Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешние признаки рукописных источников Древней Руси 2 страница




Датирующими признаками бумаги могут служить расстояния между вержерами и пантюзо. Очень широкие расстояния между вержерами — показатель бумаги второй половины XIV в. Напротив, наибольшее сближение между пантюзо свидетельствовало о про­грессе, улучшении техники производства бумаги. Поэтому при на­личии одного и того же водяного знака на двух различных листах бумаги более старой нужно считать ту. которая имеет более редкие вертикальные линии.

При датировке необходимо иметь в виду, что время выхода бу­маги с той или иной филигранью и время написания на этой бумаге документа, как правило, не совпадают. Разница зависит от продол­жительности времени доставки бумаги потребителю и сроков залежности бумаги в месте ее использования. Выяснение залежности бу­маги — одна из задач палеографии. С.А.Клепиков считает, что залежность бумаги для периода с XIII по XIV в. может быть определена в 4,5 года, для XV в. — в 6—7 лет.

Существует понятие «черной» и «белой» даты. «Черная» дата — написана, воспроизведена на материале для письма (бумаге). «Бе­лая» дата — получена в результате обработки бумажного водяного знака (филиграни, вержера, пантюзо) с помощью справочников во­дяных знаков.

Графика. Древнейший устав был медленным письмом. Ускоре­ние написания привело к некоторому изменению его графики, ко­торая в XIII—XIV вв. может характеризоваться как поздний устав. Буквы позднего устава теряют строгую геометричность начерка, свойственную древнейшему уставу. Они становятся более вытяну­тыми. В буквах «иже», «е йотованном», «ю» увеличивается скос горизонтальных перекладин:. Постепенно увеличивается ниж­няя половина букв «в», «ж», «к». У буквы «ъ» — ять штиль выходит над строкой: Ъ. Чашечка буквы «ч» приобрела форму воронки: V. Поздний устав производит впечатление более ускоренного по срав­нению с древнейшим уставом. Уйдя с середины XIV в. из делового письма, он сохранился еще в XVI в. в качестве книжного письма.

В деловом письме поздний устав переходит в новый тип письма — полуустав. Полуустав был распространен в деловых бумагах со вто­рой половины XIV—XV в. Основные черты полуустава следующие: более мелкое по сравнению с уставом написание букв, появление наклона букв, нарушение геометричности их графики, появление лига­тур, частичного разделения фраз на слова, новых приемов сокраще­ния слов, увеличение числа выносных букв.

Ранний полуустав исследователи называют «русским полууста­вом», поскольку он сохраняет известную близость к традициям рус­ского устава XIV в., претерпевшего определенные изменения гра­фики. Отличительными признаками русского полуустава явились начерки ряда букв, помогающие разобраться как в типах письма, так и в датировке полуустава: так называемое «Ч расщепом» V, кото­рое потеряло ножку, «Е якорное», «З полукружием» с неболь­шой крышечкой слева, буква «иже» с косой перекладиной, как современное «И». Трудной и непонятной становится для прочте­ния буква «Ж»,Х, которая часто стала изображаться без некото­рых деталей.

В конце XIV— начале XV в. в связи с расширением связей с юж­нославянскими книжниками, многие из которых были вынуждены эмигрировать в Россию в связи с захватом турками Балканского по­луострова, памятники русской письменности претерпевают изме­нения. Эти изменения выразились в проникновении в письменность некоторых графических, орфографических, художественных и час­тично языковых черт, свойственных болгарским и сербским ис­точникам того времени.

Влияние южнославянского полуустава на русский полуустав вы­разилось прежде всего в удлинении вертикальных деталей ряда букв. Появилось «Т» с опущенными до нижней строки крыльями: (трех­ногое), «Д» с удлиненными нижними концами: Д, буквы «'Ь, Ъ, Ы» с удлиненными слева концами: 'Ъ.Ъ.Ы. Тенденция в удлинении нижних хвостиков букв проявилась и в начерке буквы «Ч», которая стала писаться с длинной ножкой справа: Ч. Русский и южносла­вянский полууставные начерки легли в основу полуустава, условно получившего название «московский». Вобрав в себя наиболее удоб­ные в графическом отношении полууставные начерки, московский полуустав развил ряд графических, отличающих его черт, в числе которых в первую очередь выделяются буквы: «В калачиком» в, «З». похожая на цифру «три», резко выделяющаяся своим разме­ром в строке Э -

Кроме графических признаков, отличительной особенностью по­луустава от устава является наличие большего разнообразия прие­мов сокращения. Сокращение достигалось пропуском гласных и со­гласных не только в словах духовного, но и гражданского содержа­ния. Над сокращенным словом ставилось титло: дрвня (деревня), члкъ (человек), мсцъ (месяц) и т.д. Способ сокращения слова — вы­нос букв, причем выносные буквы также писались под титлом. Спо­собом сокращения было усечение слова до нескольких букв и даже одной (начальной) буквы. Усекались обычно распространенные, всем известные слова, часто повторяемые в тексте (деревня), (пустошь) и т.д. Усеченные части слов обводились кружком.

