Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешние признаки рукописных источников Древней Руси 3 страница




Первые старопечатные мотивы в рукописных книгах появились в виде черно-белых клейм, которые стали вписывать в нововизан­тийские заставки, концовки, инициалы. Сюжеты этих клейм черпа­лись из «Большого прописного алфавита», созданного в 80-х гг. XV в. гравером из Вестфалии Израэлем ван Мекенемом, хорошо из­вестным в России. Русские книжники не просто копировали буквы и украшения алфавита Мекенема, а весьма остроумно использовали их детали, создав оригинальные композиции нового стиля. Этому стилю были свойственны растительные мотивы (сочетания листь­ев, трав, плодов), заполнявшие все поле заставки, концовки и каркаса инициалов. Оригинальным в этом стиле было использование

страстной штриховки, придававшей черно-белому орнаменту объемность формы. Печатная книга вобрала в себя все лучшее, что было создано в художественном облике рукописной книги. В основу старопечатного шрифта лег полуустав с его четкой графикой букв. Рукописный старопечатный орнамент перешел в художественные украше­ния печатной книги, получив на ее страницах дальнейшее развитие и завершение в черно-белом варианте.

С середины XVI в. наблюдается обратный процесс влияния печатной книги на рукописную, который выразился в появлении в рукописях первых печатных заставок, скопированных из «Апосто­ла» Ивана Федорова.

Со второй половины XVII в. рукописи стали украшаться орнамен­том барокко. Появление нового стиля связано с развитием в XVII в. тенденции к обмирщению культуры, одним из выражений которой явилось стремление к узорочному оформлению декора культовых ар­хитектурных сооружений, предметов прикладного искусства, книг. Книжный орнамент барокко строился на сочетании растительных мо­тивов и геометрических форм (эллипсов, спиралей). Этот стиль как бы соединился со старопечатным стилем, вобрав в себя его раститель­ные мотивы (пышные листья, цветы, плоды), которые получили реа­листическое и рельефное изображение. Орнамент барокко отличает­ся пышностью раскраски с использованием киновари, белой, черной и золотой красок. В конце века из орнамента барокко развивается более упрощенный так называемый поморский стиль, получивший распро­странение в рукописной книге старообрядцев. Этот стиль характери­зовался наличием золотого фона, на котором давались изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.

Миниатюра. Миниатюра XV—XVII вв. испытала на себе тен­денции, развиваемые в живописи А. Рублевым, Дионисием, Симо­ном Ушаковым. Источников, украшенных миниатюрами, в рассмат­риваемый период сохранилось достаточно много. Среди них необ­ходимо выделить Лицевой летописный свод XVI в., содержащий более 16 тыс. миниатюр.

Для датировки миниатюр важны наблюдения над их компози­цией, наполнением деталями, особенностями красок. В миниатю­рах XV — первой половины XVI в. изображение природных и архи­тектурных деталей давалось более стилизованно и абстрактно, чем в последующий период. Раскраска миниатюр этого периода от­личалась многообразием оттенков. Золото использовалось преиму­щественно для покрытия фона и нимбов святых.

Со второй половины XVI в. изображение архитектурных форм стало более реальным и направленным на отражение конкретных сооружений. Миниатюра XVII в. часто бывает перегруженной мно­жеством фигур и деталей. В ее цветовой гамме доминируют крас­ный, зеленый, желтый цвета. Золото используется в роскошных рукописях. Наполнение миниатюр бытовыми деталями (изображени­ем одежды, орудий труда) облегчает их датировку путем установле­ния соответствия изображаемых на них предметов с предметами, употребляемыми в быту в момент написания миниатюр. Одновре­менно миниатюры являются ценным историческим источником, по­зволяющим уточнить наше представление об оружии, архитектуре, бытовых предметах того или иного периода. Возможность опозна­ния на некоторых миниатюрах архитектурных построек, а также эле­ментов географической среды расширяет информацию о месте на­писания книг, а также об их писцах и художниках.

