О. Конт явился родоначальником позитивизма в философии и социологии. Здесь конкретизируем, дополним некоторые важные его теоретические положения.
Главными трудами Конта были шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Система позитивной политики, или Трактат, усиливающий религию человечества» в четырех томах (1851-1854).
Конт выделил целый ряд важнейших идей. Во-первых, основной его идеей было отделение науки от метафизики и теологии, что стало базой его позитивного метода. Он отрицал философию в старом традиционном смысле этого слова, обвиняя ее в ненаучности. Во-вторых, Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно тому, как это делает естествознание. Это позволит новой науке уйти от умозрительных, абстрактных построений и стать позитивной, т.е. способной положительно решать основные проблемы жизни общества. Ведущим методами в социологии Конт считал наблюдение, сравнение, эксперимент.
Социология, по мысли Конта, должна противопоставить радикальным революционным теориям теорию эволюционного пути развития общества. Он полагал, что подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики такие признаки, как наглядность, объективность, проверяемость, общепризнанность. С точки зрения Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как это происходят, а значит, уметь предвидеть и решать возникающие проблемы.
Если Монтескье осознает разнообразие во всем, что касается людей и общественных явлений, то Конт, напротив, исходит из единства людей, всей истории человечества.
Социологический позитивизм стал доминирующим в социологии ХIХ в., его основные концепции разрабатывались Джоном Миллером, Гербертом Спенсером, Эмилем Дюркгеймом и др.
Г.Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог - явился продолжателем контовского позитивизма, хотя и отрицал свою зависимость от взглядов его основателя. Специфическая особенность позитивизма Спенсера заключалась в его учении о всеобщей эволюции, сводимой к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движений, протекающих в направлении к соединению (интеграции) их самих и рассеиванию (дезинтеграции) движения, что приводит к равновесию. Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления – от неорганических до нравственных и социальных. Спенсер понимал эволюцию как простое описание наблюдаемых фактов. Он не пытался искать ее причины.
Главным для Спенсера, в отличие от Конта, было изучение не общества как целого, а его структурных единиц, их функций и взаимодействия. Не случайно социологические взгляды Спенсера рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции.[2]
Отождествляя социальное с биологическим, Спенсер тем не менее считал, что отдельные личности могут обладать гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Он, подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривал их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции. Общество по мере развития своей промышленной основы движется все к большей дифференциации. Как позитивист, Спенсер отрицательно относился к социальным революциям, считая их болезнью.
Социология К. Маркса
К. Маркс (1818-1883) – выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог – в противоположность теориям О. Конта и Г. Спенсера, натуралистическим и другим течениям в социологии разработал принципиально иную социальную теорию. Ее предпосылкой явился рост противоречий капитализма, выступление пролетариата как самостоятельной политической силы в мире. Возникновение марксизма явилось революцией в истории общественной мысли. Главный вклад Маркса в социологию заключается в анализе социальной структуры общества, в исследовании сущностей и природы классов. Глубоко и всесторонне им исследованы также проблемы отчуждения. Однако краеугольным камнем в его теории стало материалистическое понимание истории. Существо нового подхода состояло в доказательстве определяющей роли экономического фактора в общественном развитии. Маркс выделил в качестве базисных в общественных отношениях экономические, наиболее глубоко влияющие на все остальные структуры и процессы. Они определяют «духовную» надстройку, к которой ней Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты.
Однако социальную теорию Маркса нельзя сводить только к экономическому детерминизму. В его теории заметен и социальный детерминизм[3], объясняющий механизм взаимодействия общества, социальных групп и личности. Экономические отношения и специфические отношения общественных классов определяют развитие общества. Переход от одного этапа к другому идет через социальные революции. Они, по мысли Маркса, являются двигателями, ускорителями общественного процесса. При этом одни из общественных классов ускоряют приход революции, другие – сопротивляются ей. Социологическая теория Маркса формировалась в условиях отличных от сегодняшних, однако современные исследователи считают его методологию исследования достаточно продуктивной. Для нее характерна логическая последовательность и систематичность. Полный отказ от методологии Маркса обеднил бы общую философскую культуру любого исследователя. Сегодня не только отечественные, но и западные ученые отдают дань уважения социологической теории Маркса и вместе с тем подчеркивают необходимость учитывать те реалии, в которых она создавалась.