Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении.
Культура зарождается, распространяется, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз. Базисными единицами культуры выступают элементы или черты культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными. Материальные памятники культуры более долговечны, они хранят больший объем информации, чем нематериальные. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по материальным.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое). Артефакты отличаются тем, что они имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
ВИДЫ КУЛЬТУР
4.1 Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Территориальная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одно из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.
Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры. Более того, последняя входит в состав национальной. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы.
Типы культур.
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура.
Культура как отношение человека к природе и её типы.
Следующее основание, по которому мы выделим тип культуры, связано с отношением человека к природе. Наиболее древним отношением человека к природе было отношение присвоения. В рамках культуры присвоения выделяются три вида деятельности - охота, рыболовство, собирательство.Таким образом, сама культура присвоения способствует тому, чтобы человек очень быстро, разумеется, в историческом времени, стал осваивать всё новые и новые территории, развиваясь экстенсивно, вширь. Но, рано или поздно, эта культура исчерпает свои источники роста - более-менее богатые территории будут освоены, более-менее "привлекательная" экологическая масса в виде лесного зверья или рыбных богатств, полезных растений войдет в поле его интересов. А потом - неизбежный кризис, который заставляет человека перейти на более высокую культуру – производства. Где-то в 11-10 тысячелетиях до н. э. человек начинает переходить к производству.
В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности - земледелие и скотоводство. Эти виды культуры производства ещё называют сельскохозяйственным или аграрным. Здесь основным объектом приложения сил выступает производство продуктов питания с использованием земли и скота. Эти культуры называют ещё и традиционными - поскольку формой передачи культуры от поколения к поколению выступает традиция, при которой сын наследует собственность отца - его землю, стадо, орудия труда, сам род занятий. Сын идёт по стопам отца, дочь - по стопам матери. Поскольку орудия труда меняются очень медленно (мы до сих пор пользуемся лопатой - изобретением древних земледельцев), то и нормы отношений между людьми приобретали достаточно устойчивую форму ритуала, обряда, традиции. Аграрное производство, или культура аграрного производства, в качестве господствующей просуществовала вплоть до ХVIII века, когда происходит промышленная революция. Утверждается индустриальная культура, или культура индустриального общества. В рамках этой культуры производство промышленных изделий, то есть машинное производство, механические технологии начинают играть определяющую роль. От их успеха зависит успех аграрной культуры: промышленность поставляет аграрному сектору удобрения, электроэнергию, механизмы для обработки земли, транспорт и т. д. К концу ХХ века мир заговорил о "постиндустриальной культуре", о "технотронном обществе", об "информационной цивилизации", о приближении "третьей волны" и т. д. Мы стоим на пороге новой культуры.