Отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы, стал XVIII век, когда возникли первые крупные промышленные предприятия. Изменения, произошедшие в обществе, описал А. Тоффлер [58]. Наиболее крупные из них связаны с требованием высокого уровня образованности, востребованности квалифицированного труда большинства рабочих. Переворот в промышленности привел к появлению массовой школы современного типа. Родители, занятые на производстве, уже не могли обеспечить детям круглосуточную опеку, поэтому часть этих функций взяла на себя система образования. Уподобляемая промышленному конвееру, она в массовом порядке стремилась охватить большую массу обучаемых стандартным набором умений и навыков. Это в корне отличает систему образования индустриального общества от предшествующих типов.
Основоположник теории индустриального общества О. Конт отмечал в нем основные тенденции:
— образование профессионально-квалификационных групп;
— расширение разнообразия экономических форм жизни;
— рост материального благосостояния населения.
Все это не могло не повлиять на изменение духовной жизни, ее основных компонентов и структуры. Чрезмерная специализация, рост городского населения, по мысли Конта, привели к росту преступности, но самое главное — к разрушению фундамента общества – солидарности (согласия) людей. Конкуренция развивает в индивидах жажду наживы, которая становится основой корпоративной этики в защите узкогрупповых интересов.
Э. Дюркгейм связывал появление понятия «частная жизнь» с развитием индустриального общества, когда на смену коллективному сознанию приходит суверенитет отдельной личности, ее ценности, устремления, идеалы. Клан сменяет семья, а затем трудовая организация, индивиды объединяются не по принципу родства, а по профессиональной принадлежности. Рост городов ускоряет горизонтальную социальную мобильность, что ведет к высокой плотности населения в центрах экономики, политики, социальной жизни [38].
В 60-е годы ХХ века создатель теории «единого индустриального общества» французский экономист и социолог Раймон Арон («18 лекций об индустриальном обществе», 1962) утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества в различных модификациях — западной (демократической) и советской(тоталитарной).
В возникших позже теориях конвергенции (сближения, схождения) П. Друкера, Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые, в конечном счете, становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.
Среди пяти универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу, выделяется основная, первая по значимости: предприятие полностью отделено от семьи, что указывает на смену ценностных ориентаций в духовной жизни. Такой тип общества требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации. Демократические же идеалы ориентируют личность на равенство, свободу, самоопределение. Между этими составляющими неизбежно возникает конфликт, что обрекает общество на нестабильность.
В это же время американский социолог Уолт Уитмен Ростоу («Теория индустриального общества, 1960) выдвигает теорию «стадий экономического роста», в которой выделяет в качестве основного компонента духовной жизни достижения науки и их внедрение в технический прогресс, что требует от государства многократного увеличения вложений в эти отрасли. Эта теория была развита Д. Беллом, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и другими учеными. В книге последнего «Новое индустриальное общество» появляется новая идея «смягчения» последствий научно-технической революции за счет интенсификации процесса социализации. Приведем отличительные особенности общества такого типа, которые отражают смену ориентиров в духовной сфере:
1) утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах — от экономической до культурной и духовной;
2) интенсивная урбанизация (доля занятых в сельском хозяйстве до 3—5% от всего населения);
3) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;
4) образовательная революция, переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;
5) рост уровня потребления, формирование «общества потребления»;
6) изменение демографического типа развития (низкая рождаемость, старение населения).
Два глобальных процесса, приведших к образованию такого типа общества — урбанизация и индустриализация — повлекли за собой изменение многих компонентов духовной жизни. В частности, традиционные, ориентированные на религиозные образцы ценности сменились на светские, ориентированные на будущее [38].