Вязь. В XVI—XVII вв. продолжается распространение вязи, ко­торая в XVII в. используется даже в документах делового характе­ра: писцовых, переписных книгах. В XV—XVI вв. в связи с создани­ем местных «школ» вязи в ряде городов (Новгороде, Пскове, Москве) наблюдается ее стилевое разнообразие, которое служит показа­телем места написания источника. К середине XVII в. происходит унификация приемов вязи, выработка ее единого стиля.

Вязь получила распространение и в так называемых книжных знаках — экслибрисах, показывающих имя владельца книг. Наибо­лее ранние находки экслибрисов относятся к концу XV — началу XVI в. Они обнаружены в знаменитой библиотеке Соловецкого монастыря. Основателем книжного знака там стал игумен Досифей. Он нашел остроумный вид экслибриса: из первой буквы слова, обо­значающей его звание «священноинок», он сделал круг - «оправу», куда вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже: «Священноинока Досифея». Наблюдения за книжными знаками могут оказать помощь в определении места написания книги, установле­нии ее заказчика или владельца, а также и возможного автора.

Датирующий показатель вязи в XVI в. составил 4 и 8. В XVII в. датирующий показатель вязи вырос до 10 и 12. Буквы вязи стали высокими, вязь читается с трудом.

Тайнопись. Использование тайнописи в условиях единого Рус­ского государства диктовалась нуждами зашифровки документов, но­сящих политический и дипломатический характер. В XVI—XVII вв. происходило совершенствование и дальнейшее развитие ранее суще­ствовавших систем тайнописи: системы «чуждых письмен», системы замены знаков кирилловского алфавита, «литореи», а также счетной (цифровой) системы. Рядом с «простой литореей» в XVI—XVII вв. получила распространение «литорея мудрая». В этой системе при со­хранении алфавитного порядка согласных букв верхнего ряда (как и в «простой литорее») согласные нижнего ряда ставились не в алфавитной, а в условно принятой шифровальщиком последовательности.

Иногда замене подлежали и гласные буквы. Видом тайнописи стал акростих, т.е. стихотворение, начальные буквы каждой строки кото­рого скрывали зашифрованные надписи. Своеобразной тайнописью XVII в. становится вязь, высокие показатели которой делают ее прак­тически трудночитаемой. В источниках XVII в. можно встретить тай­нопись с нарочито усложненным шифром, ключ к которому можно подобрать, используя не одну, а несколько систем тайнописи. Приме­ром может служить тайнопись князей Барятинских.

Чернила. Чернила имели оттенки от темно-коричневого до свет­ло-бурого. Чернила черного цвета (с примесью сажи) придавали до­кументам несколько неряшливый вид и в практике встречались реже. От XVII в. сохранилось много рецептов приготовления чернил. В ос­нове этих рецептов лежала реакция между железистыми и дубильны­ми веществами. В XVII в. для убыстрения приготовления чернил вместо железных предметов (ломаных ржавых гвоздей, подков и т. д.) стали использовать медный купорос. Для просушки чернил пользовались чистым речным песком, которым присыпались написанные тексты.

Переплет. Книги состояли из сшитых между собой тетрадей. Доски и переплет книг обтягивались кожей, бархатом, атласом и кам­кой. С конца XVII в. стали употреблять и более дешевый бумаж­ный переплет. В XVII в. кожаный переплет стал украшаться золо­тым тиснением. В XVI—XVII вв. корешок книг имел поперечные выпуклые валики, внутри которых прятались нитяные узлы пере­плета. Срез листов книг раскрашивался красками или золотился. До середины XVII в. обрез рукописных книг совпадал с досками пе­реплета. затем в целях сохранения краев страниц переплет стал вы­двигаться над обрезом. Роскошные книги имели позолоченные ок­лады, украшенные драгоценными камнями и жемчугом.

