Или как не стать слугой Љали
Ќаписать эту небольшую статью менЯ побудил очередной вброс в интернет-пространство критики в адрес €‘ЉЉЋЌ, на этот раз со стороны людей, выдающих себЯ за представителей таттвавады, школы ачарьи Њадхавы. ‘ами их претензии длЯ человека, хорошо знакомого с нашей философией и историей ѓаудиЯ- сампрадаи, выглЯдЯт в высшей степени недобросовестными и высосанными из пальца. ‘мутить они могут только человека неискушенного. Љ сожалению, таких людей немало, поэтому расчет так называемых таттвавади оправдалсЯ Р их выпады внесли много беспокойств в умы вайшнавов.
Ќо сейчас мне хотелось бы поговорить не о конкретных нападках Р нападки всегда были и будут, а о том, как в целом относитьсЯ к этому Явлению, чтобы соприкосновение с ним не стало препЯтствием на нашем духовном пути.
Мертельный Яд оскорблений
‡а времЯ своих попыток стать вайшнавом, последователем ?рилы Џрабхупады в парампаре, идущей от ?ри —айтаньи Њахапрабху, Я вынужден был иметь дело с огромным количеством нападок на €‘ЉЉЋЌ с самых разных сторон. Џо роду службы мне практически всЯкий раз приходилось разбиратьсЯ с этими нападками, изучать аргументы наших оппонентов и пытатьсЯ как-то отвечать на них Р прЯмо или косвенно. Њои сегоднЯшние размышлениЯ основаны на собственном, увы, не самом счастливом опыте и опыте других вайшнавов. Ћчень хотелось бы уберечь преданных от ошибок, которые могут нанести серьезный вред нашей вере, а то и стать фатальными длЯ нее.
Џрежде всего, хотелось оговоритьсЯ Р Я принципиальный противник запретов в интеллектуальной сфере. џ уважаю свободу выбора каждого человека и уверен, что запреты и искусственные ограничениЯ, особенно в наше времЯ, могут только возбудить интерес к Ззапретным плодамИ. Ќо, в то же времЯ, свобода подразумевает обращение к разуму человека, и именно к разуму вайшнавов, последователей ?рилы Џрабхупады мне хочетсЯ сейчас обратитьсЯ.
Ќа своем опыте Я знаю, что погружение в любые идеологические споры и разбирательства, даже когда наша внутреннЯЯ позициЯ очень сильна, не проходит бесследно, особенно если речь идет об оскорбительных по тону и сути выпадах. Љогда же вера еще слабаЯ и неокрепшаЯ, когда она незаметно длЯ нас подтачиваетсЯ изнутри неразрешенными еще сомнениЯми, любое соприкосновение с Ядом оскорблений губительно длЯ нашей веры. Ђ в наше времЯ, увы, ни одна, даже самаЯ абстрактнаЯ полемика, без оскорблений, Явных и скрытых, не обходитсЯ.
€ногда мы сами можем даже не различить оскорблениЯ в адрес практики бхакти или в адрес учителЯ. Ѓолее того, иногда оскорблениЯ маскируютсЯ под прославлениЯ. Ќо Яд есть Яд, он отравлЯет, даже когда он безвкусный или сладкий. ‚ жизни ?рилы Џрабхупады был любопытный эпизод. ѓруппа его учеников во времЯ парикрамы по Ќавадвипе посетила одного из его духовных братьев. ќтот духовный брат в своей речи, обращенной к ученикам ?рилы Џрабхупады, сначала прославил его, а потом, вольно или невольно, принизил его достижениЯ, сказав примерно следующее: ЗЌе думайте, что ваш ѓуру Њахараджа исполнил предсказание ѓоспода —айтаньи. Ќе он первым начал проповедь сознаниЯ Љришны на ‡ападе. „о него были другие. €менно они проложили дорогу на ‡апад. Ћн просто пошел по их стопамИ. Џо сути, слова его, вопреки очевидности, ставили ?рилу Џрабхупаду в один рЯд с его духовными братьЯми, начинавшими проповедь на ‡ападе, и ставили под сомнение его исключительные заслуги. Љогда ?рила Џрабхупада узнал об этом происшествии, он воспринЯл его очень серьезно. ’отчас он вызвал всех учеников, посетивших его духовного брата, к себе и отчитал их. …го слова звучали примерно так: З‘ами того не подозреваЯ, вы выслушали оскорбление в адрес своего духовного учителЯ. ‚ результате этого на теле вашей веры навсегда останетсЯ шрамИ. ќто только один из множества других подобных эпизодов, которые показывают, какой урон может нанести нашей вере Яд оскорблений и какие усилиЯ прилагал ?рила Џрабхупада, чтобы защитить веру своих учеников.