В полууставе делаются первые попытки связного написания двух стоящих рядом букв. Полуустав знает более десяти вариантов лига­тур типа:

и др. В полууставе XV в. появляется запятая, которая была принесена болгарскими книжниками.

На рубеже XIV—XV вв. на базе полуустава развивается новый тип письма — скоропись, которая стала господствующей в деловом письме единого Российского государства. Что касается полуустава, то он стал преимущественно книжным письмом.

Украшения рукописей. Время позднего устава и его эволю­ции в полууставное письмо совпадает с распространением нового художественного стиля, получившего название тератологического, чудовищного или звериного орнамента. Этот орнамент был распро­странен в XIII и особенно в XIV в. Книги этого периода, как прави­ло, написаны на пергамене. Наибольшее число книг, украшенных орнаментом тератологического стиля, сохранилось в Новгороде и Пскове.

По вопросу о происхождении тератологического орнамента су­ществуют разные мнения. Ряд авторов (Ф.И.Буслаев', В.Н.Щеп­кин2) высказывались о заимствовании тератологии от южных славян. Некоторые зарубежные исследователи (венские искусство­веды Иозеф Стржиговский, В.Бори), решая вопрос в духе идеи пан­германизма, утверждали, что Русь восприняла тератологический орнамент из Скандинавии и Северной Германии, что тератологичес­кий орнамент Руси был местной ветвью орнамента германо-скан­динавского культурного центра. Ряд историков искали корни тератологии на Востоке.

Большинство исследователей (А.В.Арциховский, Б.А.Рыбаков, М.К.Каргер и др.), признавая взаимовлияние русской и южносла­вянской культур, говорят о самобытности развития русской терато­логической орнаментики, о ее связях с древнерусским прикладным искусством, деревянной резьбой, предметами художественного ре­месла (из металла, серебра), с местными художественными тради­циями и фольклорными мотивами.

Тератологический орнамент был известен во всех рукописных центрах Руси, но подлинного расцвета он достиг в XIV в. в Новго­роде.

Переход к тератологии был постепенным. Уже в XII в. нарушается строгость старовизантийского стиля. Рядом с натуралистичес­кими изображениями животных появляются фантастические зве­ри, о которых нельзя сказать, кто это — птица, собака или лев. На смену растительным и геометрическим мотивам приходят терато­логические комбинации животных форм и плетений из ремней и змеиных хвостов.

Заставка тератологического орнамента не имеет правильной гео­метрической формы. Она напоминает изображение ткани, по кото­рой «стелется» плоскостной орнамент. Сверху заставку часто венчает цветочный узор — навершие, углы заставки оформлены ви­зантийской веткой. Узор заставки мог состоять из двух симметрично расположенных друг к другу живых существ — чудищ, запутавших­ся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвостов, ног чудищ, оплетали их туловище и переходили в «средник» — вер­тикальное плетение, спускающееся в заставку с навершия и разде­ляющее ее как бы на левую и правую части. Из таких же ремней, плетений, нередко завершающихся голова­ми чудищ, образовывались инициалы. Для облегчения чтения ини­циалов, которые потеряли рельефность, живописцы стали давать цветной силуэт буквы. В XIII в. в тератологии появился мотив чело­веческой фигуры. Это так называемые тератологические человечки.

В XIV в. они одеты в шапку конической формы. В XIV в. более ин­тересными, чем заставки, стали инициалы, в которых появились це­лые жанровые сценки с использованием изображения людей. Так, буква «М» изображается в виде двух людей, тянущих сеть с рыбой. Букву сопровождает текст, написанный над фигурами людей и представляющий их перебранку: «Потяни, Коровин сын! — Сам еси та­ков!» Буква «Д» изображалась в виде человека, играющего на гус­лях. Над буквой имелась надпись: «Царь Давид играет на гуслях».

Основу цвета тератологического орнамента составляет кино­варь — краска ртутного состава, огненного оттенка. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для пе­редачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена. Золотая и серебряная краски в тератологии не применялись.

