Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение понятий «дух», «душа», «духовность» в трудах отечественных ученых ХIХ—ХХ вв.




Этимология слова «дух» берет свое начало в мифологии или религии, где обозначает бесплотное, сакральное существо, которое принимает участие в жизни природы и человека. В дальнейшем под «духом» в жизни и литературе стали подразумевать нередко и нечто иное, чем Божественный Дух: особое внутреннее состояние, моральную силу человека, всего народа (собраться с духом, проникнуться духом согласия и др.). Может употребляться и в негативном значении: «дух нигилизма», «дух национализма». Во всех этих и подобных случаях в употреблении слова «дух» нет связи с Богом и религией. В СССР после 1917 года понятия «дух», «душа» почти не употреблялись, так как связывались с сакральным началом, с наделением человека душой Богом. Затем в светском, научно-материалистическом понимании они выступали как синоним терминов «психика» и с 30-х годов снова вошли в научную практику [53].

К проблемам духа и духовности, личности и общества, менталитета и мировоззрения, культуры и поведения обращались многие русские мыслители ХIХ века – Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Гумилев, И. Ильин, П. Новгородцев, В. Соловьев, П. Флоренский, С. Франк и многие другие. Одни из них рассматривали «дух» как собирательное понятие по отношению к «душе» каждого человека, другие рассуждали о субъективном (индивидуальном) и объективном (абсолютном, мировом) «духе». Первый отождествляется с «душой» человека, второй — с духом вообще. Остановимся на некоторых вопросах, затронутых в трудах этих ученых.

Философ С. Франк утверждал, что не существует однозначной, точно установленной границы между «душой» и «духом», а переход от одного к другому непрерывен. Он сравнивал «дух» с почвой, в которой укоренена «душа»; самый глубокий конец корня как бы внедряется в почву, переходящую в корень [63].

В трактовке Н. Бердяева между «духом» и «душой» существует принципиальное различие. Он подчеркивает, что «душа» принадлежит природе, так же как и тело, но находится в другом качестве. «Дух» впитывает в себя и тело и материю, как и душу, но реален по-другому и принадлежит другому плану. В определении «духовной жизни» автор ссылается на труды Платона, ап. Павла, Гегеля и указывает, что в нее входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человечества, входит общение в любви [2].

Мыслитель И.Ильин анализирует понятие «дух» с точки зрения противопоставления силы инстинкта и силы духа. Инстинкт он сравнивает с волком, хищным, коварным и жестоким, но человек, ведомый им, хитрее и изворотливее волка. Во всем он видит выгоду и не останавливается ни перед чем, а истинные ценности добра и справедливости попирает. Бездуховному инстинкту противостоит «дух» человека, как начало сердца, разумной воли, ответственного предстояния и совести. «Дух» в понимании Ильина — живая сила, энергия, которая выбирает, решает и действует. Это личная энергия человека, причем разумная энергия в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания. Тайна свободы или свобода воли состоит в способности «духа» сосредотачиваться, укреплять себя и превозмогать внутренние препятствия. «Духовная жизнь» выступает как многогранное понятие, не совпадающее только с сознанием и мыслью. Она гораздо глубже всего этого, могущественнее, богаче и священнее и состоит в уверенности, что в пределах души человека есть худшее и лучшее. Последнее следует признать, к нему надо прислушиваться, испытывать его [25].

Интересными представляются мысли Ильина о личной духовности граждан России, основанной на инстинкте национального самосохранения, так как административный аппарат оказывался не в состоянии справиться с массой населения на огромной территории. Что же оставалось русскому человеку? Личная духовность в России строила семью, воспитывала детей в духе соборности, она, по мнению автора, повлияла на становление русского искусства и русской науки.

Обратимся к представлениям о духовности отечественных ученых, не связывающих себя с религией. В их работах подчеркивается специфика духа и духовности, целостность которых связана с отличием от животных форм отражения, ценностным осмыслением и направленностью на благо человека. Отсюда идет употребление таких словосочетаний, как «духовная культура», «духовные запросы», «духовное производство» и т.д.

