Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет социологии культуры




Предметом социологического изучения культуры может быть: во-первых, вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятые во взаимодействии с другими общественными системами; во-вторых, каждый из элементов социодинамики куль­туры, культурной коммуникации, взятый в соотношении с другими элементами культуры или в соотношении с другими системами общества,

Б первом случае исследуется: 1)роль и место культуры в жизни данного социума. Цель такого исследования — изучение культур­ного уровня тех или иных социально-демографических групп (на­селения города или деревни, населения регионов, профессиональ­ных групп и т. д.). Это наиболее трудоемкие и обширные по своему объему исследования. Действительно, исследователю пред­стоит дать анализ уровня развития всех видов материальной и духовной культуры, учитывая, что у каждого индивида развитие различных видов культуры происходит неравномерно в зависимо­сти от его склонностей И интересов, от специфики его профессио­нальной деятельности. Не случайно в западной социологической литературе распространены термины: «человек политический», «человек художественный» и т. д. Равномерного овладения всеми видами культуры не бывает, и противном случае мы бы имели дело с идеальным типом дилетанта. Поэтому, на наш взгляд, инге-гративный показатель культурного развития человека (или групп) весьма условен и относителен. В советской социологической лите­ратуре в качестве такого интегративного показателя нередко берет-

ся уровень общего образования (низшее, среднее, высшее). Однако тот показатель тоже весьма относителен, ибо, как известно, высо-кий уровень образования далеко не всегда гарантирует соответ­ствующий уровень культуры. Во всяком случае, такой надежный интегративный показатель нам не известен; 2) уровень освоения того или иного вида культуры отдельной личностью, группой или социумом в целом; 3) методы социологического анализа отношения общества. его руководящих органов к культуре. Методы такого гшадиза различны, к ним относятся: а) анализ статистики ассигно­ваний на культуру в сравнении с затратами на другие социальные нужды (одномоментный или лучше в динамике): б) анализ затрат времени на культурную деятельность в общей структуре бюджета времени личности, группы или общества в целом; в) контент-ана-дпз материалов, связанных с культурой, в печати, в перезачах радио и телевидения, письмах и жалобах населения и т. д. Боль­шое значение имеет анализ официальных документов, затрагиваю­щих проблемы культуры.

Во втором случае можно говорить о трех основных аспектах исследования: 1) изучение внутреннего изаимодейстяия элементов культурной коммуникации. При таком подходе предметом изуче­ния окажется взаимодействие между производством, сохранением. распределением и потреблением культуры, причем предметом изу» чения может быть любой из этих элементов в соотношении с остальными (или любым из них). Распространены также исследо­вания взаимоотношений профессиональных или самодеятельных торцов культуры с потребителями' (например, «писатель — читатель», «идеолог — участники политических действий*. «артист — публика» и т. д.)- критикой, органами управления н т. д. Соот­ветственно.таким же предметом исследования может стать критик "ли потребитель культуры, т. е. любой участник культурной ком­муникации; 2) любой из перечисленных выше элементов культур­ой коммуникации может исследоваться i! соотношении с иными системами общества (экономической, политической, семейно-бьттовой, экологической, художественной н др.). На «стыках» этих "•пцественных систем возникают специфические предметы соцчо-тигиче.ского исследования культуры: производство, семья, быт. Досуг, воспитательная деятельность и т. д; 3) наконец, возможны сравнителъные исследования степени освоения личностью, группой или обществом того или иного вида культуры, который в этом слу-чае и становится предметом исследования (например, нравствен-ная художественная и другие виды культуры).

Ог точного определения предмета социологии культуры во мно-гом зависят направление и характер исследований, применяемый социологом инструментарий. В современных исследованиях наших социологов основное внимание уделяется, к сожалению, не внут­ренним закономерностям самой культуры, а влиянию на нее. других общественных систем. При этом в тени остается относительная самостоятельность развития культуры, источнпкт-i ее самодвижения.^ Мы полагаем, что такой особой, имманентной для культуры зако-померностпо является ее диалогичность. Культура всегда диалог, обмен сущностными силами между группами и отдельными людь-.ми. В отношениях между коммуникатором и объектом (потребите­лем) культурiii последний hp пассивен: в процессе активного вос­приятия ценностей культуры он выступает субъектом творческом деятельности, оказывающим определенное влияние на коммуника­тора, им сам процесс духовного производства. Проще гопоря, творец культурных ценностей (кто бы он ни был -политик, этик, теолог. ученый, художник н т. д.) сознательно или бессознательно вынуж­ден учитывать реальные потребности социума, потребителей куль-туры. Субъект-объектное отношение фактически превращается здесь в субъект-субъектное. Например, ученик па уроке в шкотг или студент на лекции включается в культурную коммуникацию лишь i! том случае, сед к он перестает быть субъектом,.пассивно воспри­нимающим монолог учителя, лектора, вступает в активный диалог с ним. Практически это может выражаться в вопросах аудитории, потере или напряжении ее внимания, словом, в обратной еиязи. т? сигналах аудитории, которые чувствует любой опытный лгктор. Порочность системы преподавания п няшей школе (средней и выс­шей) как раз и состоит в монологичности обучения, в присущем авторитарно;": педагогике превращении учащегося в гпзостой пас­сивный «объект», что ведет к разрыву культурной коммуникации. потное интереса к учебе.

