Анализ духовной жизни не может ограничиваться собственно проблемами воспитания, образования, науки, искусства и т.д. Но в этой ситуации возникает трудность: как охарактеризовать духовную жизнь как явление, которое не только выступает стороной, аспектом экономической, социальной и политической жизни, но имеет свои специфические проблемы, присущие только одной духовной форме деятельности? Не только социологи, но и культурологи отмечают, что культура не сводится к оперному театру, изящной словесности и хорошему воспитанию, а включает в себя владение мастерством, умение копить деньги или пускать их в дело, торговать или покупать. Это требует культурных предпосылок, практических ориентаций, желания заниматься делом, поэтому духовные факторы входят в состав трудовых ориентаций, формируют отношение к накоплению, влияют и на потребности, формирующие спрос, и на образование, и на продукты материального производства.
Как указывает в своем пособии А.Волохов, духовность — органическая составная часть абсолютно всех сфер и отношений общественной жизни [8]. К примеру, труд — это не только организация производства, обмена, распределения, потребления, но и физическая потребность здорового организма в творческой деятельности, духовный интерес к конкретным видам деятельности, избираемым индивидом во многих случаях по чисто духовным побудительным мотивам; это и наслаждение (или отвращение) трудом, удовлетворение (неудовлетворение) его результатами. Духовна и политическая деятельность, поскольку ее движущие силы — политические потребности и интересы личности, общества, государства. Духовными стимулами движется деятельность человека в сфере права. Религия немыслима без культовых учреждений и всей их материальной и социальной инфраструктуры. Любой род деятельности в качестве органической составляющей имеет духовную. Поэтому духовная жизнь присуща абсолютно всем общественным сферам и отношениям, она пропитывает собою всю общественную жизнь.
В связи с этим общесоциологический подход предполагает изучение отношений между духовной жизнью и обществом. Он основывается на осознании того, что общество представляет собой всеобъемлющий контекст жизни человека, но между проявлениями духовности и обществом нет полного совпадения. В рамках таких теоретических концепций определяется как сам образ жизни и существования определенного общества, так и культура как производный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.
Так, в научной мысли XVIII века духовная жизнь традиционно рассматривалась как часть культуры, которую отождествляли с формами духовного и политического саморазвития. В философской традиции духовное творчество, воплощающееся в литературе, искусстве, музыке, самой философии, противопоставлялось цивилизации − царству холодного и жесткого расчета, воплотившегося в неумолимой объективности естественно-научного познания и основанных на нем технических конструкций. Творческий характер духовного труда противостоял расчетливости физического труда, как свобода − необходимости.
В контексте социологического изучения духовной жизни, начавшегося в XIX веке, рассматривались закономерности ее развития, причины угасания и возрождения духовных компонентов, сущностных характеристик духовных потребностей. Социологический подход к духовной жизни определяют другие обстоятельства: духовная жизнь отражает состояние цивилизованного содержания общественных отношений; через анализ духовных ценностей определяется духовное созревание. Единство духовных и социальных отношений не дается человеку внешними силами, например какими-то абстрактными законами, внешней детерминацией, оно возникает в процессе самой активной воспроизводственной деятельности человека, реализует его способность в той или иной форме превращать духовные ценности и социальные отношения в специфический предмет своей собственной активности. Причем воспроизводственную деятельность следует рассматривать как непосредственно направленную на преодоление противоречия между социальными отношениями и духовностью.
В XX−XXI веках духовная жизнь приобретает сложную, динамичную внутреннюю структуру. Она рассматривается как один из важнейших родов человеческой деятельности; состоит из объекта, субъекта, целей, функций, содержания, средств, организации, управления. В духовной деятельности эти структурные компоненты, конечно, отличаются существенным своеобразием, главное из которых – их духовно-практический характер. Каждый из этих компонентов находится во взаимосвязи:
— субъект стремится преобразовать объект в соответствии со своими потребностями;
— объект, в свою очередь, определяет содержание целей, выбор средств, организацию, последовательность действий. Средства предъявляют к субъекту необходимые квалификационные требования.
Организация духовной жизни зависит как от компетентности субъекта, так и от особенностей объекта. Взаимодействие компонентов внутренней структуры духовной жизни непосредственно влияет на ее организацию, содержание и результаты. Одна из основных задач социологических исследований — выявление, оценка и объяснение результатов изучаемых сторон духовной жизни. Объяснить результаты не удастся, если не выявить механизмы взаимного влияния ее компонентов.
Внешняя среда духовной жизни и ее внутренняя организация также взаимосвязаны. Значит, исследования духовной жизни должны предусматривать и эти взаимосвязи. Таким образом, в социологии духовной жизни необходим системный подход, предусматривающий как изучение самого феномена, так и внешние условия, внутренние факторы, определяющие ее суть, организацию, жизнедеятельность.
Системный анализ духовной жизни предполагает включение как минимум двух определяющих сторон:
— внешней — объективные условия;
— внутренней — факторы внутренней организации духовной жизни.
Внешняя сторона духовной жизни — это природа, экономика, политика, право, история, международные условия. Внутренняя — это организация духовной жизни, ее структура, кадры, идеи, теории, концепции, образы, верования, управленческие аспекты.
Духовную жизнь общества нельзя представить вне ее связей с природой и экономикой, поэтому ее нужно изучать во взаимодействии со всеми без исключения сферами общественной жизни. В социологическом исследовании духовной жизни предусматриваются несколько обязательных исследовательских блоков: «духовная жизнь — экономика», «духовная жизнь — политика», «духовная жизнь — право», «духовная жизнь — религия», «духовная жизнь — экология» и т.д. Эти блоки изучаются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. При такой организации социологических исследований духовной жизни она предстанет в максимально возможной полноте, сложности, многосторонности, многоступенчатости, противоречивости, взаимообусловленности всех ее сторон, как живое социально-духовное и духовно-практическое образование. Такой системный подход — объективное требование самого объекта социологии духовной жизни, где в каждом виде деятельности имеется свой духовный «срез».