Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Просвещения




 

Термин "Просвещение" ввели в употребление французский писатель и философ Вольтер и немецкий философ И.Г.Гердер (1744-1803). Просветительство - одно из са­мых оригинальных философских, идеологических, художественных и общекультурных направлений общественной мысли. Его особенность составляет общегуманистическая гражданская направленность, четкое воплощение прогрессивных революционных идей в основном на идеалистической почве. В передовых странах Западной Европы XVIII века бурно развивались производительные силы и прогрессивные капиталистические производственные отношения. Монархическая форма правления, в целом феодальный способ производства зашли в тупик. Просвещение во всех странах имело явно выра­женную антимонархическую направленность.

Крупнейшим представителем Просвещения в Голландии был Б.Спиноза (1632-1677), в Англии - Дж. Локк (1632-1704). В Германии Просвещение представлено имена­ми Х.Вольфа (1679-1754), Г.Лессинга (1729-1781), П.Канта (1724-1804). В США идеи Просвещения разделяли Т.Джефферсон (1743-1826), Б.Франклин (1706-1790). В России - Б.И.Новиков (1744-1818), А.Н.Радищев (1749-1802), В.Г.Белинский (1811-1848) и др.

Особое место в сохранении просветительской идеологии занимают просветители Франции, ставшей в XVIII столетии ареной ожесточенной борьбы между отжившим свой век феодальным строем и развившимся в его недрах капитализмом, между выде­лившейся из представителей "третьего сословия" буржуазией и светской и духовной аристократией. Острые социальные конфликты и противоречия, потрясавшие Фран­цию в XVIII веке, привели в 1789 году к буржуазной революции. Предвестниками этой революции были два идейных течения, образующие органическое единство, характери­зовавшие духовную жизнь Франции XVIII столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение, которое сформировалось во второй четверти XVIII века.

Французское Просвещение состояло из различных по политической и философ­ской радикальности учений. Так, представители старшего поколения просветителей - Монтескье (1689-1755) и Вольтер (1694-1778), выражавшие умонастроение верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, тяготели больше к постепенному ре­формированию феодального общества по образцу соседней Англии с ее конституцион­но-монархическим политическим управлением. Они стремились к узакониванию прав буржуазии, но не ставили вопрос о ликвидации феодального сословия. Они рассчиты­вали на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто отстаивали атеистическое мировоззрение.

Идеологи основных масс дореволюционной французской буржуазии - Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и их единомышленники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом, правда, за просвещенный абсолютизм. Дидро и его друзья отвергали все формы идеа­лизма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.

Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них - Жан Мелье - отвергал не только феодальную, но и всякую частную соб­ственность, защищая коммунистический идеал, правда, в его утопическом толковании. Мелье был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма.

РАННЕЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Предшественниками французских просветителей были Пьер Бейль (1647-1706), протестант, теолог, отстаивавший право на неверие: Бернар Фонтенель (1657-1757) - аристократ, прогрессист, популяризатор научного знания; Жан Мелье (1664-1729), сын ткача, священник, философ-материалист. Эти авторы высказали ряд идей, которые впоследствии господствовали во Франции и за ее пределами в течение всего XVIII века.

Пьер Бейль - последний метафизик XVII века и первый философ XVIII века, из­брал объектом беспощадной критики религию. Он не был атеистом в полном смысле слова, а выступал с позиции скептицизма. Бейль проповедовал веротерпимость, от­стаивал право на неверие, утверждал, что нравственность не следует связывать с рели­гией, атеист также может быть нравственным человеком.

Жан Мелье вел борьбу с религией и мистикой уже с последовательно атеистиче­ских позиций. На заре Просвещения непросто было открыто придерживаться такой точки зрения на мир, поэтому Ж.Мелье изложил свое мировоззрение в посмертно из­данном труде - "Завещание". Религия, по его мнению, является формой извращенного сознания и объясняется не только невежеством людей, но и их намеренной ложью в ко­рыстных целях. Он обосновывает это следующим образом:

• социальное неравенство есть факт;

• религия его оправдывает;

• оправдание неравенства не может исходить от бога, так как он справедлив по определению. Следовательно, религия служит богатым, а значит, она есть заблуждение в лучшем случае, в худшем, что более вероятно, она есть намеренная ложь.

