Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовная жизнь индустриального общества




Отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы, стал XVIII век, когда возникли первые крупные промышленные предприятия. Изменения, произошедшие в обществе, описал А. Тоффлер [58]. Наиболее крупные из них связаны с требованием высокого уровня образованности, востребованности квалифицированного труда большинства рабочих. Переворот в промышленности привел к появлению массовой школы современного типа. Родители, занятые на производстве, уже не могли обеспечить детям круглосуточную опеку, поэтому часть этих функций взяла на себя система образования. Уподобляемая промышленному конвееру, она в массовом порядке стремилась охватить большую массу обучаемых стандартным набором умений и навыков. Это в корне отличает систему образования индустриального общества от предшествующих типов.

Основоположник теории индустриального общества О. Конт отмечал в нем основные тенденции:

— образование профессионально-квалификационных групп;

— расширение разнообразия экономических форм жизни;

— рост материального благосостояния населения.

Все это не могло не повлиять на изменение духовной жизни, ее основных компонентов и структуры. Чрезмерная специализация, рост городского населения, по мысли Конта, привели к росту преступности, но самое главное — к разрушению фундамента общества – солидарности (согласия) людей. Конкуренция развивает в индивидах жажду наживы, которая становится основой корпоративной этики в защите узкогрупповых интересов.

Э. Дюркгейм связывал появление понятия «частная жизнь» с развитием индустриального общества, когда на смену коллективному сознанию приходит суверенитет отдельной личности, ее ценности, устремления, идеалы. Клан сменяет семья, а затем трудовая организация, индивиды объединяются не по принципу родства, а по профессиональной принадлежности. Рост городов ускоряет горизонтальную социальную мобильность, что ведет к высокой плотности населения в центрах экономики, политики, социальной жизни [38].

В 60-е годы ХХ века создатель теории «единого индустриального общества» французский экономист и социолог Раймон Арон («18 лекций об индустриальном обществе», 1962) утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества в различных модификациях — западной (демократической) и советской(тоталитарной).

В возникших позже теориях конвергенции (сближения, схождения) П. Друкера, Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые, в конечном счете, становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

Среди пяти универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу, выделяется основная, первая по значимости: предприятие полностью отделено от семьи, что указывает на смену ценностных ориентаций в духовной жизни. Такой тип общества требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации. Демократические же идеалы ориентируют личность на равенство, свободу, самоопределение. Между этими составляющими неизбежно возникает конфликт, что обрекает общество на нестабильность.

В это же время американский социолог Уолт Уитмен Ростоу («Теория индустриального общества, 1960) выдвигает теорию «стадий экономического роста», в которой выделяет в качестве основного компонента духовной жизни достижения науки и их внедрение в технический прогресс, что требует от государства многократного увеличения вложений в эти отрасли. Эта теория была развита Д. Беллом, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и другими учеными. В книге последнего «Новое индустриальное общество» появляется новая идея «смягчения» последствий научно-технической революции за счет интенсификации процесса социализации. Приведем отличительные особенности общества такого типа, которые отражают смену ориентиров в духовной сфере:

1) утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах — от экономической до культурной и духовной;

2) интенсивная урбанизация (доля занятых в сельском хозяйстве до 3—5% от всего населения);

3) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;

4) образовательная революция, переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;

5) рост уровня потребления, формирование «общества потребления»;

6) изменение демографического типа развития (низкая рождаемость, старение населения).

Два глобальных процесса, приведших к образованию такого типа общества — урбанизация и индустриализация — повлекли за собой изменение многих компонентов духовной жизни. В частности, традиционные, ориентированные на религиозные образцы ценности сменились на светские, ориентированные на будущее [38].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2985 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.