Любая наука появляется не вдруг. Ей необходимо предшествуют определенные предпосылки: социальные и теоретические. Не является исключением в этом плане и социология.
Как уже было отмечено ранее, социология в качестве самостоятельной науки об обществе окончательно сформировалась к середине ХIХ в., хотя уже намного раньше были попытки общественного социологического анализа проблем общественной жизни.
Несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера так же древни, как и общественные науки в целом. Социологический аспект можно проследить в трудах древнеиндийских и китайских философов, в сочинениях греческих, римских ученых, а также ученых средневековья. С началом эпохи Возрождения интерес к социологическим проблемам возрос в результате чего появились многочисленные исследования в период XVI –XVIII вв. (Паскаль, Спиноза, Т. Мор и др.)
К середине XIX века в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.
Социально-политические предпосылки. 1. Процесс разделения общества на 2 антагонистических класса пролетариат и буржуазию. 2. Процесс политической консолидации. Это вело к изменению социальной среды.
Социально-экономические предпосылки. 1.Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. 2. Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. 3. Появление мирового рынка. С развитием экономики тесно связано становление науки Нового времени.
Научно-теоретические предпосылки. Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.
Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.
Четыре основные идеи, лежащие в основании социологии: идея общества, идея социального закона, идея закона прогресса, идея метода. Формирование данных идей представляется, прежде всего, как процесс формирования онтологических и эпистемологических предпосылок социологического знания.[1]
Таковы основные истоки возникновения социологии как науки. При этом ошибочно рассматривать историю развития социологии как прямолинейный процесс. На разных этапах ее развития на первый план выходило то одно, то другое направление. Формирование концептуального базиса новой науки, ее предметной структуры и методологических средств происходило в условиях различных интеллектуальных парадигм по-разному. Между различными теоретическими школами десятилетиями идут ожесточенные дискуссии по самому широкому спектру социальных проблем. Сегодня среди исследователей нет единого мнения даже относительно имен ученых, стоящих у истоков зарождения социологии как науки. В большинстве публикаций приоритет отдается О. Конту. Иной позиции придерживается видный современный французский социолог Р. Арон. Он считает, что отчет социологии следует вести с французского философа Ш. Монтескье. Именно Монтескье, по его мнению, дал более полное, чем О.Конт, толкование социологических принципов. Если Монтескье осознает разнообразие во всем, что касается людей и общественных явлений, то Конт, напротив, как социолог, прежде всего исходит из единства людей, всей истории человечества. Известный российский историк и социолог Н. И. Кареев утверждает, что социология в России появилась раньше, чем в Европе.
Наличие разных взглядов на историю возникновения социологии вполне объяснимо. Это свидетельствует о сложностях ее становления и развития. К тому же социология – это не только наука, но и творчество, а раз так, то она уникальна, персонифицирована.