Переплеты делопроизводственных книг были проще. Они дела­лись из досок, обтягивались грубым холстом или кожей. Иногда в XVII в. приказные книги вкладывались в сумки-футляры. Внешне сумка напоминала портфель. Сумку связывали посредством тесем­ки или ремешка-завязки.

Формат рукописей. Подавляющая часть источников XV-XVII вв. написана на бумаге. Источники дошли до нас в виде книг, свитков, тетрадей, отдельных листов. В условиях распространения бумаги как основного материала для письма особую важность при­обретают наблюдения за форматом бумажных рукописей.

Листы бумаги не имели стандартных размеров. Их величина за­висела от размеров форм — противней, в которые выливалась бу­мажная масса. Поэтому в источниках формат рукописей не выра­жался в каких-либо конкретных единицах измерения, а определял­ся в зависимости от того, сколько раз целый лист бумаги переги­бался и разрезался перед употреблением. Термину «дестный» лист, или лист «в десть», соответствовал целый лист бумаги, перегнутый пополам и переплетенный в месте сгиба. При формате «в полдесть» лист дважды перегибался и один раз разрезался на две части и т. д.

Формат рукописей можно определить по расположению фили­грани. Поскольку филигрань находилась в правой стороне целого листа, при перегибе листа пополам она оказывалась посредине од­ной из его половинок. Такое положение филиграни свидетельству­ет о том, что рукопись написана в формат «десть». При вторичном перегибе листа и его разрезе на четыре части две половинки части филиграни оказывались у корешка книги и показывали на формат «в полдесть», или в четверку. Для рукописей, имеющих формат «в восьмушку», листы разрезались на восемь частей. Четверть водя­ного знака находилась у корешка книги, вверху или внизу страницы.

Формат книги определялся ее назначением. Книги, предна­значавшиеся для чтения в полутемной церкви, писались на листах «в десть». Размер в восьмую долю листа мог применяться для так называемых «путных» рукописей, предназначенных для чтения в дороге. По числу листов книги также были разными — от несколь­ких десятков до тысячи.

В приказном делопроизводстве в центре и на местах были распро­странены две формы фиксации документов — книга и столбец. Систе­ма записи документов в книге отвечала потребностям в постоянных справках. В делопроизводстве известны книги: писцовые, переписные, дозорные, таможенные. Делопроизводственные книги, так же как и книги светского и духовного содержания, имели поля, нумерацию стра­ниц. Их формат соответствовал перегибу и разрезу листов бумаги.

Для формата, называемого столбцом, бумагу нарезали полоса­ми, ширина которых была намного меньше их длины. На столбцах писались документы так называемого «столбцового» делопроизвод­ства: грамоты, указы, отписки, памяти, наказы, росписи, расспросные и пыточные речи и т. д.

По мере заполнения бумажные полосы склеивались между со­бой, образуя длинные свитки. Место склейки полос называлось «сставом». Столбцовое и книжное приказное делопроизводство име­ет ряд особенностей, на которые следует обращать внимание. На­пример. на оборотной стороне столбцов имелись «пометы» — до­полнительные записи, содержащие сведения об адресе лиц и учреждении, которым предназначался документ, имя человека, доста­вившего этот документ, дату его отправки и получения. Особенно важны пометы на документах, рассматриваемых Боярской думой или самим царем, содержащих информацию о вершении дел.

Для предохранения документов от хищения и подлогов на них ставились «скрепы» (подписи) дьяков или подьячих «с приписью», т.е. подьячих, имеющих право подписи документов. Подпись раз­бивалась на слоги. Например: «ди-акъ Гри-го-рей Про-то-по-повъ». В столбцах она ставилась в месте «сстава», на оборотной стороне листов с таким расчетом, чтобы верхняя и нижняя части каждого слога подписи были на обоих склеенных листах. В делопроизводст­венных книгах подпись дьяка или же подьячего «с приписью», раз­битая на слоги, помещалась на поле лицевой стороны каждого лис­та. Незаполненные листы книг отмечались словами «лист порозжей», т. е. пустой, и также имели дьячыо подпись.

