Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 5. Научно-философская картина мира. Философия в решении актуальных проблем развития мира.




С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки ме­няются и представления о его строе­нии. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчи­востью, наглядностью, доступностью. Каждый человек имеет более или менее осознанное представление о том, каков окружающий его мир. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уров­нем развития общественного производства, техники, нау­ки, культуры и системы общественных отношений, обра­зует картину мира.

«Картина мира» — важная философская категория. В отличие от категории «материя», фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство — независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, и преж­де всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь часть, лишь фрагмент более общей и фундамен­тальной философской категории «картина мира», лежащей в основании мировоззрения (003) данной эпохи. В истории человеческой культуры картина мира посто­янно менялась. На ранних этапах развития философии (016, 017), когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина. Но и она не является окончательной. С развитием науки, с новыми фундаментальными открытиями она будет развиваться, совершенствоваться и более или менее значительно видо­изменяться. Какова же картина мира на сегодняшний день? Каково место в ней человека?

Античная картина мира основывалась на повседневных наблюдениях за движением небесных светил, за су­точными и годичными циклами жизни людей, животных и растений, за ритмом общественной и личной жизни. Вели­кими достижениями древности были изобретение колеса и колесного транспорта, паруса и весел, лука и стрел, овладение земледелием и умением использовать огонь для бытовых и производственных нужд. Под влиянием этих наблюдений, открытий и изобретений складывалась и картина мира. Он представлялся гигантской сферой, в ко­торой господствует круговращение (вспомните вращаю­щееся колесо), циклическая смена и повторяемость собы­тий. Не только небесные светила двигаются по круговым орбитам, но и жизнь человека совершается как огромный жизненный цикл. Земля представляет собой диск или цилиндр, окруженный кольцом мировой реки — океана. Человек есть частица космоса, его своеобразное отраже­ние — микрокосм. Он игрушка в руках богов и не явля­ется хозяином своей судьбы. Такой взгляд способствовал формированию трагического мироощущения, чувства за­висимости человека от внешних природных и социальных сил. В этой картине мира человек действует, живет и страдает по сценарию, созданному сверхъестественными силами. Он не властелин природы и даже не может рас­поряжаться своей собственной судьбой.

Под влиянием христианского мировоззрения, постепенного развития экономических отношений, основанных на торговле, медленного, но неуклонного подъема ремес­ленного производства и технических нововведений на про­тяжении всей эпохи средневековья медленно, но неук­лонно менялась и картина мира. После изобретения вет­ряной и водяной мельницы и особенно механических часов в картине мира, сложившейся к концу средневековья, начали преобладать новые, механистические элементы. К концу эпохи Возрождения и к началу Нового времени (XVII—XVIII вв.) складывается и укрепляется механистическая картина мира. В её центре — и это хорошо про­слеживается в трудах таких выдающихся философов и ученых, как Ф. Бэкон (1561—1626), Р. Декарт, Б. Па­скаль (1623—1662) и другие, — находится христианский бог, творец мира. Однако начиная с эпохи Возрождения его всё больше заслоняет фигура человека, которому от­водится всё более значительная активная и творческая роль. Это отражало развитие нового, капиталистического производства, буржуазного общества и культуры. Центральной фигурой становится здесь активный предприни­матель, коммерсант, авантюрист, путешественник, энер­гичный исследователь или изобретатель. Весь мир рису­ется как огромный часовой механизм, созданный и заве­денный богом, но двигающийся по своим законам (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Все отношения в природе, а отча­сти и в обществе мыслители этой эпохи пытались пред­ставить в качестве связей и взаимодействий внутри ги­гантского механического агрегата. Мир состоит из раз­личных частиц, в результате механического движения и сцепления которых возникают более сложные тела и про­цессы. Деятельность человека в этой картине мира, с одной стороны, жестко обусловлена объективными необхо­димыми механическими законами, а с другой — подчине­на его собственным целям. Это весьма разнообразные цели: прибыль и власть — для представителей буржуазии, борьба против нищеты, бесправия и несправедливости — для эксплуатируемых и обездоленных. Жесткая природ­ная необходимость, с одной стороны, как бы сталки­вается со стремлением к человеческой свободе и спра­ведливости — с другой. Механистическая картина мира, просуществовавшая до начала XX века, оказалась доста­точно сложной и противоречивой.

