Социально-политические взгляды Вольтера имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал свободы слова и так далее, но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление общества на богатых и бедных. Наиболее разумным государственным устройством Вольтер считал конституционную монархию во главе с просвещенным монархом.
В 1721 году всеобщее внимание во Франции привлек роман Ш.Монтескье "Персидские письма", представлявшие собой яркую сатиру на существовавший в стране режим, который был охарактеризован как деспотический. Вольтер и Монтескье явились родоначальниками французского просвещения, в распространении идей которого драматургия и художественная литература сыграли колоссальную роль.
Благодаря Вольтеру французская просветительная мысль приобрела столь характерную для нее антиклерикальную заостренность. Последняя объясняется прежде всего тем, что с раннего средневековья христианская церковь выработала идеологическое обоснование феодального строя, окружив его "ореолом божественной благодати". Во Франции, где реформационное движение XVI в. добилось лишь небольших успехов, католицизм вплоть до самой революции оставался тесно сросшимся с феодальным строем не только в идеологическом, но также и в экономическом и в политическом отношениях. В XVIII в. клерикалы находились в первых рядах противников прогрессивных социальных преобразований и были самыми жесткими преследователями свободомыслия.
В 1734 г. французское Просвещение поднялось на новую ступень, что было связанно с публикацией трех принципиально важных для него произведений. Это, во-первых, "Философские письма" Вольтера. В них на основе освещения различных сторон жизни английского буржуазного общества, где монархия была конституционно ограничена и где существовала значительная политическая свобода, Вольтер наметил четкие социальные альтернативы феодально-абсолютисткому строю, существовавшему во Франции. В то время "Философские письма" способствовали распространению на родине Вольтера локковского сенсуализма, бэконовского эмпиризма и ньютоновской физики, разъясняя их теоретические достоинства и практическую значимость.
Во-вторых, это вольтеровские "Замечания на "Мысли" Паскаля", утверждавшие в полемике с христианским пессимизмом жизнерадостный взгляд на возможности человека в его "земном уделе", что создавало основу для развития просветительской "философии человека".
В-третьих, - "Рассуждения о причинах величия и падения римлян" Ш.Монтескье, который проводил мысль о гибельном влиянии христианской религии на общество в силу подавления ею гражданских добродетелей.
В последующие годы Вольтер наряду с дальнейшим развитием вышеназванных идей приступил к разработке антитеологического понимания истории и выдвинул концепцию "просвещенного правления". В ее основании он положил тезис о необходимости разорвать вредоносный союз государей с церковью и на ее месте утвердить благодетельный для общества союз монархической власти с философами как своими советчиками и наставниками. Внимание Монтескье сосредоточилось на задаче объяснения сугубо естественными причинами образования и функционирования всевозможных "форм правления" от деспотических до республиканских. Взгляды Монтескье по данному вопросу изложены в его произведении ''О духе законов".
ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ О МАТЕРИИ И ПОЗНАНИИ
В середине 40-х годов французское Просвещение вступило в продолжавшуюся до революции полосу своего расцвета. В это время начинается активная деятельность второго, весьма многочисленного и изобилующего талантами поколения просветителей, объединившихся в работе над возглавляемой Д.Дидро "Энциклопедией наук, искусств и ремесел". К этому поколению просветителей принадлежали такие выдающиеся философы - материалисты как Гельвеций, Гольбах, Ламетри, Кондильяк и др.
Сочинения Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха запрещались, изымались и подвергались публичному сожжению. Но, несмотря на все преследования, материалистическое мировоззрение укреплялось и распространялось.
Материалистическая философия XVIII века возникла и развилась в тесной связи с успехами естествознания. Французский материализм сознательно противопоставлял умозрительным отвлеченным метафизическим системам живое и конкретное изучение реальной природы. Но в нем неизбежно должны были отразиться особенности той стадии естествознания, на которую они опирались. Французский материализм XVIII века, как и современное ему естествознание, были по преимуществу механистическими. Лишь зачатки идеи развития находили свое место в мировоззрении французских материалистов. Вместе с тем, это был уже последовательный материализм в понимании природы, сменивший господствовавший в XVII века деизм и пантеизм.
Механистический материализм приобретает значение господствующего направления в философском мышлении о природе. Это обстоятельство обуславливалось особым положением механики как науки, которая раньше других получила законченную систематическую разработку и широкое практическое применение.
В наиболее законченном виде концепция механистического материализма сформировалась французским математиком и астрономом П. Лапласом. Она состоит в том, что если бы существовал столь обширный ум, чтобы знать в данный момент обо всех силах природы и точках их приложения, то не осталось бы ничего недостоверного, и "будущее так же, как и прошедшее, предстало бы перед его взором"¹. Таким образом, французский материализм был последовательно механистическим. В таком материализме случайность как объективная реальность не существует. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений доведен до абсурда.
Существенную роль в механистическом материализме играет редукционизм, то есть все науки, в том числе учение о человеке и социальная философия, должны быть сведены к механике и математике.
Наиболее последовательно проводил линию механистического материализма Ламетри. Занятия богословием заронили в сознании Ламетри сомнения в правдоподобности богословской схоластики. Он решил заняться медициной, анатомией, физикой, философией. В 1745 году вышла его первая работа "Естественная история души". В ней он пытается найти физико-химические и биологические основы происхождения человеческого сознания, объяснить его как свойство организованной материи. Конечно, работа в этом направлении не могла не вызывать негативной реакции со стороны духовных и светских властей. Но в 1747 году Ламетри публикует под вымышленной фамилией самое известное свое произведение "Человек-машина". Эта книга предвосхитила некоторые положения теории эволюции. Имя автора вскоре было раскрыто и Ламетри должен был бежать в Пруссию. Здесь он публикует книгу "Человек-растение" и "Система Эпикура".
Решительный борец с религией, "личный враг господа бога", он оставался верен своим убеждениям и на смертном одре.
В отличие от Декарта, который полагал атрибутом материи лишь протяженность (пространство), Ламетри считает таковым и движение. Ламетри пишет: "И существует только одна субстанция, потому что субстанцией можно назвать только то, что является