1. О бхакти, или преданности Богу, нельзя судить по внешним признакам, она не зависит от четок или свечей, от знаков на лбу, от прически или колокольчиков на ногах. Важна чистота стремлений и склонностей. Благодаря ей Любовь, одна из составляющих бхакти, не истощается в сердце. Можно указать на три верных внешних признака преданности: веру, смирение и осторожность. Веру в окончательную победу истины и любви; смирение перед старшими и мудрыми; распознавание зла; боязнь смешаться с дурным обществом, разделить злые умыслы, действовать против голоса совести. Бхакти не придет к человеку извне, она должна расти изнутри, благодаря очищению ума, познанию природы и первоисточника человека и Вселенной, благодаря постижению отношений между человеком и всеми внешними объектами, которые сейчас его чаруют и дурачат.
2. Бхакти следует определить как дисциплину, устраняющую эгоизм «я» и ограниченность «моего». Именно поэтому люди знающие говорят о бхактах как о тех, кто неотделим от Бога (а-вибхакта Бога). Чувства человека должны быть устремлены к Богу всегда и при любых обстоятельствах или поступках. Если же вы молитесь, взывая: «О, Боже! Спаси меня, избавь от напасти!», только будучи застигнуты несчастьем, беспокойством или потерей, а потом, когда это минует, вы снова тонете в мирских устремлениях, — такое отношение достойно порицания.
3. Если вы разбросаете семена по поверхности почвы, они не прорастут. Для этого им следует оказаться в земле. Так же и древо знания не прорастет и не принесет плодов мудрости, если его семена останутся на поверхности. Посадите их в своем сердце, росток поливайте потоками Любви, питайте его верой и мужеством, вредителей же изгоняйте священными песнопениями (бхаджанами) во время своих духовных собраний (сатсангов). Тогда, в конце концов, вы обретете благо. А сейчас вы еще даже не приступили к садхане, а уже требуете возвышенного Покоя, требуете Милости. Но разве это возможно? Начните! Тогда все остальное приложится.
4. Конца пути можно достигнуть только шаг за шагом. Последовательные действия формируют хорошие привычки. Слушая, вы получаете импульс к действию. Воспитайте в себе решимость действовать, общаться только с подобающей компанией, читать только возвышенные книги, сформировать привычку непрерывного повторения Имени Господа — и тогда невежество (аджнана) рассеется само собой. А Божественная Радость (Ананда), которая начнет в вас бить ключом благодаря созерцанию Воплощения Радости (Анандасварупы), устранит все несчастья и беспокойства.
5. Близость к Богу, достигаемая преданным, может стать постоянной только после избавления от того, что называется «я» и «мое». Когда осужденного переводят из одного места в другое, к нему приставляют двух полицейских, не так ли? Так и человек, являющийся всего лишь узником в тюрьме этого мира, движется, всегда оставаясь под присмотром «я» (ахамкара) и «мое» (мамакара), эгоизма и привязанности. Вы можете быть уверены, что данный человек освобожден, если только эта парочка его больше не сопровождает.
6. Многие люди вспоминают о Боге, только когда на них сваливается горе; это, конечно, лучше, чем искать помощи у тех, кто в равной мере подвержен несчастьям. Но несравнимо лучше думать о Боге и в горе, и в радости, и в покое, и в борьбе, а также при любой погоде. Польза от дождя в том, что он увлажняет почву; польза бхакти — в умиротворении преданного. Оно защищает его от взлетов и падений, от успехов и неудач, от славы и бесславия, от обретения и потерь.
На великом духовном маршруте (тривене) преданность можно уподобить реке Ганге, непривязанность (вайрагью) — реке Ямуне, а Знание (джнану) — Сарасвати. Джнана — это поезд прямого сообщения, просто садитесь в него, он доставит вас прямо до места. Бхакти — вагон прямого назначения, хотя его и могут отцепить от одного состава и присоединить к другому, если вы сели в него, вам все равно не нужно беспокоиться, — пока вы находитесь в нем, он будет везти вас к месту назначения. Карма — это все равно, что обычный поезд; если вы сели в него, то вас ожидает ряд пересадок, когда придется самому перетаскивать свой багаж и много потрудиться, чтобы попасть к месту назначения.
