Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть 1 искусство первобытной эпохи

Существует несколько теорий появления жизни на Земле. Из них можно выделить три наиболее известные:

1)  теория креационизма (от английского слова create - создавать) - жизнь создана высшим существом - Богом; данная теория вляется основной и придерживаются ее более 90% людей на земле.

2)  теория панспермии - жизнь принесена на Землю из космоса; так уже в метеоритах находят белковые соединения;

3)  теория эволюции - жизнь на Земле народилась вследствие естественных законов усложнения форм организации материи.

Подробнее...

Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от по­явления homo sapiens и до возник­новения классовых обществ. Перво­бытное искусство охватывает многие тысячелетия: несколько периодов позд­него, или верхнего, палеолита (древ­него каменного века, 35—10 тыс. лет до н.э.), мезолита (среднего камен­ного века, ок. 10—5 тыс. лет до н.э.), неолита (нового каменного века, ок. 5 — 3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3 — 2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1 тыс. лет до н.э.). Периоды палеолита названы по местам археологических на­ходок. Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.

Термин «первобытное искусство» никак не означает упрощенное, не­высокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изум­ление и восхищение. В этот период воз­никли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, де­коративно-прикладное искусство, ар­хитектура. Четко выявились и два ос­новных подхода к изображению: ре­ализм, следование натуре и услов­ность, та или иная трансформация натуры ради достижения определен­ных целей.

О существовании первобытного ис­кусства узнали совсем недавно, во вто­рой половине XIX в., когда стали на­ходить небольшие скульптуры, отдель­ные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведе­ния) первобытного искусства были об­наружены в самых разных местах зем­ного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более или менее пригод­ных для жизни участках была заселена людьми.

Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на круп­ного зверя — бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медве­дя, дикую лошадь, оленя, кабана. В кон­це палеолита человек уже мог изготав­ливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с по­мощью костяных игл.

Совершенствование материальной культуры было последовательным и постепенным. В этом отношении чело­век верхнего палеолита с точки зре­ния современности находился, конеч­но, на примитивной стадии развития, а развитие искусства происходило ина­че — первобытные люди создавали произведения, которые сегодня счи­тают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и в та­кой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?

То, что мы теперь называем перво­бытным искусством, зарождалось как часть единой жизнедеятельности че­ловека, в которой нерасторжимо со­единялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер — искусство, мифология и религия бы­ли неотделимы одно от другого. Ху­дожников в современном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией, конечно, не было. Изображения создавали те же охотни­ки, хотя, вероятно, это делали наи­более способные к художественному творчеству.

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к зверю, отразившем зависимость чело­века от окружающего мира, от сил природы. Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное ме­сто, а в последние периоды приобрел во многих случаях и ведущее положе­ние. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека при­дается не столь важное значение по сравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть цент­ральную роль, а все остальное станет только фоном, на котором разверты­вается его деятельность.

В те далекие времена зародились разные виды искусства, но лишь неко­торые произведения изобразитель­ного творчества смогли сохраниться в течение многих тысячелетий и дой­ти до нас.

Первобытное изобразительное ис­кусство включает: барельефные, кон­турные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравирован­ными и живописными изображения­ми; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декорированные сосуды, ук­рашения и многое другое.

Первоначально появились знаковые изображения, например отпечатки ла­доней и «макароны» — разнообразные переплетенные линии, проведенные

пальцами по сырой глине или остры­ми резцами по камню. Возможно, че­ловек видел в «следах», оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими «сле­дами» символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения жи­вотных. С развитием охоты стали из­ображать фигуры животных и человека. В неолите с появлением земледелия наскальное искусство постепенно со­шло на нет, так как стало развиваться рисуночное письмо. Процветало и ор­наментальное искусство, которое име­ло ритуально-магическое значение и все более использовалось для украше­ния предметов. В эпоху бронзы созда­вались изображения, напоминающие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.

