Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тановление отечественной школы изучени€ социологии духовной жизни.




√Ћј¬ј 3

“еоретические источники развити€ социологического подхода к анализу духовной жизни в отечественных исследовани€х

1. —тановление отечественной школы изучени€ социологии духовной жизни

2. ќсновные тенденции исследовани€ процессов духовной жизни во второй половине ’’ Ч начале ’’I века

3. —оотношение пон€тий Ђдухї, Ђдушаї, Ђдуховностьї в трудах отечественных ученых ’I’Ч’’ веков

—тановление отечественной школы изучени€ социологии духовной жизни.

 ак указывают в своей работе Ђ—оциологи€ в –оссииї ¬. ядов и Ћ.  оган начало исследований в области социологии духовной жизни в –оссии было положено в середине и второй половине XIX века [54]. ќсобенностью этих процессов стало повышенное внимание к культуре и социальной роли религии. —оответствующие исследовани€ развернулись в рамках философии культуры в работах слав€нофилов ј. ’ом€кова, ё. —амарина и других, были затем продолжены Ќ. ƒанилевским и целой пле€дой религиозных философов и социологов Ђсеребр€ного векаї. ѕри значительном различии социальных позиций школ и направлений станов€щейс€ российской социологии дл€ всех них в центре находилось изучение творческого вли€ни€ культуры на духовную жизнь общества. –азные общественные группировки сходились на мысли, что просвещение народа, подъем его культуры вызовут изменение всех социальных отношений и институтов страны. ÷ель всех народов, по мнению  .  авелина, была одна: безусловное признание достоинства человека и всестороннее его развитие. Ћичность €вл€етс€ необходимым условием духовного развити€ народа, а искусство идет впереди общего движени€ народа, указыва€ ему цель. Ќе случайно отечественные исследователи культуры и духовной жизни всегда ставили в центр внимани€ публику, народ, причем публика существовала дл€ них в трех аспектах: потребитель культуры, цель воздействи€ культуры, судь€ и ценитель ее творений.

ѕосле революции 1917 года в течение 20-х гг. по€вл€етс€ множество школ и направлений в теоретической социологии, но лишь немногие из них специально обращались к проблематике духовной жизни общества. ѕрежде всего, это представители господствовавшего тогда ортодоксального марксизма Ч Ћ. “роцкий, Ќ. Ѕухарин, ћ. ѕокровский и их многочисленные последователи. ѕозици€ этих авторов господствовала в обществознании: в 1921 г. выходит книга Ђ»сторический материализмї Ќ. Ѕухарина, в 1924 г. Ц Ђ»сторический материализмї ћ.ѕокровского, в 1927 г. Ц Ђ урс теории исторического материализмаї ». –азумовского. ѕозже, в 30-е годы, все они были отлучены от марксизма и объ€влены его Ђврагамиї.

—оциологи€ духовной жизни в этот период сводилась к проблеме Ђсоотношени€ базиса и надстройкиї, понимаемой часто крайне односторонне. ЂЌадстрочные €влени€ї, куда включались все феномены духовной жизни, механически определ€лись состо€нием экономики. ѕри этом отрицалась вс€ка€ (даже относительна€) самосто€тельность сознани€, а тем более его роль в общественной жизни. ћонополи€ на обладание методом Ђисторического материализмаї в сфере культуры и духовной жизни была организационно присвоена –јѕѕом (–оссийска€ ассоциаци€ пролетарских поэтов) и другими центрами Ђпролетарского искусстваї. ќт Ђортодоксальныхї марксистов требовалось не только признание зависимости перемен в духовной жизни общества непосредственно от изменений в экономике. “ребовалс€ безупречно Ђклассовыйї подход к любым €влени€м культуры и отрицание с этих позиций всей предшествующей культуры как классово Ђчуждой интересам пролетариатаї.

—оциологизм как методологический принцип постепенно проник и в Ђпсихологические направлени€ї исследований духовной жизни. ќни охватывали широкий спектр €влений культуры Ч педагогику, психологию, право, мораль, искусство и были тесно св€заны с эмпирическими исследовани€ми. Ёти направлени€ способствовали также ознакомлению российских социологов с новыми течени€ми в западной социологии. ¬ книге по истории психоанализа в –оссии ј. Ёткинд убедительно показал серьезный вклад психоанализа в развитие разных сторон российской культуры. ќднако это направление социологии было истолковано в своих, нужных дл€ власти цел€х. “ак, ј. Ћуначарский наде€лс€, что психологический аспект исследований духовной жизни Ђосветит перед нами самый важный... процесс производства нового человека параллельно с производством нового оборудовани€, которое идет по хоз€йственной линииї. ¬ таком русле развивались и взгл€ды известного психолога ѕ. Ѕлонского, который говорил о Ђновой наукеї Ч Ђчеловеководствеї, родственной зоопсихологии.

ѕосле 1922 года исследовани€ в области социологии духовной жизни были приостановлены и возобновлены с 60-х годов ’’ века. Ќа общем фоне выделилась свердловска€ (екатеринбургска€) школа исследователей в области социологии культуры. ѕроисходил постепенный переход от изучени€ отдельных видов культуры (кино Ц 1968 г.; телевидение Ц 1973 г.), к попыткам комплексного анализа взаимодействи€ каналов приобщени€ к культуре разных слоев населени€, прежде всего рабочих. ¬ результате этих поисков под редакцией Ћ.  огана были изданы книга Ђƒуховный мир советского рабочегої и методологическа€ работа Ђ ультурна€ де€тельностьї. “акое комплексное изучение духовной жизни групп характерно и дл€ других уральских социологов.

¬есомый вклад в изучение духовной жизни внесли социологи р€да союзных республик. ¬ јрмении группой Ё. ћаркар€на на материале народной арм€нской культуры была прослежена св€зь этносоциологии и социологии культуры. ћировое признание получили исследовани€ по культурологии ё. Ћотмана (“арту), имевшие несомненное значение как дл€ социологии культуры, так и дл€ социологии духовной жизни. јкадеми€ наук Ёстонии вела систематическое изучение духовной культуры населени€ ( .  акх, Ё. –анник).

  концу 60-х Ч началу 70-х годов на смену этому подходу приходит Ђ личностныйї: в центре внимани€ исследовател€ оказываетс€ реальна€ личность, ее духовные потребности и интересы, ее де€тельность в сфере производства, распространени€ и применени€ культуры. явл€€сь главным и решающим, этот подход совмещаетс€ с институциональным. ¬ этих исследовани€х было доказано, что в культурном развитии уникальную и универсальную роль выполн€ют Ђмедиаторы духовного ростаї [21].  аждый индивид вводитс€ в Ђдуховную мастерскуюї человечества посредством «нака, —лова, —имвола, ћифа (ј.‘. Ћосев). “аким образом, посредническа€ функци€ культуры осуществл€етс€ в процессе интериоризации духовного опыта человечества в духовный мир каждой человеческой личности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1563 - | 1358 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.