Наблюдения за «сставами», «скрепами», «пометами» докумен­тов чрезвычайно важны для выводов о месте, времени, авторстве. Наличие подписи дьяка на обороте или на полях, а также подписей свидетелей, упомянутых в тексте, разные почерки свидетелей гово­рят о подлинности документов.

Для разлиновки листов применялась рамка (карамса) с натяну­тыми нитями, или «жилами». Рамка накладывалась на лист и по ее нитям костяным шильцем, которое не оставляло цветного следа, на­давливались строки. Разлиновывались, как правило, листы книг. На­давливание линий позволяло заполнять лицевую и оборотную сто­роны листа книги с одинаковой равномерностью расположения строчек. Формат бумаги в столбец разлиновывался крайне редко.

Краткие выводы. В XV—XVII вв. главным материалом для письма становится бумага. Она употребляется как в деловом пись­ме, так и для написания книг. В делопроизводстве бумаге сопутст­вует скоропись, заменившая полуустав. Полуустав, вытесненный из деловых бумаг, стал книжным письмом. Пергамен использовался в исключительных случаях: для написания торжественных царских грамот, редко книг. Для датировки рукописей этого периода ис­ключительно важное значение имеют наблюдения за водяными зна­ками, начерками букв, книжным орнаментом, форматом.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX вв.

На содержание и структуру деловых бумаг XVIII и XIX вв. большое влияние оказала новая форма делопроизводства, основные принципы которой сложились при Петре I.

В связи с реформой системы центрального управления и заме­ной приказов коллегиями в 1720 г. был издан «Генеральный регла­мент». Он установил порядок канцелярского делопроизводства, об­щий для всех коллегий. Согласно «Генеральному регламенту» в центральных государственных учреждениях устанавливался канце­лярский штат, состоящий из секретарей, нотариусов, актуариусов, канцеляристов, копиистов, регистраторов, переводчиков. Коллеж­ский секретарь отвечал за правильность делопроизводства и под­готовку дел к докладу. Специалистом по составлению протоколов заседания коллегии был нотариус. Актуариус ведал хранением кол­лежских документов. Копиисты размножали документы. Строго рег­ламентированное коллежское делопроизводство усложнилось по сравнению с приказным. В коллегиях велась тщательная регистра­ция входящих и исходящих бумаг, делались подшивки их копий и черновиков, появились новые разновидности документов, носящих иностранные названия: рапорт, регламент, манифест и т. д.

Правилам составления различных бумаг уделялось большое вни­мание. После «Генерального регламента» они нашли соответствую­щую разработку в указе «О должности Сената» (1722 г.), в «Учреж­дении для управления губерний» (1775 г.) и др.

Очень важным условием для сохранности документов было соз­дание в первой четверти XVIII в. архивов. Архив — специальное учреждение для хранения старых документов, отделенное от канце­лярий как места составления документов. Указом 1724 г. был обра­зован Генеральный архив Старых государственных дел, сосредо­точивший материалы Посольского приказа. Сформировались архи­вы Военной коллегии, Сената и Синода, а в 1780 и 1782 г. — Госу­дарственные архивы Старых дел в Петербурге и Москве. В 1811 г. создаются архивы министерств и их департаментов. В 1852 г. круп­ным архивом становится Московский архив Министерства юсти­ции, объединивший фонды архивов Разрядного, Вотчинного и Старых дел. В дальнейшем этот архив стал основой Российского го­сударственного архива древних актов.

В XVIII—XIX вв. расширяется и еще больше детализируется круг документов, обслуживающих нужды монархии, развивающейся про­мышленности, внутренней и внешней торговли.

Введение гражданского шрифта внесло коренные изменения в развитие русского книгопечатания. Расширилась тематика и воз­росли темпы книгопечатания. Однако рукописная книга стала вы­ходить из употребления только со второй половины XVIII в. Причина этого заключалась в наличии пробелов в тематике книго­печатания, в дороговизне книжных изданий. В XIX в. практика пе­реписки книг от руки сохранилась как одно из средств распространения нелегальной литературы. Например, известны рукописные экземпляры «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

Наряду с деловыми бумагами и рукописными книгами в качест­ве объекта палеографического изучения возрастает роль источни­ков, составивших рукописное наследие выдающихся политических и государственных деятелей, а также деятелей культуры и искусства.