критике неконструктивной, или недобросовестной
Њой богатый опыт также подтверждает, что любаЯ критика, которую мы слышим или читаем, входит очень глубоко в наше сердце и иногда остаетсЯ в нем годами, лишаЯ нас решимости в духовной практике, которую дает вера. Ѓезусловно, лучше полностью избегать критики, но, во-первых, это не всегда возможно, а во-вторых, критика (в отличие от оскорблений) может быть добросовестной. Ѓывает так, что нам хотЯт сообщить что-то важное, пусть и не очень приЯтное. Ѓыло бы неправильно пытатьсЯ ограждать себЯ от всЯкой критики Р добросовестнаЯ критика необходима и может помочь нам. Џоэтому, если нам довелось соприкоснутьсЯ с критикой €‘ЉЉЋЌ или садху, то, прежде чем принимать ее всерьез, нужно попытатьсЯ определить, насколько она добросовестна. Ћтличить добросовестную критику от недобросовестной нетрудно. …сть очевидные признаки недобросовестной критики, с помощью которой наши недоброжелатели всех мастей пытаютсЯ разрушить веру последователей ?рилы Џрабхупады.
Џризнак первый Р попытка скрыть свои истинные намерениЯ громкой декларацией чистых мотивов.
—аще всего любой недобросовестный обличитель пытаетсЯ замаскировать свои истинные мотивы, подчас навЯзчиво декларируЯ чистоту своих мотивов. ќто древнЯЯ традициЯ: еще „акша, оскорблЯЯ ѓоспода ?иву, начал с того, что во всеуслышание заЯвил: З’олько не подумайте, что речь моЯ продиктована невежеством или завистьюИ (Ѓхаг., 4.2.9). ‘овременные последователи „акши тоже, как правило, начинают свои обличениЯ с похожих утверждений: З’олько не подумайте, что Я кому-то завидую. ЊенЯ интересует только истина и ничего кроме истиныИ. —еловек, чьи мотивы по-настоЯщему чисты, не будет чувствовать необходимости внушать это самому себе и своим читателЯм. ‡ачем ему громогласно декларировать чистоту своих мотивов, если его проникнутые состраданием или желанием защитить репутацию другого преданного слова скажут сами за себЯ? ‘ати тоже осуждала „акшу, но ей не нужно было предупреждать своих слушателей о том, что ее мотивы чисты. ?рила Џрабхупада иногда приводил случай с вором. Ќекий домохозЯин, проснувшись ночью, услышал шорох в гостиной и громко спросил: ЗЉто там шуршит?И ‚ ответ на это незадачливый вор с перепуга и от неожиданности выпалил: Зќто Я, но только не подумайте, что Я ворую!И
‘амое удивительное, что люди, привыкшие доверЯть всему написанному в интернете, очень часто попадаютсЯ на эту удочку и не дают себе труда подумать над тем, что на самом деле стоит за этой критикой.
Џризнак второй Р самовозвеличивание.
ЌедобросовестнаЯ критика или оскорблениЯ Р это всегда способ возвысить самого себЯ за счет унижениЯ других. …сли мы видим, что критика €‘ЉЉЋЌ или ?рилы Џрабхупады, нашего учениЯ или его последователей сопровождаетсЯ хвастливым прославлением самого себЯ, своего гуру или своей духовной организации, можно со спокойным сердцем, пробежав по ней глазами, отвергнуть ее Р Ядовитое дерево не может принести добрых плодов. Ѓахвальство, перечисление своих мнимых и истинных заслуг, показнаЯ ученость, нарочитаЯ витиеватость стилЯ, подчеркивание своей избранности или эксклюзивности даваемых знаний Р все это верные признаки самовозвеличиваниЯ. Њы все много раз слышали высказываниЯ вроде: З’олько здесь вы сможете узнать о сокровенных секретах расы И. З‚ €‘ЉЉЋЌ учат азбуке духовной жизни, высшие истины вам откроют только у насИ. З‚аш гуру не сумел рассеЯть все ваши сомнениЯ, не так ли? —тобы рассеЯть сомнениЯ, гуру должен быть истинным. Џриходите ко мне, Я смогу это сделатьИ. ‚се это выдает истинные мотивы критика. ‚ самом деле, чего ради человеку, стремЯщемусЯ помочь другим, прославлЯть себЯ?
Љакие бы ЗблагородныеИ мотивы ни декларировал такой обличитель, его критика Р это элементарное проЯвление человеческой гордыни, замаскированное под Зборьбу за истинуИ. ’радициЯ эта тоже уходит корнЯми в глубокую древность. “мирающий „урьйодхана, лежа с перебитыми бедрами на Љурукшетре, изрыгал проклЯтиЯ в адрес Љришны и Џандавов. Ќо свои проклЯтиЯ он перемежал похвалой самого себЯ: Зџ изучал ‚еды! џ совершал жертвоприношениЯ! џ раздавал пожертвованиЯ! џ правил этим огромным царством! € теперь Я умираю славной смертью, достойной кшатриЯ! џ наслаждалсЯ здесь всеми радостЯми жизни, которых ищут даже полубоги! ЌайдетсЯ ли еще на ‡емле человек столь же удачливый, как Я?!И
Џризнак третий Р деструктивность.
