Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек: его природа и сущность, их проявление в социальной практике и образах искусства.




А) Философия как высший уровень мировоззрения. Б) Философия и сферы культуры.

А) Ф.- (терм. введен Пиф-м, “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость = любовь к мудрости) Поиск ответов на макс-но всеохватные вопросы бытия. Метанаука. В состав Ф. входят: 1. теоретическая философия (систематическая философия): вкл. в себя онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии; аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний); фил-я науки. 2. социальная философия; 3.этика; 4.эстетика; 5.логика; 6.история фил-и.

Областями познания Ф. явл. фил-я: науки, языка, искусства (эстетика), практики (этика), культуры.

Важнейшие функ-и Ф.: 1) мировоззренческая (воззрения на мир). Мир-е – система устойч. взглядов чел. на мир и свое место в нем. Состоит из миропонимания, мироощущения и мировоспр. Уровни М.: a)жизненно-повседн. b)философский. Выделяют 4 формы мировоззрения: мифологич-е, религ-е, философское и научное. Ф. допустимо опред. как мир-е, но оно всегда нужд-ся в интерпр. на осн.практики: науки и искусства.;

2) методологическая. М.- учение о методах- опред-е способов достиж. какой-л. цели, напр. эффективного констр-я научн. по знания, поэтич. тв-ва, соц. практики. Напр., исторический метод (знание истории вопроса, кот. занимаешься). Заметим, что в античности различие между наукой и ф. еще не было выявлено, т.е. и то и др. стрем. к систематическому, доказательному и проверяемому знанию.

Б) К.(cultura-улучшение, соверш. чего-л.)- все, что создано человеком. В этой связи Цицерон считал, что К. не исчерп. Ф., но именно в ней к. дана в своей предельной полноте и пред. возм. осмыслении. *Вплоть до посл. четв. 20в. К. было принято делить на а) Материальную (все созд. руками ч.) б) Духовную (нравы, обычаи, сист. ценностей). àСоциальная к-ра - связующее звено 2-х к-р. От уровня ее разв.зависит все остальное.

Фун-и К.: 1) Фун-я накопления хранения и передачи информации, 2) Знаковая функция, 3) Адаптивная функция, 4) Регулятивная (нормативная) функция, 5)и тд, à Человек: продукт к., транслятор к., потребитель к., производитель к.

+ Еще функ-и Ф. частично совп. С ф-ми Культуры: 3)Ценностно-ориентирующая (Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей), 4) Критическая функция (Критич. отнош. Ф. к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования), 5)Интегрирующая функция (Ф. обобщает накапливаемое чел-м знание, сист-т и интегрирует его в ед. систему) 6)Идеологическая функции, 7)Воспитательная функция, 8)Прогностическая функция, 9)Проектировочная функция.

Гегелевская «ромашка», где «лепестки» — области фил. изучения разн. сфер культуры: (философия морали/искусства/техники/религии/полит/права/истории/природы).

Человек: его природа и сущность, их проявление в социальной практике и образах искусства.

Ч.- био-психо-социальное сущ-во. Представитель вида homo sapiens. Генетически связ. с друг. ф-ми жизни и выдел. из них благодаря способн. производ. орудия труда, облад. членоразд. речью, мышлением, сознанием и нравственно - этич. качествами. *Принадлеж. 2-м мирам (соц. и животн.): Посредством социализации в рамках чел. Общ-ва человек превращ. Из биологич. массы в личность. Сущность чел. завис. от его дуальной натуры. ***Общ-воàЧà общ-во. (Объект соц. практики — способы жизнедеятельности людей). Этими вопр. заним. Практическая философия- этика (но она отлич. от узк. смысла «этики»).

4 сферы в кот. Ч. проявл. себя ярко:Страсти. (природа страсти иррац. Ч.не играет, не пыт. казаться). Положительные:; Отрицательные.Свобода (реализовать себя в своем предназн., поняв его)Творч-во (созд. Нового!)Красота— «добрая красота» с т зр. Востока не м.б. эстетики безобразного

Точки зр. На Ч.: *Конфуций: развит. чел-ка определ. божественным небом, направляющим нравственность людей по пути гуманности, уваж., почтительности, справедливости, выполнения требований этикета. *Многие фил. др. Греции и Рима связ. жизн. путь ч. с космич. предопред.àпокорение мировому порядку вещей.

Наиб. отчетливо фаталистические идеи звучали в трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий): цель заключ. в том, чтобы бесстрастным мудрецом жить «в согласии с природой». Это ед.способ достиж. гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Поворот к познанию собственной сущности - идеи софистов: Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они сущ-т, несуществующих, что они не сущ.». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».

Если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассм. как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, кот. обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле. Аристотель пытался «примирить» обе стороны человеческого бытия, объявив ч. «разумным животным», Ницше же наоборот ч.-«больное животное».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.