Однако бхакти достаточно даже для обретения Джнаны. Ведь оно учит равному отношению ко всем (самадришти) и разрушает эгоизм. Джнана приводит к тем же результатам. Нарада однажды предложил обучить неграмотных пастушек (гопи) основам философии (виджнанабодхи), и Кришна дал согласие. Но пастушки заявили: «Зачем нам твоя ученость и премудрость. Ведь мы и так видим Кришну повсюду и во всем, и потому у нас больше нет „я“ (ахамкары). Мы думаем, что для нас этого достаточно». Нараде пришлось признать их доводы разумными, и он удалился в замешательстве.
7. Живое существо любого вида проявляет любовь во многих отношениях: к потомству, к родичам, к удобствам и безопасности, к пище и питью, к своим радостям и играм. Каждая из упомянутых разновидностей любви или привязанности имеет свое название, соответствующее объекту любви. Когда она направлена на потомство, ее называют родительской любовью; когда она направлена на тех, кто стоит рангом ниже, ее называют слепым увлечением; когда затрагивает равных — товарищеской любовью; когда обращена к вещам или к местам — привязанностью; в одних случаях она проявляется как очарование, в других — как дружба. Будучи обращенной к старшим, учителям и родителям, она проявляется в почтении и смирении, и т. д.
Но словом бхакти определяют только ту любовь, которая обращена к Господу. Если же любовь дробится на многие ручейки, текущие во всех направлениях и ко многим целям, она доставляет только горе, ибо обращена к мимолетному и смертному.
Вместо этого позволяйте своей любви течь целеустремленно, и только в сторону океана Божественной Милости. Вот такая садхана и называется бхакти.
8. Бхакти — это полное отождествление сознания человека с тем Идеалом, к которому он устремлен.
9. Лучшая садхана — это обнаружение собственной реальности в Атме, это распознание своего родства через Атму со всеми остальными существами. Пока это не достигнуто, тело должно поддерживаться в хорошем состоянии; в этом его главное назначение. Содержите его в свете и чистоте. Ведь оно послужит лодкой, которой вы сможете воспользоваться, чтобы пересечь море Иллюзии, море ложного многообразия. Не отягощайте тело привязанностями к вещам и людям, это чревато опасностью утонуть во время путешествия.
Непрерывное повторение Имени Господа — самая эффективная садхана. Произнося Имя, каждый раз вспоминайте ту Славу, которая стоит за Ним. Избегайте когтей гнева, зависти, ненависти, злобы и жадности. Не ищите недостатков в других, не радуйтесь их недостаткам; когда другие указывают на ваши недостатки, благодарите или сохраняйте молчание, как Будда.
10. Если вы хотите осветить свое жилище, а для этого необходимо подвести энергию от электростанции, то вам приходится расставить столбы через равные интервалы, протянуть по ним провода. А если вы хотите обрести милость Бога, то совершайте садхану через равные интервалы времени и соедините себя с Богом проводами непрерывного памятования Господа (смараны).
11. Познайте Атму, которая является вашей Реальностью; познайте, что Она же является и внутренней силой этой Вселенной. Пусть ваш разум проникнет в Истину. Подвергните себя изучению и исследуйте все слои сознания — физический, сенсорный, нервный, ментальный, интеллектуальный. Достигните также самой сердцевины последнего слоя, слоя Блаженства. Вам нужно преодолеть пять оболочек, пять слоев, чтобы слиться с собственной истиной, которая есть Атма.
Атма может быть воспринята только отточенным интеллектом и чистым умом. Как очистить ум? Удерживая его от потребления плохой пищи, к которой он обычно стремится, а именно от удовольствия соприкосновения с объектами, и насыщая его полноценным питанием, то есть мыслями о Боге. Интеллект же оттачивается в распознавании преходящего и вечного. Пусть ваши мысли будут сосредоточены на Боге, на Его Имени и Форме; тогда вы обнаружите, что чистота и постоянство — всегда с вами; тогда вы обретете чистую и неизменную радость. Вот почему Я придаю такое большое значение непрерывному повторению Имени Господа как элементу садханы.
12. Изберите себе по своему вкусу какое-то одно Имя и одну Форму, чтобы повторять их и размышлять о них, но не отзывайтесь плохо о других Именах и Формах. Ведите себя как невестка, попавшая в большую семью мужа; она с почтением относится ко всем старикам, помогает им, так же как и свекру, его братьям, своим зятьям, но сердце ее отдано мужу, которого она любит и особо почитает.