В наскальной живописи можно вы­делить пять основных мотивов: чело­веческие фигуры, животные, орудия труда и оружие, изображения местно­сти, символы и идеограммы — повто­ряющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки и др.). Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались. Необходи­мо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения с вы­раженными индивидуальными черта­ми, практически отсутствуют расте­ния, цветы, плоды и пейзажи. У ран­них охотников существуют рисунки излюбленных пар животных: бизон — лошадь в Европе, слон — жираф в Африке. Иногда на открытых скалах или в священных пещерах происходило наложение изображений разных эпох. В некоторых местах древние рисунки до сих пор почитаются и «подновля­ются».

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Удивительное открытие было сде­лано в 1879 г. на севере Испании в пе­щере Альтамира, вход в которую ра­нее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений жи­вотных.

Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знаменитый из них — Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков, оле­ней, диких лошадей и кабанов покры­вают стены и потолок. В большинстве случаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а час­тично выгравированы. Коричневые и черные цвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние худож­ники искусно использовали естествен­ные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало светоте­невую моделировку формы. Исключи­тельно точно переданы движения жи­вотных, фактура их шерсти. К сожале­нию, многие изображения потемнели от времени.

Наряду с нарисованными и выгра­вированными в скале фигурами зве­рей встречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно на­поминающие человеческие тела.На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатлена мощная фигура бизона. Рисунок, ко­торому около 20 тыс. лет, не только контурный, но и объемный. Он выпол­нен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами крас­ки. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощу­щается готовность зверя ринуться впе­ред, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивной живописью. Такому «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать и со­временный художник-анималист.

Росписи настолько поразили уче­ных, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобыт­ный человек. Однако открытия пещер

с росписями в разных странах стали следовать одно за другим, и все сомне­ния отпали. Обычно изображения на­ходили в сырой и темной глубине пе­щер, куда попасть трудно — надо про­бираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземные реки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста таких пещер, наиболее известная из которых Ласко.

На территории нашей страны осо­бенно знаменита Каповая пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисун­ков животных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохо сохранились.

Росписи и рельефы покрывали де­сятки, сотни метров или даже несколь­ко километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от 10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изобра­жения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; на потолке Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изобра­жения 4—6-метровых быков.

Места, где найдены изображения, были святилищами, в которых совер­шались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных об­щин. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобыт­ный охотник верил, что, рисуя живот­ных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное им вонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные дей­ствия, в которых соединялись элемен­ты танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образом раскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магических опосредо­ванно выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышление человека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки, в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка, удовлетворялись эсте­тические потребности.

Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и понима­нием поведения животных. Знание по­вадок животных для первобытных охот­ников являлось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели бла­гополучие и само существование рода. Поэтому проникновение в жизнь зве­рей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологии че­ловека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых «те­атральных действах», зверь наделялся чертами человека и наоборот.

Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их го­ловы обращены назад, словно их пре­следуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, свя­занных с обрядами, определенное со­стояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопыт­ство, спокойствие, умиротворение. Рисунок исполнялся не одной крас­кой, а несколькими, он приобрел объ­емность, чему способствовали перехо­ды тона.

Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел в вы­ступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображе­ние на этой основе.

Рисуя того или иного зверя на сте­нах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было на­рисовано множество животных: важ­но было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершат

ритуальный обряд. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество за­клинаемых зверей.

Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными. На­пример, в пещере Ласко рядом с би­зоном, пронзенным копьем, нарисо­ван охотник, вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек в отличие от зве­рей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с длинным птичьим клювом, возможно, это маска охотни­ка. Рядом с человеком лежит копье -металка, украшенная фигуркой птицы.

Магические обряды первобытного человека были направлены не только на победу над зверем, но и на размно­жение животных. Вероятно, поэтому нередко рисовали зверей, ожидающих потомство.

Особую группу составляют изобра­жения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со зве­риными — оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, что чудовища — это люди, переодетые зве­рями, или придуманные символы.

Сам человек представлен в палео­литическом искусстве крайне неболь­шим по сравнению с животными ко­личеством изображений. В основном это женские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), получившие название «палеолитические Венеры». Они были обнаружены в различных местах — от Средиземного моря до Байкала. Боль­шинство статуэток решены обобщен­но, руки у них едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто увеличены те части тела, которые име­ют отношение к вынашиванию, рож­дению и вскармливанию ребенка. Та­кая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветании первобыт­ной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в осо­бых ямах-кладовых.