Материал для письма. В ХУШ-Х1Х вв. материалом для письма была бумага. В начале XVIII в. употреблялась преимущест­венно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти XVIII в. отечественного бумажного производства потреб­ность в писчем материале все больше стала удовлетворяться за его счет. При этом не исключалась возможность использования и им­портной бумаги. В XVIII в. это была преимущественно француз­ская и голландская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее распространенными были «герб Амстердама», «шут», знак «рго Ра1па» («за Родину»), изображающий аллегорическую сценку.

Филиграни бумаги отечественного производства часто имели изображения гербов: государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бу­мажные фабрики. Например, на бумаге ярославских фабрикантов давалось изображение ярославского герба — медведя с протазаном. Чтобы отличить бумагу разных ярославских фабрик, на ней дава­лись, помимо ярославского герба, литеры, изображающие началь­ные буквы названия мануфактуры или инициалы ее владельца. На­пример, литеры 1760 г. «ЯМСЯФ» следует расшифровывать как «Ярославская мануфактура Саввы Яковлева фабриканта», литеры 1789 г. «ЯМВСЯ» — как «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева». Такие же особенности были характерны и для бумаги, выпускаемой в других городах.

Отличительной чертой русских филиграней XVIII—XIX вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги.

Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, которое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном написа­нии актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде российского герба (от­сюда и происхождение названия бумаги — гербовая) ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером: мень­шее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бумага различалась по стоимости.

В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку време­ни. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связанные с появлением и заменой клейма. Например, клеймо об­разца 1724 г. соответствовало периоду 1724—1726 гг., клеймо образ­ца 1727 г. — периоду с 1727 по 1764 г.

Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом мо­жет быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб. Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х гг. указания года изготовления бумаги, а с 70-х гг. — стоимости бумаги оказывает помощь в уточне­нии (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гер­бовой бумагой широко пользовались и в XIX в.

Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тисне­ния - штемпель. Самый ранний штемпель на бумаге отечественно­го производства С.А.Клепиков относит к 1828 г. Значение штемпе­ля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840— 1880 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производ­ство бумаги филиграни стали встречаться реже.

Форма штемпеля отличалась разнообразием: овальная, прямо­угольная, со срезанными углами, круглая, фигурная, гнутая, в виде гербового щита или вписанного в овал круга. В связи с разнообра­зием форм штемпелей их размеры не могли быть стандартными. Штемпель в виде круга имел в диаметре 12—19 мм, овальная форма штемпеля могла составить в длину от 13 до 24 мм, прямоугольная форма со срезанными углами — 13—17 мм. В начале XIX в. в среде дворянства и купечества стало модным писать письма на почтовой бумаге, выполненной по личному заказу. В этом случае штемпели могли изображаться в виде сложных монограмм или начальных ли­тер заказчиков.

Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бу­мажного производства, в нем указывались название фирмы и стои­мость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводи­ло к изменению информативного содержания штемпеля. Основы­ваясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Датировка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с датировкой филиграни. Штемпель и филиграни удержались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти XX в. Спра­вочный материал, помогающий их датировать, содержится в рабо­тах С.А.Клепикова.

С конца XVIII в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом XVIII — началом XIX в. Бумага более густого синего цвета харак­терна для второй четверти XIX в.

С введением во втором десятилетии XIX в. машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй поло­вине XIX в. Россия приступила к производству бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Качество бумаги зависело от состава бумажной массы. Бумага, изготовлен­ная из чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плот­ность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобу­мажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучша­ло внешний вид бумаги, но снижало ее прочность. Механическая I древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала ее ше­роховатость и ломкость.

