Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема первоосновы, ее решение в различных философских школах Древней Греции.




Античной философией-совокупность философских учений,кот.возникли в Др.Греции и Др.Риме.В развитии античной философии выделяют следующие этапы: 1)космологический; 2)антропологический);3)эллинистический

Главной особенностью является то, что центром культуры выступает не человек и его личность,а космос,т.е.природ.При этом космос рассматривался как идеал гармонии, совершенства и красоты, а человек в их понимании, являлся частичкой космоса.Для того, чтобы достичь совершенства космоса человек должен был развивать себя духовно и физически. Такое понимание в научной литературе - космоцентризм.

Первые древнегреческие философы называли себя физиками, то есть изучающими природу. Впоследствии это понимание определяется как натурфилософия - это абстрактные умозрительные рассуждения, не основывающиеся ни на опыте, ни на экспериментах. Первая древнегреческая философская школа возникает в городе Мелете. Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Заслугой этой школы является то, что они первыми отошли от мифологического объяснения мира и стали изучать природу. Конкретной проблемой их изучения становится первооснова мира, то есть то, что является основой всего мира. В древнегреческой философии первоосновой определяется понятие "архэ". В качестве "архэ" они первыми предложили рассматривать: естественное, вещественное, материальное начало мира. Фалес в качестве "архэ" предложил воду. Анаксимандр в качестве "архэ" предложил апейрон (беспредельное, неопределенное начало), а по содержанию это не конкретное вещество, а вещество вообще. По сути, такое понимание способствовало развитию философского понятия "субстанция". Анаксимен в качестве "архэ" предложил воздух.

Значение идей милетской школы является то, что они заложили основу европейской науки. Проблему "архэ" предложил изучать Гераклит из города Эфес. Основные философские идеи Гераклита представлены в работе "О природе", из которых сохранилось около 30 фрагментов. В качестве "архэ" Гераклит предложил огонь. Образ огня философ взял не случайно, а для того чтобы выделить главную особенность мира, его постоянную изменчивость, развитие. Поэтому Гераклита считают основоположником диалектики - учения о развитии. При этом Гераклит высказал догадку, что основой любого развития выступает единство и борьба противоположностей.

Особое понимание "архэ" предложил Пифагор и его школа, связанная с математикой. В качестве "архэ" он предложил число, которое понимал, как символическое выражение количественных соотношений (размер, вес, длина). Число, по Пифагору, это нематериальное начало мира, поэтому Пифагор и его учение способствовали развитию особого направления в философии - идеализма. Заслугой Пифагора в философии является также создание самого понятия философия - не просто любовь к мудрости, но и удовольствие. Завершение изучения "архэ" происходит в школе атомизма, представителями которой были Левкипп, Демокрит."Атом" - конечная, неделимая частичка мира, из которой все состоит. Философское значение идей "атома" состоит в том, что был изменен путь научного познания, от изучения внешних свойств предметов и явлений, к познанию их сущности.

06. Проблема человека в античной философии:, Сократ,Аристотель, Эпикур, стоики и др.

Заслугой С-та явл измен предмета фил-ии,т.е. в отличие от физиков С-т первым предложил изучать человека.С этим понманием связан первый принцип фил-ии С-та: «Познай самого себя».С. считал,что прежде чем изучать космос,звезды,архэ,человек должен познать самого себя.При этом Сакрат формулирует задачу фил-ии—помочь человеку стать моральным добродетельнам сущ-м.Т.о. выдел особая область познания-Этика.Для осуществл пост задачи С разраб. Метод познания—Мойевтика-умение так вести беседу,чтобы не навязывая человеку истины помочь ему самому прийти к ней.

Аристотель определяет этику как науку.Этика-это наука о нравственной деятельности человека,о добродетелях его души.А.считает,что нравственные качества не присущи человеку от рождения.а они явл.результ.воспит.Но подлинно моральным человек стан в организованном гос-м обществе.Человек-это общесчение,.,полит. животное.наделенное разумом.Это опред он относит только к свободным гражданам.т.к.раб-это говорящее орудие.

Заслугой Эпикура явл. его этическое учение,гл пробл кот выступ смысл жизни человека.Согл Эпикуру смысл жизни сост в достижении счастьяА под счастьем он поним «ничем не омраченное удовольствие»,аудовольствие-это отсутствие всяких страданий,а для этого человек должен отказаться от тех ценностей жизни,которые от него не зависят

И тогда он достигнет дух сост-атараксии-особое сост душевного покоя человека,а для этого надо преодолеть 2 вида страха:1.перед Богом и 2.перед смертью

. 07. Онтология и гносеология Платона. Учение об идеях.

Платон считал, что все что становится, становится ради бытия. Онтология Платона уже есть этика: мир идей, где безраздельно властвует благо, выступает в качестве цели человеческой деятельности. Но благо - это верхняя граница бытия, граница, куда оно доходит и во что переходит на пути своего возвышения. У блага есть и нижняя граница, где бытие становится иным, другим, отказывается от себя. Заслугой Платона является создание первой системы философских знаний, которая включает в себя учение: - о природе, - познании, - человеке и его душе, - этике, - политике, - государстве.

Учение Платона определяется как система объективного идеализма, основу которой составляет учение об идеях:

1. Согласно Платону существует не один, а два мира: - мир вещей (все предметы и явления); - мир идей (мир идеальных сущностей идей, а не пустых звуков).

2. Мир вещей не обладает истинным бытием, то есть все вещи временны и преходящи. Истинным бытием обладает только мир идей, потому что идеи вечны.

3. При этом Платон преувеличивает мир идей по отношению к предметам и явлениям и считает, что именно идеи определяют развитие материального мира. А это позиция объективного идеализма. Согласно Платону, идеи находятся в особом мире: вне Земли, на звездах.

4. С учением об идеях связана гносеология Платона - теория познания, которая включает три части: 1) теория припоминания; 2) учение об Эросе; 3) диалектика.

- Согласно теории припоминания душа человека до его рождения находится в мире идей, где набирается знаний. Когда человек рождается, душа вселяется в его тело и забывает полученные знания. - Затем в особом состоянии Эроса, человек вспоминает полученные знания. Под Эросом Платон понимает инстинктивное, безудержное желание познавать идеальные сущности вещей. Речь идет о сути творчества, то есть создании нового знания. - Конкретным методом получения знания Платон считает диалектику.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1926 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.