Однако изображение женщины в то время не ограничивалось только таки­ми утрированными образами. Среди обнаруженных женских статуэток при­сутствуют и стройные фигурки. У не­которых из них есть глаза, рот, воло­сы и даже одеяние, напоминающее комбинезон с меховым капюшоном на голове. Особую известность приобрела «Венера в меховом комбинезоне», най­денная вблизи старинного русского села Буреть на берегу Ангары.

Большинство палеолитических изоб­ражений были предназначены для ма­гических целей, однако это не озна­чает, что они не являлись истинными произведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способ­ность отбирать и обобщать характер­ные признаки зверя, передавать дви­жение — все это позволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита. Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекое время вла­дело чувство красоты, которое он стре­мился внести в свой быт, в свою по­вседневную жизнь. Орудия труда и во­оружение, различная утварь украша­лись всевозможными изображениями и орнаментом, причем характер изоб­ражения искусно сочетался с формой. Например, копьеметалки обычно за­канчивались фигуркой или головкой животного. В виде животных стали воп­лощать стихии природы, небо и зем­лю. Солнце и небо чаще всего олице­творяли птицы, воду и подземный мир связывали со змеей. Узоры орнамента также были условным выражением представлений человека о мире.

Важное место в жизни первобыт­ных людей занимали обственно ук­рашения: головные обручи, ожерелья, богато орнаментированные браслеты,

различные подвески. Для украшения в основном использовали кости и зубы животных, блестящие морские рако­вины.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

Принципиально изменилось изоб­разительное творчество в мезолитичес­кую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кав­казе, в Средней Азии, Африке. В отли­чие от палеолита теперь часто изобра­жается человек и его действия. Роспи­си представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных дей­ствий, охоты и вооруженных столкно­вений, загона скота, вызывания дож­дя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным си­луэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, «Большой фриз» в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунков животных.

Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иног­да почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику,ритм. Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оленей, стреми­тельно несутся навстречу друг другу сражающиеся воины. Своеобразно сти­лизованы человеческие фигуры в кав­казских петроглифах (изображениях, выбитых или выгравированных на кам­не): люди в лодках обозначены просто черточками.

В таком изменении характера изоб­ражения, в утрате того первозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ласко, проявился все­общий закон развития: нечто важное приобретается, зато нечто и утрачива­ется. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Воз­можно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение как в «двойника» человека или живот­ного и на первый план выдвинулась необходимость обозначения, сообще­ния, рассказа о событии. В этом берет истоки пиктография — рисуночное письмо.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Последний, неолитический этап каменного века характеризуется посте­пенным переходом от охоты и собира­тельства к скотоводству и земледелию. Человек научился обжигать глину, т. е. впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керами­ческих изделий имело такое важное значение и было так широко распро­странено в неолите, что его еще иног- прошлыми эпохами. В северных райо­нах они даже в эпоху неолита обнару­живают многие черты, свойственные произведениям мезолита и палеолита. Например, петроглифы Сибири про­должают именно палеолитическую тра­дицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполне­ны они реалистически, с точной пе­редачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны. Многофи­гурных сцен почти нет.

В Сибири и на Урале найдены про­изведения мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер, — фи­гурки медведя, рукоятки в виде голо­вы лося, различные амулеты. Уникаль­ным памятником является ковш в фор­ме водоплавающей птицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в тор­фянике.

Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежского озера преобладают сложные компози­ции повествовательного характера. Это сцены охоты на лосей, оленей, круп­ную рыбу, изображения лодок с греб­цами, охотников на лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизиро­ваны, но зато они разнообразны, име­ют множество интересных подробно­стей.

Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Ан­глии и Германии, Африке и Австра­лии. Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисун­ков, помимо фигур людей и живот­ных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различ­ных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и дру­гих лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и раз­нообразных культов природных стихий.

Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотням цветных копий, сделанных с рисунков, и фото­съемкам, пользуются росписи горно­го района Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим «музеем» доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь не­которые его участки. Рисунки были вы­полнены многими поколениями охот­ничьих и скотоводческих племен, насе­лявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землей с бо­гатым животным миром.