–ель недобросовестной критики практически всегда деструктивна. €наче говорЯ, такаЯ критика Р это проЯвление низшего, тамасичного начала в человеке. ‡ависть пробуждает в сердце человека гнев по отношению к объекту своей зависти, особенно при виде каких-то успехов того, кому мы завидуем, а гнев включает механизмы разрушениЯ и саморазрушениЯ. „обросовестнаЯ критика всегда созидательна Р она ставит своей целью улучшить что-то, помочь людЯм устранить недостатки. ЌедобросовестнаЯ же критика ставит своей целью только уничтожение, разрушение, не помогаЯ человеку утвердитьсЯ в чем-то позитивном. Ћбычно результатом такой критики ЯвлЯютсЯ руины в нашем сердце, и мишенью такой деструктивной критики чаще всего ЯвлЯетсЯ вера последователей ?рилы Џрабхупады. Џопытка растоптать свЯтыни Р верный признак недобросовестной критики. ?рила Џрабхупада, даже когда он общалсЯ с представителЯми других конфессий, никогда не пыталсЯ уничтожить или подорвать их веру.
Њантхара, коварно отравлЯющаЯ сердце Љайкеи, ђавана, поливающий грЯзью ђаму перед пленной ‘итой, разгневанный ?ишупала, осыпающий перед всеми проклЯтиЯми Љришну, Рвсе они хотели только одного: разрушить веру тех, кто выслушивал их. Џорой оскорбленное самолюбие, возбудившее двешу, ненависть в сердце человека, уже не довольствуетсЯ разрушением репутации человека, но превращаетсЯ в угрозы физического насилиЯ: З…сли Я докажу, что ты не прав, Я отрежу тебе нос!И Р кричал на •аридаса ’хакура оскорбленный ѓопала —акраварти (—.-ч., ЂнтьЯ, 3.199). ‚стречаЯсь с такой критикой, всегда неплохо вспомнить мудрые слова ЏрометеЯ: Зћпитер, ты сердишьсЯ Р значит, ты не правИ.
Џризнак четвертый Р смакование негатива.
Љогда присущее всем обусловленным живым существам желание находить недостатки (кути-нати) превращаетсЯ в навЯзчивую потребность прилюдно критиковать и осуждать других, это выдает компенсационный психологический механизм, маскирующий собственную неудачу или духовную неудовлетворенность. ‡адайте себе вопрос: с чего это вдруг человек, который счастлив в своей духовной практике и полностью удовлетворен тем, что он делает, будет тратить столько времени на обличение других, да еще и находить в этом удовольствие? Џо-настоЯщему духовный человек с большой неохотой и лишь по долгу службы может сказать что-то негативное в адрес другого человека. ќто прерогатива духовного учителЯ, обЯзанного ограждать людей, зависЯщих от его мнениЯ, от соприкосновениЯ с неблаготворными взглЯдами. Ќо нормальный человек никогда не будет находить в этом удовольствиЯ и тем более смаковать негатив. Џример ђамачандры Џури с его навЯзчивым желанием уличить всех Р неважно, кого, и неважно, в чем, Р должен служить всем нам напоминанием об этой человеческой слабости.
Ћбличители, как правило, выдают себЯ за возвышенных личностей, имеющих прЯмой доступ к духовным истинам, но их маниакальное желание критиковать, лучше любых аргументов, доказывает обратное. Ќеслучайно ?рила ђупа ѓосвами, описываЯ в З“падешамритеИ возвышенного преданного, к общению с которым нужно постоЯнно стремитьсЯ, называет его главный внешний признак: анйа-ниндади шунйа-хридам Р его сердце должно быть полностью свободно от желаниЯ критиковать и осуждать других. —то говорить о великих свЯтых, даже просто воспитанный человек, если он честен перед самим собой, испытывает уколы совести, когда ему приходитсЯ критиковать или дурно говорить о других.
Њожно привести много других признаков недобросовестной критики: выборочное цитирование, навешивание эмоционально окрашенных Ярлыков на оппонента (тоталитарнаЯ секта и т.д.), придирки к мелочам и попытка придать им больший статус, чем они того заслуживают, сознательное разжигание гнева в своем оппоненте (т.н. ЗтроллингИ) и проч. Ќе претендуЯ на полноту, мы перечислили только самые очевидные признаки, коренЯщиесЯ в самой психологической природе склонности человека к критике.