Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ламетри Ж. Сочинения. С. 31 2.




Существенную роль при разработке Гольбахом этической теории сыграла критика им религии. Он отвергал религиозное происхождение нравственности. Гольбах отме­чал. что многие "святые" совершают, по Писанию, такие поступки, которые с точки зрения общепринятых норм нравственности квалифицируются как ложь, обман, веро­ломство, насилие, несправедливость, разврат.

В Библии Гольбах выделяет две морали. Существо "первой морали" он усматри­вает в том, что она вменяет верующему в обязанности безусловное следование запове­дям и повиновение духовным наставникам. Эта первая мораль, по мнению Гольбаха, не имеет никакой практической пользы для людей. "Вторая мораль" в некоторой степени интересуется общественным благом и запрещает вредить ему. Принцип этой "второй морали", отмечает Гольбах, включает в себя нормы поведения, признававшиеся людь­ми в качестве нравственных императивов и распространенные среди разных народов, каких бы религиозных воззрений они не придерживались, то есть они имеют нерелиги­озное происхождение. Эти принципы не соблюдают, считает Гольбах, ветхозаветные "святые" и сам бог, который "не знает других законов, кроме своей прихоти".

Гольбах не приемлет идеала христианской "святости", который включает в себя добровольную самоизоляцию от общества (пустынничество), самоистязание и другие виды издевательства над человеческой природой. Таким образом, религия предписыва­ет человеку отказаться от всего, что может сделать его счастливым, тогда как подлин­ная мораль велит человеку работать для собственного счастья.

Первоначально Гольбах источником нравственности полагал природу, но впо­следствии он приходит к мысли, что ключ к пониманию нравственности лежит в соци­альных отношениях, действительная сущность нравственности в альтруизме, в гуман­ности. Даже справедливость, считает Гольбах, основана на гуманности. Этическая кон­цепция Гольбаха является высшим достижением материалистической философии XVIII века.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ж.Ж.РУССО

Среди выдающихся мыслителей кануна французской революции 1789-1794 гг. осо­бое место занимает Ж.Ж.Руссо (1712-1778). В первых своих работах "Рассуждение о науках и искусствах" и "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства меж­ду людьми", а затем в известном труде "Об общественном договоре, или принципы по­литического права" Руссо изложил свое понимание общественного прогресса и идеи о естественном происхождении государства. Его положение о том, что возрождение наук и искусств не способствует усовершенствованию нравов, свидетельствует о том, что Руссо понимает противоречивость общественного прогресса. Руссо одним из первых усомнился в том, что с помощью Просвещения можно исправить общество, то есть усомнился в основном постулате Просвещения.

Историю Руссо делит на два качественно различных этапа:

• естественное состояние;

• гражданское общество.

Если у Гоббса в естественном состоянии люди злы и истребляют друг друга в борьбе за существование, а объединиться людей заставляет стремление к самосохране­нию и удобствам, которые вытекают из их совместной жизни, то, по Руссо, в естествен­ном состоянии это не является абсолютным, то есть люди равны не во всем, но это не­равенство не существенно.

При переходе в гражданское состояние неравенство усугубляется, поскольку раз­витие наук и отношений собственности увеличивают общественное богатство, а его распределение осуществляется несправедливо. Те, кто при заключении общественного договора получили политическую власть и тем самым приняли на себя обязательство служить обществу, то есть действовать в интересах большинства, захватили лучшую часть собственности и стали действовать в своих собственных интересах. Государство и власть они стали использовать для зашиты своей собственности и тем самым нарушили общественный договор. В результате единственным источником их права на власть яв­ляется сила. Парод же получает право на революцию, и это его право выше всякого другого, в том числе и права собственности.

Таким образом, люди при заключении общественного договора делегируют часть своих прав (часть прав является неотчуждаемыми) другим лицам. Но общественный договор - это обман и его последствия обнаруживаются очень скоро, поскольку в об­ществе выделяются два полюса: на одном из них помещаются власть и богатство, на другом - нищета и бесправие. Поскольку одна из сторон злоупотребила общественным договором, то вторая сторона тем самым получает моральное и юридическое право его расторгнуть и перераспределить власть и богатство.

Собственность, считает Руссо, отменить нельзя, се следует только распределить, исходя из принципа равенства всех людей. Конечно, совмещение принципа равенства и принципа частной собственности невозможно и поэтому эгалитаризм Руссо, по нашему мнению, является утопией.

Руссо призывает вернуться к "идиллическим отношениям", когда люди находи­лись в естественном состоянии. Однако Руссо не верил в возврат к прошлому, в воз­можность воссоздания утраченных добродетелей. Внимательное прочтение его трудов свидетельствует, что Руссо мечтал о воссоздании естественного состояния общества на качественно новой основе, то есть Руссо угадывал диалектику отрицания.

Существует попытка представить Руссо как противника общественного прогрес­са. Думается, что такую попытку предпринимают те исследователи, которым не уда­лось уловить диалектику в мышлении этого выдающегося мыслителя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 279 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.