Тератологический орнамент имел свои местные особенности. Для новгородский тератологии был характерен серо-синий или голубой фон. Псковской тератологии были свойственны более крупные по величине, чем новгородские, инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунка. В рязанских рукописях в качестве фона инициалов использовался зеленый цвет.

Тератологический стиль был характерен не только для рукопи­сей. Он существовал в художественном ремесле (например, колты, наручи — женские украшения), в архитектурной пластике (релье­фы Дмитровского во Владимире, Георгиевского в Юрьеве-Поль­ском, Борисоглебского и Благовещенского соборов в Чернигове).

В XV в. тератология угасает. В заставках исчезают изображения зверей, остаются только плетения. Так же как и устав, тератология мед­леннее уходит из пергаменных книг. В появившихся в XIV XV вв. образцах бумажных книг сочетание тератологии и устава встречается реже. чем в пергаменных книгах. Дольше всего тератологический ор­намент продержался в рязанских рукописях (до XVI в.).

В конце XIV — начале XV в. получают распространение новые типы орнамента: балканский и нововизантийский. Подобная смена была одним из результатов «второго южнославянского влияния», которым оказалась затронута русская культура в результате наплыва произведений южнославянской письменности в русские земли.

В XV в. был распространен главным образом балканский (пле­теный, или жгутовой) орнамент. В XVI в. он сохраняется на терри­тории Юго-Западной Руси.

Ранний балканский орнамент был простым, без деталей напол­нения и, так же как тератологический, рисовался от руки. Со вто­рой половины XV в. он усложняется. Характерными особенностя­ми балканского орнамента были следующие: четкие геометричес­кие круги, вплетенные друг в друга, в несколько ярусов, бесконечная восьмерка, прямоугольные решетки, переплетенные между собой, плетения, образующие сложный без просвета рисунок, напоминаю­щий ткань — рогожку или ковер. Деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты. Заставка ор­намента не имела рамы. Но ее могло венчать навершие в виде изо­бражения букета цветов. Углы заставки украшались стилизованны­ми цветами, шишками, бутонами. В стиле плетения выполнялись и инициалы, которые стали четкими и легко читались. Яркие образ­цы заставок балканского орнамента имеются в «Апостоле», напи­санном в 90-х гг. XV в. В этой книге 48 заставок балканского стиля, причем ни одна из них не повторяется.

Богатые книжные переплеты XIII—XV вв. имели серебряные ок­лады, украшенные тисненым рисунком, чернью, сюжетными сред­никами и наугольниками.

Миниатюра. В период феодальной раздробленности содержание миниатюр стало более разнообразным. Наряду с сюжетами, изобра­жающими святых, появились сюжеты из области быта и политичес­кой жизни. В конце XIV — начале XV в. фигуры людей в отдельных миниатюрах стали приобретать подвижность, живость, реали­стичность. Существует мнение, что новые черты, появившиеся в книж­ном рисунке, складывались под влиянием живописи Андрея Рублева и его школы. Примером этого влияния может служить миниатюра из Евангелия боярина Хитрово (XIV — начало XV в.), символически изо­бражающая евангелиста Матфея в виде летящего ангела. Изображе­ние ангела поражает пластичностью, легкостью, подвижностью.

Характер нового материала для письма (бумага) отразился и на внешнем облике миниатюр. С исчезновением гладкости и прочности из пергамена исчезают гладкость, плотность, блеск красок, контраст­ность темных и светлых тонов в миниатюрах. Впитываясь в бумагу, краски выглядели более жидкими, блеклыми, напоминали акварель. При акварельной манере рисунок теряет монументальность, выгля­дит более детальным.

Тайнопись. В рукописях XII—XV вв. встречается так называе­мое «тайное письмо» — криптография. Криптография была понят­на только посвященным. Сначала по разным причинам она использовалась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью I тали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным со­ображениям.

Русская тайнопись XII—XV вв. знала несколько систем: 1) систему «чуждых письмен», суть которой сводилась к замене букв ки­рилловского алфавита буквами других алфавитов, например глаголическими, латинскими, греческими; 2) систему измененных зна­ков кирилловского алфавита, при которой некоторые детали букв не дописывались или, напротив, путем добавления новых деталей буквы изменялись до неузнаваемости; 3) систему замены одних букв кирилловского алфавита другими буквами этого же алфавита, или так называемую литорею, которая подразделялась на «простую» и «мудрую». В «простой» литорее использовались без изменения все гласные, твердый и мягкий знаки, а из согласных букв — зело 5 и фита. Остальные 20 согласных писались в два ряда, по десять в каждом, в порядке алфавита. Верхний ряд согласных букв писался слева направо, нижний — справа налево:

В XV в. вязь приобретает широкое распространение, особенно в Новгороде, Пскове, Твери и Москве. Древнейший датированный об­разец старинной русской вязи имеется в «Стихираре», написанном в 1380 г. в книгописной мастерской Троице-Сергиева монастыря.