В изображениях этого периода на­ряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками жи­вотных много необычного: насекомо­образные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах с антеннами; фигура в мас­ке, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; «Рогатая богиня» — огромное изображение жрицы или богини земле­делия. Антенны и шлемы скафандров обычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются до сих пор загадочными. На­пример, огромная фигура «Великого бога» с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.

Между 4-м и 3-м тыс. до н. э. в Тассилин-Аджере обосновываются ското­водческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, боль­шие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобыт­ном искусстве эти росписи выделяют­ся удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В по­следующие периоды, когда в быт лю­дей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схема­тизируются до сухого геометрическо­го знака.

В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковы росписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, со­зданные там во 2-м тыс. до н.э. и во 2-м тыс. н.э. обладают значительным сходством.

В Европе наскальные росписи в но­вом каменном веке практически исче­зают. Здесь широкое развитие получи­ло изготовление и украшение глиня­ной посуды, а также мелкая пластика.

Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов по­крывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямка­ми, углубленными линиями и штри­хами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стили­зованных фигурок животных и чело­века. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: мно­гие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, сва­стика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В создании орна­мента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясно­сти и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство.

Среди мелкой пластики по-прежне­му встречаются статуэтки женщин, связанные с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Ве­нерами» они весьма условны, а неред­ко и схематичны. В то же время во мно­гих фигурках неолита очевидно созна­тельное стремление к красоте.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ БРОНЗЫ

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств че­ловека — монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило деко­ративно-прикладное искусство. Само­стоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже — ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились полу­чать бронзу (сплав меди с оловом) — и наступила эра господства металла.

Использование металла определи­ло следующий этап в развитии чело­вечества. Добыча и обработка металла

требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земле­делия. Усилилась роль военных столк­новений за овладение скотом, пашня­ми, металлом. Зародилась частная соб­ственность, увеличилось имуществен­ное неравенство. Завершился переход к патриархату.

Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смо­трели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гроб­ницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причер­номорье, над курганами устанавлива­ли антропоморфные стелы (так назы­ваемые каменные бабы), которые слу­жили надмогильными памятниками.

Из бронзы стали изготовлять бое­вые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освое­ны все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узо­рами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевоз­можных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный ма­гический, символический смысл. Фигу­ры зверей трактовались по-разному — в зависимости от назначения и харак­тера изображения. В кургане близ Май­копа найдены отлитые из золота и се­ребра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддержива­ющих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом сти­ле. Когда же фигурки животных служи­ли украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравиро­ванные рисунки на кавказских брон­зовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Напри­мер, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаменталь­ную вязь, но при ближайшем рассмот­рении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпо­хи стали курганы, где сохранилось ог­ромное количество разнообразных ве­щей для загробной жизни.

Кроме курганов типичными со­оружениями эпохи бронзы считаются мегалитические (мегалит от гр. большой камень) по­стройки, тесно связанные с религиоз­но-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольме­ны и кромлехи.

Менгиры (от бретонского теп — ка­мень и Ыг — длинный) — это верти­кально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рель­ефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументаль­ная скульптура. Менгиры, как и дру­гие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на воз­вышениях, иногда они тянулись парал­лельными рядами на 2 — 3 км (Фран­ция), порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объек­том поклонения как символы плодо­родия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены (от бретонского 1о1 — стол и теп — камень) — сооружения из крупных каменных плит, стоящих вер­тикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иног­да наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из на­клонных плит или небольших менги­ров. Дольмены были местом захороне­ния членов рода. Дольмены распро­странены в отдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (от бретонского сгот — круг и 1есп — камень) — самые значи­тельные сооружения древности, пред­ставляют собой расположенные по кру­гу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные стол­бы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы пере крывались горизонтальными каменны­ми плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного кам­ня. Это первые известные нам культо­вые сооружения. В то же время кром­лехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехи известны в Европе, Азии, Америке. В Англии обна­ружено около 600 древнейших камен­ных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.