13. Четки учат вас единству, хотя и состоят из 108 бусин! У хрустальных четок можно увидеть нить, которая проходит через все бусинки, увидеть ту внутреннюю реальность, на которой все держится! Если же бусинки непрозрачны, вы все равно знаете, что через них проходит нить, которая их соединяет и является основой существования четок! Почему бусин 108 штук? 108 получается, если 12 умножить на 9. 12- это число Светил (адитий), которые делают объективный мир проявленным. Это число символизирует аспект Сакара, то есть мир имени и формы, многообразия, кажущихся различий, быстротечных картин. Число 9 — это холст, на котором проявляются картины; это — основа; это веревка, которую вы в сумерках принимаете за змею; это — Брахман — вечный Абсолют, не имеющий имени и формы. 9 — число Брахмана, потому что оно всегда равно 9, сколько бы раз вы его ни множили само на себя! Оно неизменно, ибо в любой степени 9 лишь добавляется к 9. (Здесь имеется в виду нумерологическая операция свертки, когда окончательный результат равен сумме цифр промежуточного результата — прим.перев.) Поэтому, перебирая четки, уясните для себя то, что в мире существует как истина, так и пародия на нее; эта пародия стремится привлечь вас, сбить с толку, и, когда ее обман удается, она торжествует, увлекая вас по ложному пути. Истина же вас освобождает!
Повесьте четки на средний палец, и соедините пальцы трех гун вместе. Это значит, что вы теперь преодолеваете мир свойств, качеств, имен и форм, мир многообразия, который является следствием всей этой изменчивости, и направляетесь к познанию ЕДИНСТВА. Теперь палец дживы (указательный) медленно передвигает каждую четку в направлении большого пальца, символизирующего Брахму, касаясь его кончика при переходе к следующей четке. Таким образом, с каждой четкой и с каждым выдохом слияние дживы и Брахмана усиливается. Ибо, пока пальцы учат свой урок, язык все время повторяет мантру или Имя Господа с Пранавой. Повторение мантр с помощью четок очень полезно для новичков в садхане, но по мере вашего роста джапа должна стать самим дыханием вашей жизни и потому перебирание четок постепенно станет излишним. Оно вам уже будет неинтересно. Сарвада сарва калешу сарватра хари чинтанам: «Постоянно, во всякое время, во всяком месте длится медитация на Господе». Четки должны вывести вас на этот уровень. Вам не следует привязываться к ним навсегда, они — только временное подспорье. Если вы уже научились плавать, то следует отказаться от спасательного пояса, и от костылей следует отказаться, когда вы уже можете ходить.
14. Большинство из нас склонны верить в Бога, если их желания осуществляются, а вот если течение жизни сопровождается крушением надежд, то к вере в Бога такой расположенности уже не наблюдается. Но подобное отношение в обоих случаях не имеет ничего общего с истиной о Боге. Дурные наклонности обладают тенденцией постепенно становиться устоявшимися привычками. И механический подход к садхане не может укротить разгул таких привычек. Об этом есть небольшая история. Один человек страдал несварением желудка. Он принимал какие-то лекарства, но безуспешно, и болезнь стала хронической. Но на его счастье мимо проходил святой и предложил средство для излечения болезни. Святой посоветовал ему целыми днями грызть и сосать куски каменной соли. Поступая так некоторое время, человек ощутил заметное облегчение недуга. В дни праздников он обычно раздавал детям сладости. Вот и в день Дипавали он навестил несколько лавок, но все пирожки, которые он пробовал, показались ему горькими. Так произошло из-за того, что он постоянно сосал соль. Один лавочник, который знал о его привычке, посоветовал ему перед тем, как съесть пирожок, прополоскать рот. Сделав так, как посоветовал лавочник, человек обнаружил, что пирожки и в самом деле — сладкие. Так и вы, уступая дурным привычкам, не можете ощутить сладости и благоухания чистоты, находясь в священном обществе Божественных Личностей, с которыми соприкасаетесь. Благо от хорошего общения вы можете обрести только очистив свой ум. Тогда вы сможете насладиться блаженством Атмы.
15. Вы должны стремиться войти в круг возвышенного общения (сатсанг) и извлечь все блага от пребывания в нем. Хорошее общество направляет вас к непривязанности, а благодаря ей вы достигнете самореализации.
