В рамках материальной деятельности следует выделить четыре области материальной культуры:
1.Плоды материального производства предназначены для человеческого потребления а также технические сооружения оснащающие материального производства. Это так называемая «материальная культура» - все от прошлых эпох – орудие труда оружие постройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышленного производства.
2.Культура воспроизводства человеческого рода способа поведения человека в сфере интимных отношений сфера естественно – родового отношения мужчины и женщины в чувственной мере характеризует ступени общей культуре человека.
3.В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности культивирование физических возможностей человека гармонизация его телесных проявлений физических качеств двигательных навыков и умения – все это объединяется в понятие физическая культура.
4.Под культурой социально – политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических действий которое составляет реальное «тело» общественного бытия то что обычно называется «социальной материей»
На каждом из этих направлениях человеческой деятельности вырастают своеобразные формы материального общения людей поскольку вне общения никакая человеческая деятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельность требует не только духовного но и не посредственно материального общения ее участников в процессе производства в социально – политической практики в семейной жизни и т. п.
Духовная культура.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производна от нее его определяется. Если вставать на точку зрения что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды как преобразовательные, ценностно – ориентационная и коммуникативная, то духовной культуре можно выделить четыре раздела:
1.Первый порождается социальной активностью человеческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин.
2.Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры охватывающиеся познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знание является элементом в этой области духовной культуры.
3.Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно – ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. Знание оценка выступает связующим звеном с выше названым структурным элементом культуры. Знание выступают как бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и как отражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познаний пониманием мира предполагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и значениями.
Четвертей духовной культуры является духовная общение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокое культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется именно потому что человек видит в синхронных переживаниях партнерах по общению сходное со своими переживаниями. Духовное общения может происходить на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную ''память'' общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно ''потребляются'' распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как бы опосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур через объектированные результаты духовной деятельности.
Функции культуры.
См. Багдасарьян стр.139
Культура-явл сложное,многообразное,поэтому изуч.и понимание общих закономерностей функционирования культуры сопряжено с немалыми трудностями.
Вопр.о функционированиях культуры предполагает рассмотрение тех ролей,которых выполняет культура по отношению к обществу.
1.Социализация и инкультуризация-близкие понятия,т.к.речь идет о процессе усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опытв,в которых входят нормы,ценности,образцы поведения и тд.
2.Ценностно-нормативная функция устанавливает,организует и регулирует отношения людей. В ее основе- системы ценностей,которые выстраиваются в определенную иерархию.
3.Познавательная ф-ия выступает как социальная и интеллектуальная память человечества,сохраняя,перерабатывая и транслируя от поколения к поколению инфо об окруж.мире.
4 Деятельная ф-ия находит свое выражение в деятельности людей,порождающей новые образы и культ.образцы.
5.Коммуникативная ф-ия имеет глубокий онтологический статус.
6. Символическая ф-ия связана с коммуникативной.
7.