Одним из самых знаменитых анг­лийских кромлехов является Стон-хендж — мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо. Стро­ители могли пользоваться только са­мыми примитивными инструмента­ми — деревянными катками и верев­ками. Для своей эпохи Стонхендж представлял немыслимо сложное тех­ническое сооружение, потому что был построен из камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стон­хендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо, образованное огромными глы­бами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами. Внутри этого кольца находилось сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, так называе­мых трилитов: два больших камня ста­вились вертикально, а сверху укреп­лялся третий в качестве перекладины. На верхней части больших камней де­лали выступы, а в перекладинах — со­ответствующие углубления.

На протяжении столетий о Стон-хендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян или друидов — жрецов у древних кель­тов, обожествлявших явления приро­ды? А что если это был огромный ка­лендарь или астрономическая модель? В последнее время высказывается пред­положение, что этот памятник — пер­вая вычислительная машина. За время своего существования Стонхендж мог служить различным целям: религиоз­ным, магическим, научным, полити­ческим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихся там ритуалах нам остается только га­дать. Но загадочные каменные гиган­ты и сегодня приковывают к себе вос­хищенные взоры. Это поистине вели­чественный памятник культуры, воз­веденный титаническими усилиями первобытных людей.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА

Последнее тысячелетие до нашей эры — завершающий этап существо­вания первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добы­вать значительно более прочный ма­териал — железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

В этот период, для которого харак­терны жесткие грабительские войны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристо­кратии. Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению пат­риархального рабства.

В Западной Европе последний этап истории первобытного общества пред­ставлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделя­ют два периода — галылтатский и латенский (названы по местам первых находок в Австрии и Швейцарии).

Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась чет­костью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изображениями зверей и людей. Боль­шая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззре­нии людей эпохи железа. Художники стремились показать все стороны жиз­ни человека: на стенках ситул (метал­лических ведер) гравировались сцены пирон, празднеств с игрой на музы­кальных инструментах, кулачных боев, битн, охоты, религиозных процессий, жертвоприношений.

Кельты были искусными литейщи­ками, ювелирами. Они создавали ве­ликолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в мо­гиле около урны с прахом, были ми­ниатюрные культовые повозки. Иног­да к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с по-густоронним миром.

В I -м тыс. до н. э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании — это культура многочис­ленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и н Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные герритории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадле­жали к европейскому типу, а их язык — к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1-го тыс. до н.э. Вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали походы — в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы расселялись по степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н. э. царь Атей объеди­нил скифов. Эпоха Атея — период подъ­ема могущества этого народа. В его цар­ствование в Приднепровье возник го­род, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, куз­нецы, ювелиры и косторезы. Они добы­вали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раско­паны самые знаменитые курганы — Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н. э.

Курганы являются главным источ­ником наших знаний о жизни и куль­туре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оста­вивший много сведений о жизни ски­фов, подробно описал обряд погребе­ния царей. Тело бальзамировали, по­крывали воском и укладывали на колес­ницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесни­ца прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосу­дами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней вла­стителя, его конюха, повара, налож­ницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу — так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную ко­лесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снопа насыпали зем­лю. В результате высота Чертомлыкского и Алексапдропольского курганов достигла 20 м. Большое значение для скифов При­черноморья имели связи с располо­женными на побережье греческими городами-государствами, которые на­ходились на иной, более высокой ста­дии развития. Скифы продавали гре­кам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелир­ные изделия.

Свои поселения скифы строили обычно на возвышенностях, по бере­гам рек и укрепляли их рвами и вала­ми. Скифы-кочевники жили в кибит­ках. По словам Геродота, особым почи­танием у них пользовались семь богов, первое место среди которых принад­лежало Табити — богине огня. Кроме нее наиболее известен бог, воплощен­ный в древнем железном мече. Для поклонения ему сооружался из хворо­ста гигантский алтарь, а водруженно­му на его вершине мечу приносили в жертву домашних животных и каждо­го сотого пленника. ВIII в. до н. э. у ски­фов Причерноморья возникло государ­ство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферополя). Оно распа­лось во II в. до н. э. под натиском сар­матов.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере деко­ративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, ору­жия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили укра­шениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифоло­гические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью са­мобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В от­личие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображе­ниям хищников — кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конеч­но, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных например грифонам — зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонически позах, выражающих напряженное со стояние или борьбу.