16. Никогда не уступайте лени или отчаянью. Переносите потери и огорчения легко; ведь они помогают укрепить вашу личность. Алмаз может быть найден только среди камней; а чтобы найти золото, иногда приходится даже взрывать жилу. Чтобы лечение принесло наилучшие результаты, строго следуйте режиму, прописанному доктором. Когда вы посещаете Путтапарти или какое-либо другое святое место, ваши «аккумуляторы» заряжаются. По крайней мере, такова должна быть цель паломничества. Подзарядив аккумуляторы своей садханы, по возвращении домой не позволяйте всей машине простаивать, иначе батарея сядет; ведь даже у автомобиля аккумулятор сам подзаряжается, когда машина находится в движении. И разумеется, если вы не будете продолжать; свои посещения сатсанга, если прекратите практику благих дел, пения бхаджанов и повторения Святого Имени, то вся подзарядка окажется бесполезной.
17. Сегодня четырнадцатый день темной половины месяца (Шиваратри), когда вся луна скрыта; можно заметить только ее узенькую дольку. Луна — это божество, управляющее умом. А ум — источник всех порабощающих желаний и эмоций. Поэтому в этот день ум почти бессилен. Если одну эту ночь провести бодрствуя и пребывая в присутствии Божественного, то можно полностью победить ум и реализовать свою свободу. Потому-то для четырнадцатого дня темной половины каждого месяца и предписана более интенсивная садхана. А один день в году, Маха-Шиваратри, предназначен для великого Осуществления. Бодрствование в эту ночь следует поддерживать садханой, то есть посредством бхаджанов, либо чтением или слушанием священных текстов, а вовсе не посещением кино, развлечениями или даже игрой в карты. Погрузитесь в лицезрение благого, слушайте только благое, говорите о благом, делайте благое — вот программа для бодрствования в эту ночь. Пусть это станет программой и всей вашей жизни.
18. Бхакти — такое состояние ума, когда человек не обладает никаким иным существованием, отделенным от Бога. Самое дыхание бхакты — есть Бог; каждое его действие — это действие Бога и для Бога; мысли его — мысли Бога; его слова произносятся Богом и о Боге. Подобно рыбе, которая может жить только в воде, человек может жить только в Боге — в мире и счастье. В противном случае, все, что у него есть — это только страх, неистовая борьба и неудачи. Бык Нанди — олицетворение низшей природы человека; но когда Бог использует его как средство передвижения, ему отводится место перед центральным алтарем Бога, и он в некоторой мере разделяет обожание, относящееся к Богу. Ценность и значимость чему-либо может придать только соприкосновение с Божественным.
19. Старайтесь постоянно находиться в окружении людей, преданных высшей жизни; в окружении тех, кто будет воодушевлять вас на продвижение по пути к цели. Тогда вы сможете достичь чистоты ума (читташудхи), и Истина отразится в нем со всей ясностью. Сатсанг постепенно приводит к освобождению от порабощающей деятельности. Если кусок холодного угля положить посреди тлеющих углей и раздуть огонь, то он тоже загорится. Джнана-агни, или Огонь Мудрости, действует сходным образом.
20. Святым (садху) является буквально каждый человек, ибо он — это принявшая форму Любовь (Према-сварупа), принявший форму Покой (Шанти-сварупа) и Бессмертие (Амрита-сварупа). Но если позволить панцирю эго разрастись и укрепиться, то ваша истинная природа потускнеет. Благодаря же воздействию сатсанга, то есть общества людей, размышляющих о Боге, благодаря неослабному самоконтролю и самосовершенствованию, человек может победить иллюзию, которая заставляет его отождествлять себя с телом, с его нуждами и капризами.
21. Сатсанг дает вам возможность встретиться с душами (индивидуальностями) близкой вам природы и создает контакт, способствующий проявлению внутреннего Огня.
Сат-санг означает «встречу с Сат», с тем самым Сат, который имеют в виду, когда восхваляют Бога, как Сат-Чит-Ананду. Сат — это принцип бытия, это то самое ЕСМЬ, которое является основополагающей истиной Вселенной. Как и Истина, Сат заключается в вас самих, это та самая Истина (сатья), на которую ум, не способный видеть свет, накладывает иллюзию (митью). Погружение в Сат возжигает пламя, появляется свет, а тьма исчезает, и тогда восходит солнце Осознания (джнана бхаскара).
