Культурология в системе гуманитарных наук.
Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук.
Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.
Общественные науки – это сложная и постоянно развивающаяся система, причём различные области этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической базы. Как правило, такие серьёзные перемены не ограничиваются рамками одной научной дисциплины или научной школы, а стимулируют развитие нетрадиционных подходов к проблемам других общественных наук.
Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.
Культурология как наука формировалась путём интеграции таких дисциплин, как:
1) Культуроведение – описание достижений той или тиной культуры. Оно охватывает всю сферу познания класса явлений культуры, в том числе и достаточно узкие, специализированные знания (искусствоведение, театроведение, музыковедение и т.д.);
2) Культурогенез – учение о происхождении культур;
3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;
4) Социология культуры – рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в эмпирически данной системе общества.
Предмет и задачи культурологии.
В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права(является изучение возникновения, развития и функционирования культуры как специфически человеческого способа жизни.
Конкретизируя предмет культурологии, можно выделить одну из основных задач культурологии — выявить дух культуры (менталитет, культурный образец, дать анализ способов культурного наследования, «кода» культурного развития.)
Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Задачи культурологии:
1) изучение содержания, структуры, функций, технологии функционирования культуры, а именно, социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики. Т.е. выявить дух культуры (менталитет, культурный образец), дать анализ способов культурного наследования, «кода» культурного развития;
2) построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах. Поставленная задача предполагает решение по меньшей мере следующих фундаментальных проблем:
1. Открытие «гена» и генетического кода культурных феноменов, т. е. тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального человеческого опыта.
2. Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код».
3. Изучение суммарных последствий таких мутаций — во многом и есть реальная, раскрываемая теперь в своей сущности история очеловечивания мира.
3) Анализ и описание типов культур; реконструкция образа мысли, образа жизни, образа деятельности этнических групп, народов как субъектов истории.
4) Прогнозирование развития историко-культурный процесса, что позволит управлять им.