Поэтому духовная жизнь присуща абсолютно всем общественным сферам и отношениям, она пропитывает собою всю общественную жизнь.

В связи с этим общесоциологический подход предполагает изучение отношений между духовной жизнью и обществом. Он основывается на осознании того, что общество представляет собой всеобъемлющий контекст жизни человека, но между проявлениями духовности и обществом нет полного совпадения. В рамках таких теоретических концепций определяется как сам образ жизни и существования определенного общества, так и культура как производный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.

Так, в научной мысли XVIII века духовная жизнь традиционно рассматривалась как часть культуры, которую отождествляли с формами духовного и политического саморазвития. В философской традиции духовное творчество, воплощающееся в литературе, искусстве, музыке, самой философии, противопоставлялось цивилизации − царству холодного и жесткого расчета, воплотившегося в неумолимой объективности естественно-научного познания и основанных на нем технических конструкций. Творческий характер духовного труда противостоял расчетливости физического труда, как свобода − необходимости.

В контексте социологического изучения духовной жизни, начавшегося в XIX веке, рассматривались закономерности ее развития, причины угасания и возрождения духовных компонентов, сущностных характеристик духовных потребностей. Социологический подход к духовной жизни определяют другие обстоятельства: духовная жизнь отражает состояние цивилизованного содержания общественных отношений; через анализ духовных ценностей определяется духовное созревание. Единство духовных и социальных отношений не дается человеку внешними силами, например какими-то абстрактными законами, внешней детерминацией, оно возникает в процессе самой активной воспроизводственной деятельности человека, реализует его способность в той или иной форме превращать духовные ценности и социальные отношения в специфический предмет своей собственной активности. Причем воспроизводственную деятельность следует рассматривать как непосредственно направленную на преодоление противоречия между социальными отношениями и духовностью.

В XX−XXI веках духовная жизнь приобретает сложную, динамичную внутреннюю структуру. Она рассматривается как один из важнейших родов человеческой деятельности; состоит из объекта, субъекта, целей, функций, содержания, средств, организации, управления. В духовной деятельности эти структурные компоненты, конечно, отличаются существенным своеобразием, главное из которых – их духовно-практический характер. Каждый из этих компонентов находится во взаимосвязи:

— субъект стремится преобразовать объект в соответствии со своими потребностями;

— объект, в свою очередь, определяет содержание целей, выбор средств, организацию, последовательность действий. Средства предъявляют к субъекту необходимые квалификационные требования.

Организация духовной жизни зависит как от компетентности субъекта, так и от особенностей объекта. Взаимодействие компонентов внутренней структуры духовной жизни непосредственно влияет на ее организацию, содержание и результаты. Одна из основных задач социологических исследований — выявление, оценка и объяснение результатов изучаемых сторон духовной жизни. Объяснить результаты не удастся, если не выявить механизмы взаимного влияния ее компонентов.

Внешняя среда духовной жизни и ее внутренняя организация также взаимосвязаны. Значит, исследования духовной жизни должны предусматривать и эти взаимосвязи. Таким образом, в социологии духовной жизни необходим системный подход, предусматривающий как изучение самого феномена, так и внешние условия, внутренние факторы, определяющие ее суть, организацию, жизнедеятельность.

Системный анализ духовной жизни предполагает включение как минимум двух определяющих сторон:

— внешней — объективные условия;

— внутренней — факторы внутренней организации духовной жизни.

Внешняя сторона духовной жизни — это природа, экономика, политика, право, история, международные условия. Внутренняя — это организация духовной жизни, ее структура, кадры, идеи, теории, концепции, образы, верования, управленческие аспекты.

Духовную жизнь общества нельзя представить вне ее связей с природой и экономикой, поэтому ее нужно изучать во взаимодействии со всеми без исключения сферами общественной жизни. В социологическом исследовании духовной жизни предусматриваются несколько обязательных исследовательских блоков: «духовная жизнь — экономика», «духовная жизнь — политика», «духовная жизнь — право», «духовная жизнь — религия», «духовная жизнь — экология» и т.д. Эти блоки изучаются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. При такой организации социологических исследований духовной жизни она предстанет в максимально возможной полноте, сложности, многосторонности, многоступенчатости, противоречивости, взаимообусловленности всех ее сторон, как живое социально-духовное и духовно-практическое образование. Такой системный подход — объективное требование самого объекта социологии духовной жизни, где в каждом виде деятельности имеется свой духовный «срез».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2780 - | 2342 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.