Основные приемы вязи:

1) совпадение сходных частей букв:

а) мачта +- мачта: ГТ— ПР;

б) мачта + полумачта: Н1 — НИ;

в) полумачта + полумачта:, КД;

г) петля + петля: "Р — РЕ;

2) подчинение одной буквы другой, при котором одна из букв уменьшается и вписывается — «прячется» между деталями боль­шей по размерам буквы: —, КО, — ОК;

3) сокращение частей буквы в целях их сближения: —, -;

4) соподчинение двух букв, при котором две смежные буквы уменьшаются и становятся одна на другой:.

Наблюдения над вязью, так же как и другие палеографические признаки, служат для датировки, установления подлинности источника. Для этих целей используют показатель вязи, т.е. соотношение высоты буквы к ее ширине. Показатель, равный двум, свидеельствует о соотношении высоты к ширине как двух к одному. Эти показатели соответствовали раннему периоду использования вязи. Вязь с показателем три и четыре была распространена в XV в.

Краткие выводы. В XIII—XIV вв. необходимо учитывать совпа­дение позднего устава, пергамена, тератологии. В XV в. типом книж­ного письма остается поздний устав, а также используется полуустав. Им соответствует, особенно полууставу, бумага. Книги украшаются тератологическим, балканским, отчасти нововизантийским орнамен­том. В деловом письме пергамен постепенно вытесняется бумагой. В деловом же письме быстрее происходит замена позднего устава по­лууставом, а затем скорописью. Как качественно новый палеогра­фический признак следует назвать вязь, наличие которой свидетель­ствует о том, что документ написан не ранее конца XIV в.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XV-XVII вв.

Период XV—XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями со­циально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV — начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный по­литический строй, сложилась своя организация управления — прика­зы. Укреплялось поместное землевладение и дворянство, ставшее опо­рой оформлявшегося со второй половины XVII в. абсолютизма. По­лучили разработку законодательные нормы крепостного права.

Заметные изменения во всех областях экономической, поли­тической и культурной жизни Российского государства способст­вовали расширению сферы применения письма и функций пись­менности в целом. Поскольку нити управления всем государством сосредоточивались в приказах, именно там в XV—XVII вв. отложи­лось наибольшее число деловых документов. Приказная система и I е делопроизводство в центре породили подобную организацию ^правления и делопроизводства на местах — в воеводских избах (канцеляриях), в монастырских и церковных учреждениях, в боярских вотчинах и дворянских поместьях. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие. Дьяки возглавляли приказные канцелярии, отвечали за делопроизводст­во. Подьячие составляли наиболее многочисленный рядовой штат канцеляристов — исполнителей переписки бумаг.

В XVII в. не только в Москве, но и на периферии все шире стала прослеживаться практика наследственного замещения подьячих должностей. Поэтому обучение письму начинающих подьячих мог­ло быть домашним, а навыками делопроизводства они овладевали непосредственно в приказах.

Большое значение для выработки делового письма имела работа гак называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги |на городских площадях по заказу. Из-под пера площадных подьячих вышла громадная масса актов частного характера: вкладных, данных, купчих, порядных, закладных и т.д.

Несмотря на то что в России в середине XVI в. появилось книго­печатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось про­должение и расширение практики переписки произведений как свет­ской, так и духовной литературы. Переписчиками книг были мона­стырские и церковные писцы, представители посадского населения, служилые люди и даже крестьяне. Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилле-Белозерский, Троице-Сергиев, московский Чудов монастыри и Посольский приказ. Многие писцы переписывали книги в одиночку. Учителями книжных пере­писчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные аз­буки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков. Но в XVI и осо­бенно в XVII в. книгу можно было купить в торговых рядах, либо у самих переписчиков, либо у продавцов-скупщиков.

