Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религия и наука. Религия и свободомыслие. Место и роль религии в контексте современной цивилизации.




Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви и влияет на ее доходы; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых. Свободомыслие религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически свободомыслие проявлялось в различных формах критики религии. В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов. Традиции свободомыслия были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и другими вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18-19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи свободомыслия ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. Свободомыслием пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позицией свободомыслия выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы свободомыслие в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене "Союз монистов", который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи свободомыслия.

В современном мире религия становится маркером цивилизации. Практически во всех современных конфликтологических моделях присутствует религия в скрытом или явном виде. Вместе с тем, все чаще многие религиозные лидеры говорят, что в действительности происходит не "столкновение цивилизаций": конфликт, утверждают они, происходит не по цивилизационному принципу, а между религиозным образом жизни, религиозным мировоззрением и религиозными сообществами, с одной стороны, и идеологией секуляризма, секуляристским обществом, с другой, вытесняющим все религиозное из общественного измерения, маргинализирующим все, что связано с религией. В результате, мы наблюдаем не только количественный, но и качественный рост присутствия религии в обществах и странах "первого", "второго" и "третьего" миров. Оценку роли религии в современном мире осуществили те, от кого этого сложно было бы ожидать - вдохновенный европейский идеолог коммунитаризма Юрген Хабермас и американский социолог - католик Питер Бергер.В современных условиях роль религиозного образования, а точнее, преподавания знаний о религии, становится чрезвычайно актуальной задачей для национальных правительств, для гражданского общества. Есть локальные особенности религиозных и этнических сообществ, есть объективные цивилизационные и политические различия, разные культурные уклады. Но мы должны найти матрицу представления этих знаний, определить базовые принципы такого преподавания, не ограничивая многообразия форм представления этих знаний в разных социокультурных и цивилизационных условиях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 619 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.