Первоосновой мира Мелье считал вечную, бесконечную материю. Сознание, по его мнению, не есть самостоятельная сущность, а свойство материи, то есть материя первична, а сознание производно.

Одним из крупнейших представителей французского Просвещения был Ш.Монтескье. Его перу принадлежат несколько философских работ: "Персидские письма". "Размышление о причинах величия и падения римлян", "О духе законов". В своих работах Монтескье пытался объяснить историю естественными причинами: гео­графической средой, климатом, наличием ресурсов. В связи с этим его принято считать одним из первых сторонников географического детерминизма.

Ш.Монтескье был деистом, то есть он полагал, что бог, сотворив мир и дав ему законы, в дальнейшем не принимает какого-либо участия и не вмешивается в естествен­но текущие события. Другими словами, мир самодостаточен и в дальнейшем в боге не нуждается. Таким образом, Монтескье выдвигает идею примата разума над богом. Ра­зум он кладет также в основу права.

Итак, ранние просветители сформулировали следующие основные идеи, которые легли в основу просветительской идеологии.

1. Люди и общество в целом неразумны.

2. Общество и государство не соответствуют природе человека.

3. Общество должно быть улучшено путем просвещения.

Начало Просвещения во Франции принято датировать 1718 г., когда на сцене па­рижского театра была поставлена трагедия Вольтера "Эдип". В ней молодой поэт. только что освобожденный из королевской тюрьмы Бастилии, куда он был заточен за сочинение сатирических антиправительственных стихотворений, развенчивал пиетет перед монархической властью и духовенством, отрицал их богоданность и священ­ность, утверждал право просвещенных и достойных людей критически судить о них, а в случае нестерпимого гнета с их стороны - бороться за преобразование общества на на­чалах разума, справедливости и свободы.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) - философ, писатель, публицист был страстным пропагандистом идей Просвещения. Как и Мелье, Вольтер стоял на позици­ях деизма. Некоторые исследователи считают его деизм замаскированной формой ате­изма.

Анализируя содержание Библии, Вольтер писал: "Я никогда не кончил бы, если бы стал подробно пересказывать всю невероятную чушь, которой заполнены страницы этой книги. Здравый смысл никогда не подвергался нападению более беззастенчивому и более яростному! И таков от начала и до конца весь Ветхий завет, этот родитель Ново­го завета..."¹.

Он констатировал, что Ветхий завет является совокупностью противоречивых сказаний, верований и его следует считать фольклорным творчеством многообразных племен, стоявших на достаточно низкой ступени общественного развития.

Вольтер, ссылаясь на исследования критиков христианства и иудаизма, отмечает кричащие противоречия в Святом писании. "В Библии, - пишет он, - нет ни одной стра­ницы, которая не грешила бы против географии, хронологии, естественных законов, истории, здравого смысла, против чести, стыда, совести"2.

Но в то же время Вольтер считал, что религия необходима для народа, потому, ес­ли бы бог еще не был придуман, то это непременно следовало бы сделать.

Значительное место в творчестве Вольтера занимают социально-философские проблемы. Следует иметь в виду, что Вольтер разрабатывает социально-философскую проблематику, не касаясь философии природы и теории познания. Это не в последнюю очередь связано с тем, что во взглядах на природу и познание Вольтер был сторонни­ком английского философа Д.Локка, отрицавшего существование врожденных идей и моральных принципов, и исходившего из принципов сенсуализма и эмпиризма, то есть он разделял некоторые материалистические положения философии Локка, хотя после­довательным материалистом никогда не был. В то же время, анализируя общество, Вольтер считал, что ход истории изменяется под влиянием идей, разделяя, таким обра­зом идеалистическую позицию в отношении общества, свойственную всем просветителям, а том числе и тем, которые придерживались материалистических взглядов на при­роду и познание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.