В XV—XVII вв. объектом палеографического изучения являют­ся источники делового характера, вышедшие из центральных и ме­стных учреждений: акты, судебно-следственные дела, документы финансовой и хозяйственной отчетности и т. д. Среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток со­стоял из 959 «сставов». На лицевой стороне листов был написан текст статей Уложения, на оборотной 315 подписей участников Зем­ского собора. Основной текст написан пятью почерками. По склей­кам — «сставам» лицевой стороны стоит «скрепа» думного дьяка Ивана Гавренева. На оборотной стороне свитка по склейкам — «скре­па» думных дьяков Федора Елизарова и Михаила Волошенинова и дьяков Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова. Из памятников церковной и светской литературы особый интерес представляют «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.). т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, включающие произведения житийной литературы, проповеди и поучения; «Ли­цевой летописный свод» (60—70-е гг. XVI в.), получивший свое на­звание в связи с наличием в нем большого числа миниатюр; «Вре­менник дьяка Ивана Тимофеева», сохранившийся в единственной рукописи 30-х гг. XVII в.. написанный несколькими скорописными почерками, украшенный старопечатным орнаментом. «Временник» содержит описание Смутного времени; «Титулярник» 1672 г., со­ставленный в Посольском приказе, содержащий портретные миниа­тюры великих князей и царей и образцы великолепного полуустав­ного письма подьячих этого приказа. Напечатанный в 1564 г. на Мо­сковском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец сред­невекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орна­мент, заимствованный из рукописных книг.

Материал для письма. Основным материалом для письма в XVI—XVII вв. становится бумага. Поскольку первые попытки за­вести отечественное производство бумаги в XVI в. окончились не­удачей, а основанные в XVII в. мануфактуры (бумажные мельни­цы) не могли обеспечить потребности страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия XVIII в. пользовалась пре­имущественно привозной бумагой.

До середины XVI в. это была главным образом итальянская бумага с водяными знаками в виде перчатки, кувшина и др. С конца XVI — в XVII в. распространилась бумага французских фабрик, показателем которой были филиграни «виноградная кисть», «кувшин», гербы фран­цузских городов. Среди последних часто встречалась филигрань с гер­бом города Базеля, более 500 вариантов которой было дано в работах Ш.Брике, П.Хейца, А.А.Гераклитова и др. В XVII в. стала использо­ваться голландская бумага, потеснившая во второй половине XVII в. французскую. Наиболее распространенной для этой бумаги с 1650 г. была филигрань «герб Амстердама», максимальное использование ко­торой относится к 1701—1725 гг. Такой же распространенной фили­гранью голландской бумаги был знак «шут». Появившись впервые на бумаге немецкого происхождения в XVI в., филигрань «шут» стала использоваться в XVII в. в несколько усложненном варианте и гол­ландскими мастерами. Следует отметить, что, поскольку отечествен­ные мануфактуры в XVII в. находились в руках голландских масте­ров, филиграни русской бумаги сначала подражали голландским знакам. Поэтому голландские филиграни «герб Амстердама» и <шут» появились и на бумаге отечественного производства.

Для датировки с помощью филиграней бумаги XVI—XVII вв. ре­комендуется использовать таблицы водяных знаков К.Я.Тромонина, Н.П.Лихачева, Ш.Брике, о которых упомянуто выше, а также ра­боты С.А.Клепикова, В.Черчиля, Е.Хивуда, Г.Эйнедера, в которых дано изображение водяных знаков XVII—XVIII вв. Специально филиграням XVII в. посвящена работа А.А.Гераклитова «Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения» (М„ 1963), в которой дается изображение более 1500 знаков. Залежность бумаги XV—XVI вв. определяется в 6— 7 лет, в XVII в. — в среднем в 5 лет.

В XVI—XVII вв. в качестве материала для письма продолжали использовать и бересту. Правда, на бересте в этот период писали уже на окраинах и притом в тех случаях, когда долгое время не бы­ло привоза бумаги.

Графика письма. Большой объем работы в государственных учреждениях, связанный с написанием деловых бумаг, заставил пис­цов искать варианты более убыстренного написания букв и отойти от полууставных начерков. Внешним выражением этого процесса явился переход в XV в. полуустава в скоропись. В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроиз­водстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся рас­кованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в пер­вую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научить­ся этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написа­ния варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись от­личает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность на­писания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, ка­ким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага —два сопутствую­щих друг другу палеографических признака.

Графика каждой из букв скорописи прошла длительный путь раз­вития. Она имела в определенные отрезки времени свои особенно­сти, которые могут служить датирующими показателями.

