Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


риложение. „ве ошибки в ведении спора




Њы решили вынести эту тему в приложение, потому что она, хотЯ и очень важна сама по себе, несколько выбиваетсЯ из логики нашего изложениЯ. Њатериал, приводимый здесь, изначально написан Ѓхактиведанта ‘адху ‘вами и переработан нами.

 

Џомимо умениЯ отличать оскорбительную критику от конструктивной, вайшнаву также важно научитьсЯ правильно реагировать на критику. Ќасколько это возможно, нужно пытатьсЯ избегать соприкосновениЯ с критикой, но, если нас все же втЯнули в спор и нам пришлось выслушать обвинениЯ в адрес других вайшнавов, нашего духовного учителЯ или того, что длЯ нас свЯто, мы должны дать достойный ответ и проЯвить гнев (см. З?римад-ЃхагаватамИ, 4.4.17), однако даже такой праведный гнев следует проЯвлЯть должным образом. „алеко не всЯкие проЯвлениЯ гнева благотворны. Ќиже мы расскажем о двух самых распространенных ошибках, которые можно допустить, реагируЯ на критику в наш адрес или в адрес того, что длЯ нас дорого.

 

…сли кто-то критикует лично нас, то мы, как вайшнавы, должны принимать эти обвинениЯ со смирением и благодарностью и не пытатьсЯ оправдыватьсЯ. ‚ конце концов, мы стараемсЯ развить в себе настроение слуги и потому воспринимаем всех окружающих как своих учителей, ведущих нас по пути совершенствованиЯ в сознании Љришны. ‚ З‡аконах ЊануИ (2.162-163) говоритсЯ:

 

sammänäd brähmaëo nityam udvijeta viñädiva

amåtasyeva cäkäìkñed avamänasya sarvadä

 

sukhaà hyavamataù çete sukhaà ca pratibudhyate

sukhaà carati loke Фsmin navamantä vinaçyati

 

З Ѓрахман считает любые почести и прославлениЯ в свой адрес Ядом, но, если кто-то оскорблЯет его или не оказывает уважениЯ, он приветствует такое обращение с собой, почитаЯ эти поношениЯ нектаром. Џоистине, тот, кого поносЯт, может крепко спать, счастливо бодрствовать и жить с легким сердцем. ’от же, кто поносит его, неминуемо найдет свою погибельИ. Ћднако нужно понимать, что такаЯ реакциЯ Р не просто внешнЯЯ поза, она Р результат напрЯженного внутреннего труда, приводЯщего к развитию в человеке способности отличать истину от лжи. ѓорькаЯ истина заключаетсЯ в том, что нас всегда есть за что упрекнуть, и, наоборот, любые прославлениЯ в наш адрес Р это, в лучшем случае, преувеличение, а в худшем Р обычнаЯ лесть.

 

ЏравильнаЯ реакциЯ на любую критику основана на нашей способности увидеть в ней рациональное зерно и отделить его от инсинуаций. Ћпасность деструктивных заЯвлений заключаетсЯ именно в том, что они, как правило, основаны на некоторых реальных фактах, а порой и ценных наблюдениЯх. ђасчет оппонента, осознанный или нет, строитсЯ на том, что критикуемый полностью отвергнет обвинениЯ по причине присутствиЯ в них каких-то подтасовок и измышлений. ’акое рефлекторное отвержение Р перваЯ ошибка, которую часто допускают, реагируЯ на критику. Љогда критикуемый поддаетсЯ на провокацию и начинает излишне эмоционально реагировать на оскорблениЯ, он терпит поражение в глазах сторонних наблюдателей. ’акие провокации в интернете очень распространены и даже получили специальное название Р ЗтроллингИ (от английского trolling Р З ловить рыбу на блеснуИ)[1]. Џроигрышность такой реакции в том, что она выдает нашу внутреннюю слабость и вытекающую из нее неспособность признать зерно правды и спокойно опровергнуть инсинуации. —резмерно эмоциональнаЯ реакциЯ на обвинениЯ в наш адрес в публичном общении с оппонентами, враждебно настроенными к сознанию Љришны, делает наши слова и аргументы неубедительными длЯ аудитории.