22. Если человек родился запятнанным невежеством, то существует процесс, благодаря которому он может себя очистить. Сюда включается: наблюдение за благими людьми, слушание благих людей, разговор с благими людьми и следование советам благих людей. Этот процесс может превратить вас из невежественной личности в Парамахамсу, или в человека, обладающего Знанием.
23. Без деятельности прогресс очень затруднителен. Святые мудрецы тоже должны совершать различные деяния, но, словно лебеди, выходящие из воды, они могут встряхнуть своим оперением, взмахнуть крыльями и стать такими же сухими, как до входа в воду: карма на них вообще не воздействует. Ибо они совершают ее без всякого эго, без каких бы то ни было желаний. Такова уж их природа — желать миру блага и участвовать в работе, направленной на благо мира.
24. Садхана важна, поскольку последствия действия могут быть устранены только действием, подобно тому, как шип можно удалить только с помощью другого шипа. Вы не сможете удалить его ни ножом, ни молотком, ни даже мечом.
25. Самое вкусное блюдо становится непригодным для еды, если в него попадает капля керосина. Так и один плохой поступок портит садхану.
26. Для достижения всякого успеха необходима дисциплина. Кроме того, чтобы достичь успеха в этом мире, мы должны верить в себя и быть способными к самопожертвованию. Если у вас нет этих трех вещей, то ваша жизнь окажется бессмысленной. Река сама по себе течет как попало, но мы, стараясь с толком использовать ее до того, как она впадет в океан, строим дамбы и изменяем ее течение. Так же и наши идеи, они беспорядочны и сами по себе движутся бесцельно. Их следует ввести в определенные берега благодаря сооружению плотины дисциплины. Они должны стать формой жертвоприношения, и влиться в океан Атмавишвасы, то есть веры человека в свою сущность. Это крайне важно для обретения трех качеств — жертвенности, веры в себя и дисциплины.
27. Вам следует навсегда отказаться от привычки потворствовать своим желаниям. Если одно из ваших чувств желает чего-либо, то сначала определите, на благо это или во зло. Если это не к добру, расстаньтесь с желанием. Удовлетворяйте его только в том случае, если оно хорошо. Больной диабетом очень любит сладкие блюда. Они ему запрещены, но отведать их очень хочется. Если он не устоит, его здоровью будет нанесен урон. Предпринимать что-то следует только в том случае, если действие желательно. В противном случае просто не пытайтесь действовать.
28. Есть три вида садханы для развития устойчивости ума. Первая — это Мена садхана — способ рыбы. Вторая — Мрига садхана — способ зверя, и третья — Курма садхана — способ черепахи. Название Мена садханы указывает на пример рыбы, которая может выжить только в воде. Стоит ее оттуда вынуть, и она умирает. Соответственно, Мена садхана достижима только в уединении. А если вы оказались на людях, садхана уже не может быть успешной. Тот, кто неспособен сосредоточиться, находясь среди людей, но может обрести сосредоточение в уединении, называется мена садхакой. Мрига садхана — садхана зверя — это когда человек может обрести сосредоточенность только на суше. А добиться этого, например, в воде он уже не может. Здесь подразумеваются люди, которые могут достичь сосредоточенности, только находясь в группе, среди других людей. Обрести сосредоточенность в уединении они не могут. Оказавшись одни, они начинают думать о своих семейных делах. Черепаха же может жить как и в воде, так и на суше. Поэтому, если мы говорим, что чья-то садхана относится к Курма садхане, то есть человек может сосредоточиваться как черепаха, мы подразумеваем, что он способен сосредоточиться независимо от того, один он или в компании с другими. Это называется Курма садханой.
29. Стремящиеся ко Мне бывают четырех типов. К первому типу относятся немощные, болезненные люди, называемые артхой. Другой тип обеспокоен борьбой за благосостояние, власть, эго, собственность, потомство и т. д. Это — артха-артхи. Третий стремится к реализации Атмы, читает Писания и священные тексты, всегда пребывает в обществе духовных садхаков, действует, следуя примеру мудрецов, то есть ведет себя как Сад-ачара, и жаждет достижения исключительно близости Господа. Это джиджнасу, ищущие мудрости. Четвертый же тип — джнани, мудрые. Они уже погружены в Природу Брахмана (Брахмататтву).