В конце XIX — начале XX в. писчая бумага подразделялась на несколько сортов, обозначенных особой нумерацией, помещаемой на штемпеле. Под первым номером выпускалась бумага высшего сор­та, сделанная из тряпичного сырья. По мере увеличения примесей к тряпью и ухудшения качества бумаги номера понижались от второ­го до девятого.

Производственная практика выдвигала определенные требова­ния к качеству бумаги в соответствии с ее назначением. Например, с 1904 г. военные ведомства стали использовать для документов вечного хранения бумагу под первым номером, для документов, под­' Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранно­го производства XVII- XX вв. - М.. 1959; Клепиков С.Л. Штемпели на бумаге русского и иностранного производства XIX- XX вв. (Дополнение к таблице, опубликованной в 1959 г.) // Археографический ежегодник за 1966 год. — М., 1968.

лежащих хранению 15 лет и более, — бумагу под вторым номером. На бумаге под четвертым номером в военных ведомствах писались документы, не требующие хранения.

В годы гражданской и Великой Отечественной войны бумажная промышленность испытала большие трудности. Ухудшение качест­ва бумаги может служить важным палеографическим признаком, помогающим в датировке источников военных лет.

Графика письма. Графика скорописи XVIII в. испытала на се­бе влияние нескольких факторов. Главнейшим из них было введе­ние гражданского шрифта. До 1708 г. книги печатались церковно­славянским шрифтом, изобретенным еще в XVI в. первопечатни­ком Иваном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукопис­ный полуустав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сокращенными словами, с буквами греческого алфавита ти­па «кси», «пси», «ижица».

Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы — дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма ли­тер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнениее, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное письмо начала XVI II в., переработанное на основе латинской антик­вы — шрифта.

Новая азбука вызвала к жизни и новую, ориентированную на нее скоропись. Кроме введения гражданского шрифта, графике которого стали подражать в рукописях, на скоропись XVIII в. оказало влия­ние коренное изменение делопроизводства, выработка приемов осо­бого «писарского почерка». В XVI—XVII вв. развитие делопроиз­водства в городах находилось в руках подьячих, в сельской местно­сти — церковных дьячков. Систематического обучения не было. При Петре I под контроль государственных органов было поставлено на­писание деловых бумаг. Будущих канцелярских служащих стали обучать порядку делопроизводства, стандартному рукописному письму, началам грамматики и арифметики.

Громадное влияние на графику второй половины XVIII в. оказа­ло издание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова. Создание в 1780-х гг. общеобразовательных школ (главных и малых народных училищ) вызвало к жизни издание пособий по чистопи­санию. В 1787 г. вышло «Руководство к чистописанию для юноше­ства в народных училищах». В 1789 г. появилась «Азбука россий­ского чистописания, расположенная на французский манер».

Развитие скорописи XVIII в. традиционно принято делить на два этапа: скоропись первой половины XVIII в., которая характеризо­валась многообразием начерков, и скоропись второй половины XVIII в., отличающаяся стандартизацией графики. Однако скоро­пись первой четверти XVIII в. значительно отличается от скорописи не только конца столетия, но и второй четверти XVIII в. Основываясь на этих наблюдениях, А.Т.Николаева предложила выделить в развитии скорописи XVIII в. три этапа: скоропись первой четверти. скоропись второй четверти, скоропись второй половины XVIII в. (примерно со времени выхода в свет «Российской грамматики» М.В. Ломоносова).

Скоропись первой четверти XVIII в. характеризовалась сочета­нием ярко выраженных рукописных традиций XVII в. с элемента­ми графики XVIII в. Традиции предшествующего периода, более заметные в провинциальных учреждениях, сказались в использова­нии старых орфографических приемов, начерках отдельных букв, в манере написания взметов и выносных букв, в беспорядочном ис­пользовании заглавных букв и знаков препинания.

Элементы нового были видны прежде всего в отходе от разма­шистого написания отдельных букв к их четкому написанию, как бы подражающему графике гражданского шрифта.