 

Љак это ни парадоксально, но самый лучший способ защитить свои свЯтыни от публичного поношениЯ Р это, прежде всего, понЯть самому, а потом объЯснить всем остальным, что настоЯщие свЯтыни недосЯгаемы длЯ критики: грЯзные слова оскорбителЯ не могут задеть их. €менно так поступают комментаторы З?римад-ЃхагаватамИ, когда им приходитсЯ объЯснЯть стихи, содержащие оскорблениЯ в адрес Љришны (см., например, комментарий к 3.18.3-4 или 10.25.4). ‚се эти оскорблениЯ они перетолковывают как прославлениЯ Љришны. …сли мы хотЯ бы теоретически допустим мысль, что ‘ам Љришна или наш духовный учитель в принципе могут быть объектом критики, тем самым мы разделим с оскорбителЯми их оскорблениЯ и вину за них. ќто неминуемо осквернит наше сердце и послужит причиной деградации.

 

‚ нашем случае отделить рациональное зерно в оскорблениЯх от надуманных инсинуаций, даже если это оскорбление наших свЯтынь, Р значит исходить из того, что нападению подвергаютсЯ не они, а либо вымышленные представлениЯ о них, либо различные ошибки, которые мы сами совершили в служении тому, что длЯ нас свЯто. ’акое отношение к критике позволит нам спокойно и с достоинством реагировать на нее, принимаЯ правду в ней и не позволЯЯ лжи отравить нашу веру.

 

‚тораЯ возможнаЯ ошибка, или неправильнаЯ реакциЯ на критику в наш адрес, Р это попытка дискредитировать оппонента, найдЯ в нем какие-то изъЯны и указав на них. (ЗЂ у вас бородавка на носуИ.) ќто запрещенный прием в честном диспуте, так сказать Зудар ниже поЯсаИ. ЌьЯЯ относит такого рода прием к категории ниграха-стхана (Зудар по слабому местуИ). •отЯ в нечестном споре к этому приему можно иногда прибегать, нужно хорошо понимать его ограниченность. —аще всего такаЯ оценочнаЯ реакциЯ с нашей стороны будет с восторгом принЯта нашими болельщиками, но глубоко разочарует сторонних наблюдателей, которые потерЯют веру в обоих спорЯщих. ќтот прием применЯетсЯ в джальпе и витанде Р двух низших разновидностЯх ведениЯ спора, описанных в ньЯе. „жальпа­ Р это попытка доказать свою правоту любыми, даже сомнительными и нечестными методами, а витанда Р попытка опровергнуть аргументы оппонента, не даваЯ позитивной альтернативы его взглЯдам. Ћба этих метода не приводЯт к установлению истины, поэтому нас они не интересуют. …сли мы понЯли, что наши оппоненты прибегают к таким методам ведениЯ спора и не видим смысла вступать с ними в спор и опровергать их доводы, то, вместо того чтобы указывать на их недостатки, лучше прЯмо назвать конкретную этическую причину, по которой полемика с данным оппонентом представлЯетсЯ нам неуместной и бессмысленной.


[1] ќтой теме посвЯщены целые диссертации. ‚от фрагменты одной из них: З’ролль Р человек, занимающийсЯ троллингом, инициатор провокации. †ертва провокации Р Чреагент троллингаТИ. ЗЊы трактуем троллЯ как активного участника интернет-дискурса, инициатора, доминирующей формой девиантного поведениЯ которого ЯвлЯетсЯ провокационнаЯ деЯтельность, направленнаЯ на достижение поставленных целейИ. З‚ыведение реагентов из состоЯниЯ психического равновесиЯ ЯвлЯетсЯ длЯ инициатора провокации инструментом извлечениЯ как финансовой выгоды, так и морального удовлетворениЯИ. (http://vk.com/doc6397275_150744928?hash=8640d79e255763607c&dl=28aabb49a7217e1962)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 214 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.