В «Словаре русского языка» понятие «духовность» раскрывается следующим образом: «Духовная интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности» [53]. Там же представлена статья «Дух», где дается более обширное толкование этого понятия:

1) психологические способности, сознание, мышление.

2) внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива.

3) основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо.

4) мифологическое, религиозное представление как бесплотное

сверхъестественное существо.

5) разговорное значение – дыхание.

6) в просторечии – воздух.

7) там же – запах, аромат.

8) в значении наречия (очень быстро).

В философских словарях понятие «дух» определяется как нематериальное начало, совпадающее с понятием «идеальное»; под «духовным производством» понимается формирование, разработка и распространение идей, ценностей в формах научного, философского, религиозного, политического, правого, нравственного и художественного сознания.

В 90-е годы ХХ века вокруг понятий «дух», «душа», «духовность» разворачивается дискуссия на страницах научных журналов и монографий, в которой приняли участие ведущие отечественные ученые. Приведем некоторые высказанные точки зрения.

Взгляд Л. Буевой отражает широкое понимание духовности как сферы, более богатой, чем рациональность, и основанной не на приобретении знаний, а на их смысле и цели. Духовность служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень духовного освоения мира человеком. В ней существует две основные линии: светская и религиозная, взаимосвязанные между собой, обогащающие друг друга. Стремление усилить религиозную линию не приводит к полному искоренению в обществе явлений бездуховности. Вероятно, такие черты религии, как соборность, призыв к нравственному совершенствованию человека, могут сыграть свою положительную роль в становлении духовности, но только в сочетании с другими компонентами [4].

Эту мысль подтверждает В. Гараджа, говоря, что ни одна человеческая система мышления, включая религиозную и основывающуюся на светски-гуманитарных принципах, не может претендовать на полное воплощение истины. Попытка добиться обладания абсолютной истиной зачастую приводит общество в тупик безверия и цинизма [10].

В своих работах В. Кутырев приводит разные толкования интересующих нас понятий, а также останавливается на христианском учении о том, что человек состоит из трех частей: плоти, души и духа. Верующий должен укрощать первую, смирять вторую и укреплять третью. Кроме того, духу свойственны некие высшие состояния: самосознание, совесть, воля, что ведет к появлению новой категории интеллекта. Это понятие претендует на роль сознания информационной эпохи, преломляющей через себя традиционные формы рациональности и духа в целом [40].

Духовность в понимании В. Барулина характеризуется как основное качество человека, принципиально отличающее его от мира животных. Среди особенностей духовности выделяются:

— духовность человека как субъективный мир, идеальность;

— как форма самоиндефикации;

— как условие выбора человеком роли субъекта отношения;

— как форма интериоризации (внутреннего освоения);

— как свобода и менталитет человека.

В понятие духовности автор включает все содержание интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой деятельности человека, весь сложный комплекс его психики, науки и искусства, религиозных переживаний. Можно сказать, что это широкое понимание духовности в целом отражает все черты узкого понимания духовности, совпадает с сущностью духовности [1].

Для научного понимания духовности в узком и широком плане фундаментальное основание представляет естествознание, особенно в области зоопсихологии, этнологии и социобиологии (В. Вундт, П. Кропоткин, Э. Уилсон и др.). Важную роль в процессе исследования духовности играют труды психологов, особенно в области теории высшей нервной деятельности. Вплотную подходя к проблеме духовности, П. Симонов в соавторстве с искусствоведом и историком исследует ее происхождение и сущность и приходят к выводу, что она сложилась естественным путем. По их мнению, понятия «душа», «духовность» человека обозначают индивидуальную выраженность в структуре личности двух потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности (для других). Под духовностью подразумевается первая, под душевностью — вторая [54].

Анализ понятий «дух», «душа», «духовность», приведенный в этом разделе, содержит взаимодополняющие характеристики, часть из которых будет более подробно освещена на страницах пособия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1111 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2341 - | 2066 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.