Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовная жизнь как предмет изучения в философских школах




ГЛАВА 4

Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни в зарубежных исследованиях

1. Духовная жизнь как предмет изучения в философских школах

2. Теоретико-методологические основы изучения духовной жизни в зарубежной социологии

3. Основные проблемы социологии духовной жизни в современных зарубежных исследованиях

Духовная жизнь как предмет изучения в философских школах

Под духовной жизнью общества в философских трудах обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения духовной жизни сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они — надындивидуальные, всеобщи, объективны, то есть от человека вроде бы и независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина, Добро, Красота и другие, и составляет суть «проблемы духа», всегда находившейся под пристальным вниманием ученых.

Традиция научного философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его учении бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел самостоятельное существование. В эпоху античности к проблемам духовной жизни обращались философы, рассматривающие мудрость как основной компонент достойной жизни общества. Решение социальных проблем виделось ими через призму таких духовных ценностей, как знание и благо, свобода и независимость, справедливость в отношениях людей.

В средневековье «линия Платона» получила неожиданное продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Некоторое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, так как сам Бог являлся в конечном счете духовным началом. Средневековые апологеты и схоласты, работая над логической стороной духа, проблему идеального так и не решили: им с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не доходить до причин ее проявления [16, 17, 52].

Концепция духа, по мнению К.Манхейма, появилась в результате длительной эволюции на протяжении различных, сменяющих друг друга периодов социальной истории. Изначально понятие «дух» не совпадало с современным предметным и социализированным набором значений – оно означало что-то трансцендентное и экстатическое. В начальной форме «дух» (нем. Geist) означал «дыхание», то есть «средоточие жизни». Отрицание мира повседневности превращает царство духа в средоточие реальности; духовные явления становятся реальными, а не просто атрибутами дыхания. М. Лютер пользуется обоими терминами – дыхание и дух, но использует последний для обозначения духовности (божественное, трансцендентное).

Конец Средневековья и начало новой исторической эпохи ознаменовались и сменой научных предпочтений. Произошла переоценка концепции духа, в свете которой она стала иметь прямое отношение к разуму. Эта тенденция стала господствующей под влиянием идей Просвещения, заменившего понятие «дух» термином «разум» (нем. — mens). Место безусловного авторитета божественного разума занял не менее категоричный авторитет разума человеческого. «Разум правит миром», — провозгласили революционеры духа XVIII в., имея в виду возможность разумного устройства прежде всего общественных порядков.

Реальные успехи человеческого разума оказались настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что каких-либо преград на его пути просто не замечали. Вопрос о том, каким образом человеческий разум вдруг стал таким «всесильным», не рассматривался. В светских научных трудах появляется новое понимание духовной жизни как включающей в себя человеческий разум, науку, их прогресс, а также эмоции по поводу эстетического восприятия мира. Два взгляда на то, что является основополагающим — общество или индивид, взаимно дополняли, обогащали друг друга. Присутствуют и противоречия, поскольку интересы личности и общества, разума и эмоций не всегда совпадают, а единство не сразу понимается людьми, если разум касается не только настоящего, но и будущего, а чувства ограничиваются интересами сегодняшнего дня. И в том и в другом случае возможны следующие затруднения:

— разум не всегда оценивает наблюдающиеся социальные тенденции, ошибается в прогнозах на будущее;

— эмоции не позволяют терпеливо разобраться с реалиями сегодняшнего дня.

Уже в это время были заложены основы понимания духовности личности и общества как некоего единства. Оно не только означает соединение достоинств того и другого, но и порождает третье состояние – духовно-альтруистическое начало, стремление думать и действовать не столько о своем личном благе, сколько о благе других. Это понимание находилось еще в состоянии зарождения, но способствовало в целом формированию духовной жизни как сочетания целого ряда компонентов, их единства и развития. На этой волне появилась критика рационалистической и объективистской интерпретации понятия «дух». Была сделана попытка связать его с традициями прошлого, не ограничивавшими концепцию духа одной лишь мыслительной способностью. И. Гете в этой связи сказал: «без духа нет будущего, как нет и прошлого». Сторонники романтического подхода (И. Гердер) возродили старые бессознательные элементы духа, в результате чего он предстает как движущее начало истории и как высший тип разума, которому свойственны созерцание и деяние.

Этот термин у Г. Гегеля еще отражал оба эти значения:

— социально обусловленное и объективное наследие, выражаемое словом «культура»;

— захватывающий и экстатический опыт, корни которого уходят в ранние периоды развития религии.

Употребление в немецкой философии понятия «дух», который предпочитается понятию «культура», выдает амбивалентную интерпретацию культуры как накопленное достояние и как состояние духовной обнаженности души. Это выводит на концепцию культуры, подразумевающую ее рациональную интерпретацию как воплощенного в материально-вещных формах наследия, но в то же время сохраняющую прежнее представление о коллективных и динамичных актах [11].

Во второй половине ХХ века появляются узкие определения духовной жизни, основанные на приоритете духовности как онтологического понятия, духовности, основанной на внутренней свободе личности и проявляющейся в высоких нравственных, эстетических, интеллектуальных ориентациях. Таким образом, происходит сужение диапазона изучения духовной жизни и привносится некая шаткость оснований отнесения тех или иных феноменов к духовной сфере. Происходит отождествление понятия «духовная культура» и «духовность», хотя под духовной культурой понимается поток продуктов духовного опыта, сумма всех достижений, совокупность сложных этических, религиозных, эстетических и других знаковых норм. Й. Хейзинга [65] определяет духовные ценности как охватывающие области духовного, интеллектуального, морального и эстетического. Таким образом, общая оценка культуры как высокой или низкой определяется не интеллектуальным и не эстетическим мерилом, а этическим. Культура может называться высокой, если даже не создала техники, но ее так не назовут, если ей не хватает милосердия. Духовная культура – это более широкое понятие, чем культура, соответствующая духовности. Духовность – это, в первую очередь, квинтэссенция нравственных и созидательных ориентаций личности, группы, общества. Духовный мир же может представлять собой борьбу противоречий, взаимоисключающих начал. Духовность принадлежит высшим пластам культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2279 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.