Первый тип, артха, поклоняется Мне, только будучи в трудном положении, страдая от горя и боли. Когда он взывает ко Мне, Я слышу его молитву и исполняю ее только в отношении данной конкретной проблемы, связанной с его горем или болезнью. То же относится и к артха-артхи, который молится о богатстве, положении, власти или знатности. Я слышу его и дарую ему только то, чего он жаждет. Джиджнасу обретает благословение в виде возможности совершать нишкама-карму, (деятельность без привязанности к ее плодам) под руководством достойного Гуру. В помощь себе он получает интеллект, достаточно острый, чтобы различить Атму и Анатму. Моим благословением он избавлен от помех и может сосредоточиться на одной-единственной цели — Освобождении.
30. Следует обучиться искусству действовать в миру без вовлечения в карму. Деятельность должна совершаться, поскольку она — в природе человека, но ею следует заниматься не под влиянием какого-либо внешнего принуждения. Солнце (Сурья) — вот пример естественного и непривязанного исполнения кармы — (сахаджа-карма-чари). Его усилиями водяной пар поднимается высоко в небо, образуя облака, которые затем проливаются дождем; его этому не учил никто. Когда вы совершаете действия так же естественно, они превращаются в сахаджа-карму, и не становятся бременем. Страдание может ощущаться, если человек как раз идет против нее и делает что-то не по ней. Например, жизнь полицейского не является сахаджей, потому что он чувствует себя счастливым, только когда приходит домой, снимает форму и надевает обычную одежду. Если вдруг младенец начинает плакать, все бросаются к колыбели, потому что его сахаджа-карма — улыбаться и быть счастливым. Ну, а деятельность, совершенная ради плодов, приводит к накоплению последствий, которые связывают человека. Она растет в размерах, как снежный ком. Карма же, отработанная без всякой мысли о вознаграждении, постепенно убывает и оставляет вас свободными от каких бы то ни было последствий.
31. Если препятствия на пути к Истине оказываются не слишком высоки, то избавление — достижимо. Именно поэтому Освобождение (мокша) — это нечто такое, что может быть обретено здесь и сейчас; человеку не нужно для этого ждать распада своего физического тела. Деятельность не должна восприниматься как какое-то бремя, подобное отношение является верным признаком ошибки. Нет такой деятельности, которая не помогала бы вам прогрессировать и отягчала бы вас. Вы воспринимаете деятельность как бремя, только если идете против своей внутренней природы. Наступит время, когда вы оглянетесь на все свои приобретения и вздохнете об их тщетности. Пока еще не слишком поздно, вверьте свой ум Господу и пусть Он направляет его по Своему желанию.
Сделайте служение Господу основной целью своего ума — и он станет покорным. Ведь вы не отдаете ювелиру для ремонта украшение, которое в порядке; это касается только тех украшений, которые повреждены или вышли из моды. Ваш ум, несомненно, требует ремонта, если не полной реконструкции, поэтому вверьте его Господу.
32. Человеку следует заниматься только той деятельностью, которая доставляет ему мир и неизменную радость. Он должен оценить для себя достоинства различных видов деятельности и выбрать ту, которая принесет ему благо. Он желает мира, но взращивает тревогу и беспокойство. Сажая лимон, он надеется получить от него плоды манго. Это — либо полнейшее невежество, либо добровольная слепота, либо результат обмана.
33. Кратчайший путь к духовному успеху — это нишкама карма, то есть действие, лишенное всякой привязанности к его плодам, — действие, исполняемое как долг, как посвящение, как поклонение. Но действие и его плод не являются на самом деле какими-то раздельными сущностями, ибо плод — это само действие в его конечной стадии, в кульминации, в завершении. Цветок — это плод; а плод — это цветок; один является началом, а другой — естественным завершением. Цветок превращается в плод. Действие становится следствием. Долг человека — действовать. Поэтому действуйте, но правильно, действуйте в смирении перед Мудростью Божьей, действуйте в границах нравственности, действуйте с любовью. Вы продолжаете действовать и естественным образом появляются последствия, как из цветка появляется плод. Не беспокойтесь. Действуйте с верой и энтузиазмом, и успех будет ваш. Так действовал Арджуна. Услыхав однажды Гиту, он никогда уже не забывал услышанного. Он вселял бодрость в тех, кто пал духом. Участие в битве для него стало тем же, чем для посвященного является участие в жертвоприношении, яджне. А вот у Карны, великого противника Арджуны, колесничим был Шалья. И если колесничий Арджуны, сам Кришна, наделял его высшей мудростью и глубочайшим миром, Шалья возбуждал в Карне только уныние и сомнения. Слово Шалья означает «дротик» или «стрела». Вот колесничий Карны и стал шипом в его боку, стал причиной его смерти. Так пусть же вашим колесничим будет Господь, и тогда вы победите. Никогда не выбирайте своим наставником Шалью.