В XVI в. буква «В» могла писаться с одной петлей, положенной на строчку. В таком начерке ее трудно отличить от буквы. Иногда похожа на четырехугольник. Буква

имела тре­угольную или в виде буквы верхнюю часть, лежащую на длин­ной прямой или дугообразной перекладине:; буква могла писаться в виде лежащей петли и небольшой черточки посре­дине или сбоку петли:; буква получила начерк в виде двух палочек:; у буквы правая сторона стала писаться с боль­шим нажимом и выше левой стороны:. Трудно читалась буква ставшая похожей на с приписанным снизу кружком:. Еще более сложными и разнообразными становятся скорописные начерки в XVII в. Особенным многообразием отличался начерк букв и —

. Буква стала похожей на современную заглавную букву, но ее верхняя часть могла быть больше нижней:. Новым вариантом буквы наряду с ее изображением в виде двух палочек явился начерк, напо­минающий латинскую или близкое к нему изображение:. Большее распространение, чем в XVI в.. получило с навесом: Л. В XVII в. появилось написание, напоминающее восьмерку с ма­ленькой нижней петлей:; буква приобрела вид закорюч­ки; буква в XVII в. стала более похожей на заглавное с закорючкой внизу или писалась почти как современная:. Практика сокращать слова, разнообразить взметы, писать те или иные выносные буквы у каждого из писцов-профессионалов была индивидуальной и как бы отражающей их стремление к украшению деловых бумаг с помощью графических приемов и форм. Особенно ярко скорописные элементы украшения делового письма прояви­лись в личных подписях подьячих.

Благодаря разнообразию графики отдельных букв, приемов на­писания и раскованности письма скорописи свойственно уже более четкое проявление почерков отдельных писцов. Почерк — это индивидуальная особенность письма. Кроме то­го, следует иметь в виду, что в скоро­писи графика одних и тех же текстов приобретает большую зависимость от назначения документов. Чистовики писались с большим старанием и тща­тельностью и поэтому были более чет­кими и понятными, чем черновики этих же документов. Документы цент­ральных учреждений (приказов) в своей основе отличались более современными начерками букв и гоамотностью. Переписывая книги с печатных изданий, мастера невольно брали за об­разец графику печатных букв и старопечатный орнамент. Так в ру­кописных книгах появился полуустав, подражающий старопечат­ному шрифту, или 'полуустав «со старопечатной основой». Он лег в основу так называемого «поморского» полуустава, долгое время удерживавшегося среди писцов-старообрядцев.

После воссоединения Украины с Россией усилились культурные русско-украинские связи. На почерки некоторых книжных пере­писчиков оказала влияние украинская графика. Она отличалась уг­ловатостью буквенных начертаний, их наклоном и заменой некото­рых славянских букв греческими или латинскими.

Спрос на рукописную книгу привел к ускорению письма и к по­явлению в последней четверти XVII в. беглого или, «круглящегося, полуустава». Для него были характерны красивые, округлые начер­тания букв, манерные изгибы петель и хвостов, применение отдель­ных скорописных приемов.

Писцы XVI—XVII вв. прекрасно знали функциональное разме­жевание между полууставом и скорописью. Скоропись — письмо деловых бумаг, полуустав — письмо, которым писались книги. Од­нако писцами из этого правила делались исключения. Четкой ско­рописью в XVII в, могли быть написаны книги внецерковного круга. В XVI—XVII вв. имели место случаи, когда при переписке богослу­жебных книг один и тот же писец мог использовать полуустав и ско­ропись. Тогда полууставом писался основной, читаемый при бого­служении текст, а скорописью — небольшой по объему и второсте­пенный по значимости справочный материал.

Украшения рукописей. Появившийся в книгах одновремен­но с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в XVI в. В нововизантийском орнаменте бы­ла восстановлена византийская заставка в виде рамы геометричес­кой формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком «крин». Но в отличие от старовизантийского, нововизан­тийский орнамент был стилизованным, имел иную цветовую гамму и более сложное членение заставки.

Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко да­вались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантий­ский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Боль­шинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, напи­сано полууставом.

С XVI в. в украшениях рукописных книг стал использоваться старопечатный орнамент. Главными элементами этого стиля были изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек. Для раскраски использовались главным образом черный и белый цвета.

Первоначально считалось, что старопечатный орнамент появил­ся впервые в печатных книгах, а затем перешел в орнаментику ру­кописей. Этим и объяснялось его название. В настоящее время до­казано, что старопечатный орнамент использовался для украшения рукописных книг еще в первой половине XVI в. и именно из них перешел в книги, изданные типографским способом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.