Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доиндустриальное общество и особенности духовной жизни.




Доиндустриальному (традиционному) обществу соответствуют две формации — рабовладение и феодализм. А. Кравченко указывает, что содержанием их выступает доминирование, преобладание и даже господство обычаев и традиций во всех сферах жизнедеятельности [37,38]. В таком обществе одно поколение сменяет другое, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая дальше. В духовной жизни приоритет отдается таким компонентам, как традиции, образцы и нормы, в которых находит свое отражение опыт предков, канонизированный стиль мышления.

Традиционное общество отличается от современного целым рядом особенностей, непосредственно влияющих на формирование духовной жизни (по В. Федотовой):

— зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

— цикличность развития;

— коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;

— преобладание локального над универсальным и т.д.

К факторам организующим духовную сферу такого общества относятся:

— этно-языковая принадлежность (разделяет поляков и литовцев, турок и арабов);

— конфессиональная принадлежность (разделяет сербов и хорватов, турок и азербайджанцев);

—культурно-историческая традиция (разделяет чехов и словаков);

— наличие плотного, относительно однородного территориального ядра, служащего центром будущей консолидации. Свою роль в этом процессе играет и географическая изолированность (Ливан, Исландия). Многие государства третьего мира до сих пор сохраняют эти черты доиндустриального общества. В качестве особенности такого уклада социологи указывают отсутствие времени на досуг, так как индивид полностью поглощен работой, способом добывания средств существования [62].

Именно в это время, наряду с зарождением государства, городов, письменности и других признаков цивилизации, зарождается религия, но не как стихийное поклонение силам природы, а как мощный социальный институт. Он основывается на систематических ритуалах и церемониях; развернутом учении; влиянии новой профессиональной группы жрецов.

В качестве отличительной черты традиционного общества американский социолог Т. Веблен выделяет возникновение прибавочного продукта, который создается одним человеком, а присваивается другим, который он назвал праздным классом [37]. Его характерная черта – демонстративное поведение, приобретение предметов роскоши, не нужных для жизни. В связи с этим усложняется духовная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессиональное искусство. В традиционном обществе появилось множество городов и пригородных зон, но большинство населения проживало в деревнях и ориентировалось на традиционный образ жизни и религиозные ценности. Коллективная собственность сменилась личной, а это в корне поменяло социальную организацию семьи: возникла сложная патриархальная семья с особым укладом и ценностями. Земля выступала главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных ценностей.

С конца XIX века разрабатывается социологическое понимание феодализма как сочетания равноправных факторов (П. Виноградов, М. Ковалевский, Н. Кареев) — политического, экономического, социального — без выделения ведущего. В отношении последнего, непосредственно оказывающего влияние на духовную жизнь, применялся термин «вотчинная система», сама вотчина понималась как единственный носитель и катализатор технического и социального прогресса.

Разобщенность общественной и экономической жизни восполняется универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенствозанимает высшую ступень социальной иерархии, контролирует все отрасли духовного производства. Поэтому религия, философия, право, мораль, образование, искусство в большей или меньшей степени пронизаны теологическим мировоззрением. Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям социальной действительности, развила теорию, в которой вера (fides) равносильна верности (fidelitas), а истинно свободным является тот, кто верен Богу и сеньору.

Важный поворот в развитии духовной жизни Европы наступил в эпоху арабских завоеваний (VIII в.), когда было разрушено единство средиземноморской культуры, создан новый хозяйственный мир, противоположный римско-христианскому. Так постепенно на смену духовному оплоту феодализма – католицизму приходит протестанская этика, являвшаяся движущей мировоззренческой силой зарождающегося капитализма. Индивид, соединенный «вертикалью» с господином, одновременно «по горизонтали» был связан с членами корпорации. Как у полноправного ее члена, у него вырабатывалось сознание равенства и взаимного уважения прав, то есть первое осознание себя как личности.

Среди духовных идеалов этого типа общества выделим самообеспечение, создание условий для достойного существования индивида, трудовую активность в этих пределах, которая оправдывалась и возводилась в этическую ценность. В труде видели преодоление греховности, а «сверхприбыль» осуждалась как излишняя и ненужная. Это связано с тенденцией к специфической символической интерпретации всех явлений и предметов, в соответствии с которой богатство ценилось благодаря своей знаковой функции (как маркер щедрости и доблести феодала). Предельно символизированная социальная практика подчиняла индивида нормам и требованиям группы, оставляла мало возможности для индивидуальных решений [38].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1169 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2438 - | 2357 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.