Скоропись второй четверти XVIII в. обнаруживала уже меньшее влияние традиций XVII в. В ней ярче проявились элементы нового, чем старого. Она характеризовалась уменьшением размашистости начерков, сокращением разновидностей выносных букв, из числа которых в первую очередь стали исчезать «б», «к», «л», «р». Во вто­рой четверти XVIII в. продолжала развиваться тенденция к уменьшению вариантных особенностей букв и к упрощению их начерков. Частым стало использование лигатур, в основе написания которых лежала более упрощенная графика двух рядом стоящих букв. Для второй половины XVIII в. характерны упрощение графики, стан­дартизация и приближение к современному написанию подавляю­щего большинства строчных букв: а, б, д, е, з, к, л, м, р, т, у, ф, х, ы, ь, ю, я. Одновременно с этим продолжало сохраняться графическое разнообразие букв: в, ж, с, ч, ъ. Буквы «в», «к», «и» могли сохранять графику XVII в.

Резко сократилось число выносных букв. Их начертания уп­ростились и приблизились к начертанию строчных букв. В конце XVIII в. выносные буквы почти вышли из употребления. Разнооб­разятся варианты скорописных лигатур. Письмо развивается в сто­рону связного написания букв в слове. Слова в строке пишутся раз­дельно.

Из знаков препинания использовались точка, запятая, двоеточие. Правильность их расстановки зависела от образованности писца.

Стандартизация букв и манеры письма приводит к тому, что к концу XVIII— началу XIX в. в скорописи вырабатываются два типа письма: более замедленное, квадратное — академическое письмо и ускоренное, округлое — канцелярское. Последнему были свойствен­ны двунажимность и небольшой наклон. В конце XVIII—XIX в. в круглом канцелярском письме выделились три почерковые осо­бенности, получившие в обиходе свои названия: 1) «немецкий» почерк, характеризовавшийся прямотой, остроконечностью и эле­ментами готической декоративности букв; 2) «английский» почерк, отличающийся ровным, круглым, связным написанием всех букв в слове; 3) «французский» почерк, одной из разновидностей которого был «ронд» — круглый почерк. Его своеобразие выработалось в про­цессе использования пера «рондо», имеющего закругленный конец.

Датировка скорописных текстов второй половины XVIII— XIX в. в значительной степени исходит из наблюдений над знаками препинания, орфографией и другими грамматическими особенно­стями текстов. Например, после выхода в свет «Российской грам­матики» М.В. Ломоносова в скорописных текстах стали соблюдать­ся правила расстановки знаков препинания и раздельного написа­ния предлогов с именами существительными и прилагательными. Такое же значение для наблюдения над появлением новых грамматических особенностей рукописей имеет появление «Практической русской грамматики» Н.И.Греча и «Русской грамматики» А.Х.Востокова.

Следует учитывать и те изменения, которые происходили в ал­фавите. Например, после введения гражданского шрифта в 1708 г. из скорописи стали постепенно исчезать юсы, йотованные буквы, а также греческие буквы «кси», «пси», «омега». Во второй четверти XVIII в. в алфавит вошли «Э оборотное», «И краткое». В 1918 г. из алфавита были исключены «I десятеричное», «фита», «ять», «ижи­ца» и твердый знак после твердой согласной в конце слова.

При работе с историческими источниками XVIII—XX вв. воз­растает значение палеографических наблюдений над авторскими текстами. Методические приемы установления авторства и подлин­ности рукописей, сохранившихся полностью или в отрывках, требуют изучения индивидуальных особенностей отдельных почерков и знания приемов их сравнения.

Анализ почерка требует проведения наблюдения над: 1) сте­пенью автоматизма письма, т.е. над его выработанностью; 2) графи­кой каждой буквы, манерой написания лигатур, переноса слов; 3) степенью сжатости и размахом написания букв, их высотой и ши­риной; 4) углом наклона букв, нажимом пера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 802 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.