Революция в естествознании конца XIX — начала XX века, вылившаяся в целую серию научных револю­ций в химии, биологии, астрофизике, технике и т. д., вне­сла крупные изменения в механистическую картину мира. В первую очередь они коснулись представлений о физическом строении материи и взглядов на универсальный характер развития. Современная астрономия, космология и астрофизика внесли огромный вклад в общую компози­цию современной научно-философской картины мира. Согласно современным взглядам, наша Вселенная возникла около 20 миллиардов лет назад в результате взры­ва первоначального сгустка материи, существовавшего ничтожно малые доли секунды и обладавшего такой плотностью, при которой вся наша Галактика могла поместиться в булавочной головке. В результате так называемого Большого взрыва образовались первоначальные физические частицы и поля. Вселенная начала неудержимо расширяться. Радиус «видимой» Вселенной, то есть Вселенной, воспринимаемой с помощью радио­телескопов, составляет примерно 12,5 миллиарда свето­вых лет (один световой год — расстояние, проходимое светом за год при условии, что за одну секунду он проходит в вакууме 300 тысяч километров). Звездные миры и галактические системы, насчитывающие миллиарды звезд и планет, продолжают удаляться друг от друга («разбегаться») со все возрастающей скоростью.

Все известные нам твердые, газообразные, жидкие тела состоят из молекул, а те в свою очередь из атомов. Атомы составлены из различных элементарных частиц, связанных физическими полями. Эти частицы согласно современным физическим теориям в свою очередь состоят из кварков, имеющих дробные электрические заряды. Высказывается мнение, что кварки также не являются последними кирпичиками мироздания. В настоящее время известны сотни различных физических частиц и множество различных видов физических полей. Одни из них очень устойчивы, другие существуют лишь доли секунды. В ходе эволюции Вселенной образовалось множество звездных систем с планетами. Наша Земля — одна из таких планет, однако в силу особых условий (наличие атмосферного кислорода, воды и т.д.) на ней несколько миллиардов лет назад возникли живые организмы. Сей­час и геохимическое и геофизическое её строение доста­точно хорошо изучены. Известно также, что важнейшие наследственные особенности живых организмов переда­ются с помощью особых молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), В этих молекулах «записана» ин­формация, во многом предопределяющая жизнедеятель­ность и развитие организмов. Согласно современной эволюционной биологии, генетике, антропологии и истори­ческой науке, человек возник как продукт эволюции жи­вой природы (216). Вследствие развития производствен­ной деятельности и совершенствования знаний он приоб­рёл возможность влиять на окружающую его природу. Сила его воздействия на природу и последствия этого так велики, что их можно сравнить с мощью геологического процесса. Благодаря научно-техническому прогрессу человек прорвался в космос. Космическое расселение человека в масштабах Солнечной системы — дело, по-видимо­му, не столь уж отдалённого будущего. Но помимо освое­ния природы и выхода в космическое пространство чело­век должен решить и свои собственные проблемы, уст­роить свои земные дела. С ними далеко не всё обстоит благополучно. Войны и революции, эпидемии и техниче­ские перегрузки, богатство и нищета, социальная неспра­ведливость и самопожертвование ради помощи другим — таков далеко не полный перечень проблем, с которым сталкивается современное человечество. Если человек, как показывает современная картина мира, — закономерный продукт развития Вселенной, то спрашивается: существу­ют ли разумные существа в других её районах? Кто мы, люди? Случайная, чуть приметная точка на какой-то еди­ничной линии развития или же одно из многочисленных звеньев в бесконечной последовательности разумных человекоподобных систем? Какую ответственность несём мы за породивший нас мир, за природу? Наступит ли луч­шая, справедливая жизнь? И если наступит, то в силу каких закономерностей? Или же она возможна как ре­зультат нашей свободной воли, взаимной договоренности и согласия? Далеко не на все эти вопросы философия и наука могут дать ответы. И не нужно делать вид, будто бы философия, даже самая передовая и прогрессивная, какой является диалектический материализм, может уже сейчас предложить готовые и простые решения. Но несомненно одно: современная научно-философская карти­на мира несопоставимо сложнее и многокрасочнее, чем античная или механистическая.

Современная картина мира включает в себя общие представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии объективной и субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры (107) и уровней организации материи из неживой приро­ды возникает живая, а из этой последней — человек, с его социальными, нравственными, политическими проблемами, противоречиями и запросами, с его исключи­тельно сложным и динамичным сознанием. Назначение философии, рисующей эту картину, состоит не в том, что она единым махом решает все проблемы, сглаживает все острые углы, устраняет все противоречия, а в том, что она выдвигает на передний план задачу познания мира во всех его связях, по всем его многообразии. Она выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания. Современная научно-философская картина мира как бы очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, выявляет ту область, за которую он несёт ответственность перед собой и перед грядущими поколениями. Всё это требует рассматривать мир в един­стве и целостности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 770 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.