Место и роль языка в культуре
Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей.
значение языка чаше всего оценивается как:
§ зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
§ кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;
§ носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение. Дети в процессе и н культура- ции, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;
§ инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.
Вопрос 2
Первобытные формы культуры
Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры. Перечислим их:
• Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены)..
• Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.
• Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.
• Магия — вера в действительность особых обрядов. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.
Вопрос 3
Теории культурогенеза
1 Орудийно-трудовая теория представитель Ф.Энгельс суть теории: культура произошла благодаря совместно-трудовой деятельности людей. Человек отличается от животного способностью совместно трудиться. Первое что создал человек - это орудие труда, а потом все остальное.
2 Символическая теория, представитель Кассирер, суть теории: культура-это система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами и помогает человеку приспособиться к миру. Человек-символическое животное.
3 Психоаналитическая теория представитель З.Фрейд, суть теории: культура-это подавление природных инстинктов; культура началась с табу и с того момента, когда у человека проснулась совесть и ему стало стыдно.
4 Эволюционная теория представитель Ч. Дарвин, суть теории: культура появилась в процессе естественной эволюции человека. Человек отличается от животного тем, что у него есть речь и социальная жизнь.
5 Религиозная теория, суть теории:Бог создал человека и наделил его душой, способной творить культуру. У человека есть душа, а у животного-нет. Культура началась с веры в Бога.
Вопрос 4
Историческая типология культуры
1. Первобытная культура –
2. Восточная культура-
3. Античная культура – возникает с образованием греческих полисов – городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э
4. Средневековая культура условно его рамками считается период с 5 по 15 вв.
5. Культура Возрождения. – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16.
6. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры.
Вопрос 5
Как связаны понятия культура и религия
Вопрос 6