В изобразительном искусстве звучит гражданственность.
Это период новых идей, образов, время появления новых жанров и незнакомых ранее сюжетов.
Западные художники приглашались на работу в Россию, а способные мастера отправлялись обучаться в заморские страны как пенсионеры.
Петр вынашивал план создания русской Академии художеств, и с 1726г. При Академии наук существовало художественное отделение, в котором главное внимание уделялось рисунку и гравюре. В 1748г. Отделение было расширено до классов архитектуры, скульптуры, живописи и перспективы.
С началом 18в. Главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Среди станковых картин, многочисленных монументальных панно и плафонов, миниатюр и т.д. предпочтительное место отводится портрету во всех разновидностях: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. В портрете 18в. Проявился исключительный интерес человеку.
Луи Каравакк был первым придворным моляром, создавшим портреты всей царской семьи и познакомивший русских с только что складывающимся и во Франции искусством рококо.
Основателем новой живописи считается Иван Никитич Никитин. Много раз писал Петра. Смерть императора положила начало последнему трагическому этапу жизни Никитина. Он переезжает в Москву, и в 1732 г. Его вместе с братьями арестовывают по обвинению в хранении писем, чернящих вице-президента Святейшего Синода. Его содержали в Петропавловской крепости 5 лет в одиночной камере, а затем отправили по этапу. До Москвы не добрался, умер. Брат его Роман продолжал после ссылки работать в Москве.
Художником, обогатившим отечественное искусство, был Андрей Матвеев. Его работы несут в себе черты фламандской школы позднего барокко и выявляют богатое колористическое дарование художника. Оформил Петропавловский собор, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Написал портрет Голицыных. «Автопортрет с женой» - самое известное его произведение. Он первым создал поэтический образ дружественного и любовного союза.
Успехом пользовалась в петровские времена графика. Использовалась для учебных целей.
Продолжал развиваться в петровское время и народный лубок. Ярко раскрашенная плоскостная, примитивно-самобытная народная картинка на дереве была самого разнообразного содержания: сатирического, сказочно-былинного, бытового.
Как образцы искусства 1 трети 18в. Дошли и рисунки от руки. Это бытовые и пейзажные рисунки.
Так к концу жизни Петра походил процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах. Однако после смерти Петра наступает эпоха дворцовых переворотов, что отразилось на искусстве.
СЕР.18 ВЕКА
Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40–50-е годы –годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов.
30-е – начало 40-х годов в архитектуре ознаменованы работой Коробова над реконструкцией Адмиралтейства и созданием центральной башни с высоким золоченым шпилем. Но истинный расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли.
Его ранние работы – Летний (деревянный) дворец Елизаветы Петровны. Дворец Воронцова на Садовой улице. С 1745 по 1755 г. мастер занят работой над Большим Петергофским дворцом.
В центре Петербурга Растрелли построил Зимний дворец. Вокруг Растрелли группировались одаренные зодчие, живописцы.
В XVIII столетии было принято воздвигать Триумфальные арки в честь какого-либо выдающегося события.
Русское барокко вызвало подъем всех видов декоративно-прикладного искусства и живописи.
В середине века в России по-прежнему трудились и иностранные мастера, приглашенные царским двором. Во время правления Елизаветы Петровны это были в основном художники, работавшие в стиле рококо, например, итальянец Пьетро Ротари.
Теперь иностранные и русские мастера существуют «на паритетных началах».
После смерти Матвеева Вишняков занял пост главы Живописной команды Канцелярии от строений и принимал участие в монументально-декоративных работах на объектах Петербурга и окрестностей. Занимался портретом.
Его кисти портрет Сарры Фермор - в нем ощущается еще живая русская средневековая традиция –и блеск формы парадного европейского искусства XVIII в.
Вишняков сумел соединить в своих произведениях восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности,
«Архаизмы» в живописном почерке более очевидны в творчестве Алексея Петровича Антропова. Он расписывал интерьеры дворцов, писал икон. Работал в жанре камерного портрета.
Близок Антропову Иван Петрович Аргунов, крепостной художник Шереметевых, происходивший из замечательной династии, давшей и живописцев, и архитекторов. Портреты Аргунова соединяют принцип композиции западноевропейского парадного портрета и живописной сухости, плоскостности. В 80-е годы под влиянием нового направления – классицизма – манера Аргунова меняется: формы становятся скульптурное, контуры четче, цвет локальнее. Это отчетливо видно в изображении «Неизвестной крестьянки в русском костюме», с его пластичностью форм, простотой, ясностью композиции.
Помимо живописи в середине XVIII в. развивалась графика, особенно архитектурный пейзаж,прежде всего благодаря Махаеву.
На искусстве середины века сказалось творчество Ломоносова. У Ломоносова был замысел создать более двадцати огромных мозаичных панно для Петропавловского собора, но смерть помешала ему.
ВТОРАЯ пол.18 ВЕКА.
Период расцвета абсолютной монархии в России, могущества дворянства.
Взлет русской художественной культуры второй пол. XVIII в., формирование поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями.