Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы духовного развития личности




Обращаясь к личному духу человека, надо признать, что его главное призвание и отличительная способность состоит в самосовершенствовании и самоуправлении. Воспитывать человека — значит приучать его к самостоятельности и самообладанию во всех областях жизни. Человек созрел в условиях, когда:

— научился самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить;

— приобрел способность ставить себе жизненные цели и удачно осуществлять их верными средствами;

— выработал в себе характер, то есть систему необходимых духовных актов: акт совести, акт миросозерцании, акт волевого самоуправления, акт правосознания, акт дисциплины.

Кроме того, человеческий дух по самому существу своему есть самостоятельный творческий центр любви и созерцания, совестная воля; субъект права; созерцающий художник. В этом состоит самая природа духовности, в этом призвание и достоинство человека. Человек есть личность и призван утверждать и развивать в себе личное начало, то есть стать в порядке мироздания духовноизлучающим центром, то есть свободным существом.

В теории В. Дильтея разграничены сферы природы и общества, как чуждые друг другу сферы бытия [34]. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало. Он развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Поэтому Дильтей выдвигает особые процедуры для изучения личности:

— интроспекция – самонаблюдение, изучение потока собственного сознания:

— понимание другого человека путем переживания его состояния;

— интерпретация духовных символов и объектов.

Единство трех методов познания заключается в том, что все они нацелены на постижение духовного мира, так как отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образования, которые открывают свою сущность только внутреннему наблюдению. Дильтей именует духовное сопереживание и постижение «пониманием», поскольку человек – существо духовное. Во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изучения.

Общество формирует каждую личность путем актуализации одного "Я", потенциально заложенного в индивиде. Получается взаимосвязанный организм, где личность как сжатый мир социума отражает его расширенный мир. Целостно развитая личность формируется на основе имеющихся социальных условий, созданных технологическим и нравственным прогрессом, которые определяют степень разносторонности развития личности. По своему происхождению личность обусловлена социумом. Таким образом, в социальном механизме формирования целостной личности можно выделить два взаимосвязанных процесса:

— процесс образования обществом комплекса личностных отношений;

— процесс создания личностью отношений этого общества.

Под личностными отношениями принято понимать комплекс экономических, социально-политических, духовных и прочих отношений, которые личность усваивает в процессе жизнедеятельности во всех сферах общества и культуры.

Как считает Ю. Волков, социальный механизм, являясь сложным образованием, требует при анализе учета субъективного фактора. Он представляет собой целую систему явлений: освоение, осознание ансамбля отношений, образованного обществом во внутренней структуре личности. В связи с выбранным решением, личность осуществляет обратное воздействие на общество, в силу чего происходит создание отношений этого общества. Этот процесс может иметь и патологические последствия.

Так, американские психологи Кароль Поспишил и Дэвид Рисмен, описывая современное американское общество указывают на особый тип индивида «ориентированного-на-себя». В условиях конкуренции, власти денег и успеха этот тип ориентации обрекает его на одиночество и эгоизм. В то же время существует и другой тип «ориентированный-на-другого», появляющийся в обществах на пике демографического подъема. Сдвиг в сторону ориентации на растущую массу населения дает существенный результат: у людей отсутствуют национальные или религиозные предрассудки, ориентация на определенную традицию.

В системе социального механизма формирования целостной личности имеют значение следующие факторы:

1) субъективный фактор формирования личности: с одной стороны, это осмысление личностью комплекса собственных отношений с обществом, с другой – воспитание, как создание условий для самореализации личности;

2) комплекс общественных отношений как выражение предметной деятельности и естественный результат этой деятельности;

3) набор потребностей личности, материальных и духовных, формируемый обществом и образующий сущность человека.

Личность создает отношения в обществе посредством придания им определенной формы, организации качественно изменяющейся духовной деятельности индивидов через ее проявление в соответствующем отношении личности. В таком проявлении форма переходит в соответствующую ей изменившуюся духовную предметную деятельность, придавая ей новую организацию.

Таким образом, при раскрытии содержания социального механизма формирования отношений целостно развитой личности и общества учитывается:

– одновременное взаимодействие и взаимопроникновение процессов образования личностных отношений обществом и создания личностью отношений общества;

– формирование новых отношений индивида и общества;

– отношения формирующейся целостной личности представляют собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности [4].

Взаимосвязь совокупности отношений общества и личности создает основу взаимоперехода свойств и потребностей общества и личности. Свойства представляют собой форму проявления отношений, а потребности – форму проявления или способ существования свойств личности и общества. При воздействии личности на общество происходит переход личностных отношений в отношения общества. При воздействии общества на личность отношения общества переходят в личностные отношения, проявляющиеся в свойствах и потребностях индивида.

В научной литературе выделяют следующие основные сферы общества, необходимые для всестороннего развития личности: экономическую, социально-политическую, духовную, семейно-бытовую.

Основной здесь выступает та область, в которой наиболее полно раскрывается индивидуальность личности. В условиях постиндустриального общества это один из видов общественного производства, причем внепроизводственные сферы (в % отношении) доминируют над производством, стимулируя его. В духовной сфере это приводит к разделению функций:

— духовное производство отвечает за процесс создания духовных ценностей и отношений (воспроизводящая функция);

— духовная внепроизводственная сфера регулирует процесс распределения и освоения духовных ценностей (культурно-просветительская функция).

Целостно развитая личность выбирает одну из сфер общественного производства или осваивает внепроизводственные сферы и разворачивает свою деятельность в ней. Cемейно-бытовая сфера играет особую роль в процессе воспитания и социализации человека. Она, являясь одной из отраслей духовного производства, в то же время имеет и самостоятельное значение. Качественное изменение этой сферы посредством использования информационных технологий в быту освободит личность от многих видов непродуктивного труда для полного духовного развития.

Чтобы личность стала всесторонне развитой, она должна участвовать в непроизводственных сферах, куда относится духовная область. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Ядром духовного обогащения является мировоззрение, в которое входит:

— понимание мироздания, социума и человеческого мышления;

— осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни;

— ориентация на определенный идеал;

— интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся в обществе.

В заключение приведем схему интегрального синтеза индивидуальных и социальных аспектов человека.

Личная область: индивидуальный человек Социальная область: коллективный человек
Поиск и сохранение личного смысла через целостное функционирование индивидуальных стилей и ценностей. Поиск и сохранение межличностного смысла через целостное функционирование социальных институтов и норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.