Я умышленно взял простейший случай непосредственной личной коммуникации (урок, беседа, лекция, митинг). Чаще всего ее уча­стники разделены впространстве и времени. Посредником между ними оказывается ценность культуры, тиражированная, сохранен­ная и распространенная социальными институтами культуры. Эти институты осутцестр/игют и отбор поступающих к потребителю про­изведений нч основе определенных содержательных, идеологиче­ских и коммерческих критериев.

Именно эту культурную коммуникацию б конкретных условиях.чанного социума, определенной социальной к культурной среды. и изучает социолог кулг-туры, причем под одним обязательным углом зрения: к-ж эта коммуникация влияет на развитие личности потребителей культуры и ее творцов (п народной, фольклорной культуре эти социальные роли совпадают)..

Долгое время любое социологическое исследование1, если оно связано с культурой, относилось у нас к социологии культуры, что совершенно неверно. Поэтому если социолог изучает структу­ры управления учреждениями культуры, то его исследования сле­дует отнести отнюдь не к социологии культуры, а к социологии управления, изучение структуры руководства в театре или в клу- l бе — к социологии организаций. Вообще, занимаясь учреждениями культуры (и ограничивая свое исследование только ими), социолог тем самым рассматривает лишь условия культурной дея­тельности, а не ее саму. Учреждения культуры, разумеется, всегда интересовали и будут интересовать социологию культуры, но лишь!<ак необходимый элемент культурной коммуникации.

Сложность анализа предмета культуры обусловлена и тем, чго культура выступает «вертикальным сечением» всех общественных систем, не включаясь полностью ни в одну из них. С этом смысле мы можем говорить о культуре производства, быта, экономиче­ской, политической, экологической, эстетической, нравственное, правовой, физической культуре и др. Существует столько видок культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

При наличии общих закономерностей каждый из перечисленные видов культуры обладает своими специфическими закономерно­стями, учитывать которые должен любой социолог, занимающим­ся конкретными видами культуры. Таким образом, социология культуры включает в себя несколько относительно самостоятельных; научных дисциплин, которые могут быть объединены в три свя­занные друг с другом группы.

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимуще­ственно с изучением материальной культуры; а) социология куль­туры материального производства; 6} социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преиму­щественно к духовной культуре: а) социология образса-шия: б) со­циология науки: в) социология нравственной культуры: г) социо­логия религиозной культуры; д) социология художественной куль­туры.

3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к ду-хопной культуре, т, е, представляющих собой «вертикальное сече­ние» и материальной и духовной культуры: а) социология полити­ческой культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры.

Разумеется, охватить все эти сферы не сможет ни один социо­лог, ибо для этого надо иметь специальные познания с каждом из видов культуры, что, по понятным причинам, невозможно. Поэто­му и мировой практике социология культуры ограничивается обыч­но только вторым из перечисленных выше «блоков», т. е. социоло­гией духовной культуры. При этом социолог чаще всего ограничи­вается каким-либо ее видом: социологией образования, науки, морали, религии, искусства. Более того, в современный период наблюдается и более узкая специализация. Скажем, в социологии искусства выделяются как особые научные дисциплины социология театра, чтения, кино, концертной деятельности, изобразительных искусств. В социологии образования выделяются социология сред-

ней школы, профессионально-технического образования. высшей школы. Можно предположить, что такая дифференциация социо­логических дисциплин со временем будет углубляться.

Сложность социологии культуры заключается, наконец, s тол, что квалифицированный социолог культуры должен хорошо знать и ряд смежных наук, а именно: историю данного вида кулыуры (морали, религии, искусства и т. д.); теорию (для социолога, изу­чающего образование, необходимо знание педагогики, для социоло-гa морали—этики, для социолога науки — философии науки, для социолога религии —теологии, для социолога искусства — искусство-ведения); специальные методики исследования данного вида куль-туры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2281 - | 2079 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.