Кроме целых фигурок мастера не редко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение мно­гих изображений на определенных ме­стах: так, на псалиях (деталь уздечки часто встречаются лошадиные копыт; или птичьи лапы, на рукоятках кин­жалов — головы или клювы птиц гравировали только на конских налоб­никах или небольших бляшках. Обла­дателю вещей стремились придать ка­чества, присущие изображенным жи­вотным, а также защитить его.

В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декора­тивностью, стилизацией. В начале раз­вития скифской культуры (VII —VI вв. до н.э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к натуре. Такова, например, отличая из золота пантера, найденная в Келермесском кургане на Кубани. Фигурка зверя, служившая украшением щита, дана в очень выразительной, напря­женной, воинственной позе. Достовер­ность облика пантеры не снижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, что­бы усилить магические свойства изо­бражения, помещены свернувшиеся хищники.

Со временем в скифском искусстве нарастают декоративность, узорча­тость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном мотиве. Но при этом всегда сохраня­ются высокое композиционное мастер­ство, выразительность.

Уникальные произведения были найдены в шести курганах и долине

Пазырык на Алтае. Эти курганы были разграблены, но не полностью. Благо­даря вечной мерзлоте, образовавшей­ся в могильниках, в них сохранились такие предметы, которые в обычных условиях сгнивают, разрушаются. Здесь был обнаружен огромный деревянный сруб, где стоял саркофаг, вырублен­ный из вековой лиственницы, с вы­сохшими трупами вождя и его налож­ницы. Тело вождя покрывала велико­лепная татуировка. Сруб изнутри был обит войлочным ковром, который яв­ляется самым древним из дошедших до нас. Были найдены разнообразная одежда, изготовленная из полотна, войлока, меха и кожи, музыкальные инструменты (тамбурин, арфа) и мно­гое другое.

Интересными находками оказались погребения боевых коней прекрасной породы, напоминающей ахалтекин­скую, с полным набором снаряжения и конскими ритуальными масками, и высокая (около 3 м) разборная колес­ница. Она была сделана из деревянных жердей без единого гвоздя, ее части связывались ремнями.

В курганах обнаружено не так мно­го художественных изделий, но найден­ное поражает необычайным разнооб­разием. Такого богатства декоративных форм и материалов археологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесь находились: деревянная скульптура все­возможных видов; объемные и силу­этные фигурки, выполненные из вой­лока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделия сочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза золотых животных были вставлены са­моцветы.

Алтайский вариант звериного сти­ля отличается фантастичностью и по­вышенной декоративностыо: художни­ки стремились представить не обык­новенных зверей, а существ. Здесь можно увидеть грифона, держа­щего в клюве голову оленя, рогатого волка, горного козла с клювом, каба­на с когтистыми лапами, крылатого тигра с птичьей головой и рогами ан­тилопы. Мотивы борьбы зверей были отражением военных столкновений племен.

 

Вопросы и задания

1.Назовите основные черты первобыт­ного искусства.

2.Когда было открыто первобытное ис­кусство?

3.В какие исторические периоды пер­вобытное искусство развивалось наиболее интенсивно?

4.Как вы думаете, почему изображение человека не было главным в эпоху палео­лита?

5.Какие женские изображения были распространены в эпоху палеолита?

6.Как изображали зверей в первобыт­ном искусстве?

7.Расскажите об особенностях пещер­ной живописи.

8.Какие формы изобразительного твор­чества характерны для эпохи палеолита?

9. Расскажите о сюжетах наскальной живописи и первобытных рельефов?

10.Назовите основные типы мегалити­ческих сооружений и охарактеризуйте их.

11.Расскажите об архитектурных дос­тоинствах Стоунхенджа.

12.Расскажите о художественном твор­честве древних кельтов.

13.Какие художественные изделия на­ходили в скифских курганах?

14.В чем состоят особенности зверино­го стиля?



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
б) Опровержение ложной основы матуридитов - при противоречии контекста и разума предпочтение отдается разуму | Компоненты сложения, вычитания, умножения и деления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 841287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.