34. Иногда смерть изображают в виде ужасающего Божества, восседающего на чудовищном буйволе. И оно еще пытается набросить на вас аркан. Нет, аркан — это ваша собственная выдумка. И вовсе она ни на кого не набрасывается; прежде чем прибрать вас, смерть загодя предупреждает о своем приближении такими признаками, как седые волосы, выпадающие зубы, ухудшающееся зрение, глухота, морщины на коже и т. д. Если уж что-то и несет на себе смерть, так это Время, а не какой-то буйвол. Это Время подкрадывается к вам и разрывает нить жизни. Поэтому пользуйтесь всеми возможностями для завершения своей кармы, чтобы освободиться от когтей Времени. Закон кармы вселяет в вас надежду; ведь каково действие, таковы и последствия. Не связывайте себя еще крепче, стремясь овладеть плодами действия; возлагайте свои деяния к стопам Бога; пусть ваша деятельность славит Его; пусть она умножает Его Великолепие. Не беспокойтесь об успехе или неудаче своих усилий. И тогда у смерти не окажется аркана, чтобы вас уловить. Она явится как освободитель, а не как тюремщик.
35. Займитесь такой деятельностью, которая может вывести вас за границы узкого «я» навстречу истинному Великолепию. Это такая работа, в которой все плоды деятельности вы посвящаете Богу, когда вы отдаете свое время и энергию тому, чтобы поделиться радостью, умением и знаниями со своими ближними.
36. Не стремитесь стать слугой Бога, работающим за деньги. А вы низводите себя до этого уровня, если просите у Него что-то взамен поклонения или жертвоприношения. Даже если вы не просите явно, в вашем уме все равно присутствуют мысли о сделке. Или вы ощущаете разочарование от того, что Бог не дал вам желаемого взамен тех трудностей, которые вы перенесли, чтобы удовлетворить Его. Не подсчитывайте доход. Не планируйте последствий. Трудитесь, ибо вам следует трудиться, в этом — ваш долг. Таково подлинное благодарственное жертвоприношение (пуджа). Посвятите Богу и деяния, и их плоды. Тогда вы станете для Бога кем-то родным, а не каким-то поденщиком, который требует жалованья. Таков высший уровень, которого бхакта может достичь посредством садханы. Вот почему Кришна в Гите так высоко оценивает деятельность без привязанности к ее плодам (нишкамакарму).
37. Пусть ваша деятельность направляет интеллект и ум по божественному и возвышенному руслу. Обретите милость посредством деяний. Ведь если лампа не горит, это означает, что вы ее просто не зажгли. Господь — не добрячок, но и не злюка; милость является отражением вашего роста, а ее отсутствие — регресса. Зеркало просто отражает; у него нет пристрастий или предубеждений.
38. Если вы омахиваете кого-то опахалом из чувства любви, то в случае необходимости можете и отлучиться; а вот панкхаваллах, служитель, получающий жалование за такую работу, должен продолжать ее, хочется ему этого или нет. Расстаньтесь с мечтой о вознаграждении — и вы будете свободны; а просьба о награде и принятие ее заводит вас в плен. Вот в чем тайная сила отречения от плодов деятельности — Кармапала-тьяги.
39. Удовлетворенный человек свободен, он не зависит от других, боль его не затрагивает. Он доволен всем, что с ним происходит, будь то хорошее или плохое, ибо убежден, что воля Господа все равно возобладает. Его ум неколебим и устойчив, он всегда радостен. А неудовлетворенность — признак невежества. И разве можно сказать о тех, кто отверг путь пурушартхи (то есть стремление к достижению четырех целей человеческого существования, как их понимают Веды — прим. перев.) и впал в леность, что они счастливы, счастливы хоть в чем-то? Удовлетворенность — это сокровище, обретаемое только в мудрости; а человек, пребывающий в неведении громоздит одно желание на другое, строит один план за другим, постоянно чего-то жаждет, беспокоится, сжигает себе сердце алчностью.